Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 11:13, курсовая работа
Цель данной работы: изучить организацию обстановки и методику формирования культурно-гигиенических  навыков у детей младшего дошкольного  возраста. 
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: 
1. Изучить и  проанализировать источники по  проблеме формирования культурно-гигиенических  навыков. 
2. Выявить, созданные  в группе детей младшего дошкольного  возраста условия для формирования  культурно-гигиенических навыков. 
3. Разработать  рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
ВВЕДЕНИЕ 
1. Теоретические  основы формирования культурно-гигиенических  навыков у детей младшего дошкольного  возраста 
1.1 Воспитание  культурно-гигиенических навыков 
1.2 Гигиеническое  воспитание детей 
1.3 Культурно-гигиенические  навыки, их значение в развитии ребёнка 
1.4 Методика воспитания  культурно-гигиенических навыков  у детей младшего дошкольного  возраста 
1.5 Пути формирования  культурно-гигиенических навыков 
2. Опытно-экспериментальная  работа по формированию культурно-гигиенических  навыков у детей младшего дошкольного возраста 
2.1 Выявление  уровня сформированности культурно-гигиенических  навыков 
2.2 Мероприятия  по формированию культурно-гигиенических  навыков 
2.3 Проверка эффективности  проделанной работы 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В воспитании культурно-гигиенических 
навыков, так же как в любом 
другом виде педагогической деятельности, 
важно единство требований сотрудников 
детского учреждения и родителей. Поэтому, 
нужно выработать общие критерии в оценке 
отдельных действий, установить общий 
порядок выполнения этих действий, четко 
определить места расположения вещей, 
игрушек, порядок их уборки и хранения. 
Культурно-гигиенические 
навыки нуждаются в постоянном закреплении. 
Изменение системы воспитательной работы, 
отсутствие внимания к формированию и 
использованию навыков может привести 
к их быстрой утрате. 
1.3 Пути формирования 
культурно-гигиенических 
Формирование 
культурно-гигиенических 
По мере освоения 
культурно-гигиенические навыки обобщаются, 
отрываются от соответствующего им предмета 
и переносятся в игровую, воображаемую 
ситуацию, тем самым влияя на становление 
нового вида деятельности - игры. В играх 
ребёнок отражает (особенно поначалу) 
бытовые действия, прежде всего потому, 
что они ему хорошо знакомы и неоднократно 
совершались по отношению к нему самому. 
Игровые действия детей этого возраста 
максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь 
лет ребенок может заменить действие словом, 
например, "уже поели", то в раннем 
возрасте он старательно кормит мишку 
первым, вторым и третьим блюдом. 
Чтобы ускорить 
формирование культурно-гигиенических 
навыков необходимо в процессе игр 
напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь 
руки перед едой. Не забыл ли ты помыть 
руки своей дочке?". Таким образом, 
усвоенные культурно-гигиенические навыки 
обогащают содержание детских игр, а игры 
в свою очередь становятся показателем 
усвоения культурно-гигиеническими навыками. 
Культурно-гигиенические 
навыки связаны не только с игрой. 
Они лежат в основе первого 
доступного ребёнку вида трудовой деятельности 
- труда по самообслуживанию. Малыш научился 
одевать платье, колготки, туфли и начинает 
осваивать последовательность одевания: 
что сначала, что потом. При этом сформированные 
навыки объединяются, образуя схему действий 
в ситуациях одевания, умывания, укладывания 
спать и т.д. То есть происходит укрупнение 
единиц действия, когда малыш работает 
уже не с одним элементом, а с их группой. 
Постепенно трудовые действия объединяются 
в сложные формы поведения. При этом он 
переносит отношение к себе на отношение 
к предметам, начинает следить за чистотой 
не только своего внешнего вида, но и своих 
вещей, за порядком.  
Таким образом, 
можно утверждать, что сформированные 
культурно-гигиенические навыки обеспечивают 
переход к более сложным видам 
деятельности, стимулируют их развитие, 
обогащают содержание этой деятельности. 
Дошкольник 3-х 
лет осознает необходимость выполнения 
культурно-гигиенических 
В дошкольном возрасте 
у ребенка расширяется круг культурно- 
гигиенических навыков, совершенствуются 
способы выполнения бытовых действий, 
и изменяется их структура. Дети, как 
правило, хорошо ведут себя за столом, 
контролируют свой внешний вид, чистоту 
тела, умеют самостоятельно замечать и 
устранять неполадки в своем внешнем виде.  
Культурно-гигиенические 
навыки выступают как важная составная 
часть культуры поведения (С.В. Петерина). 
Действия ребенка все более автоматизируются, 
а его сознание освобождается для анализа 
условий, в которых они протекают, и для 
контроля за качеством их выполнения. 
Навыки усложняются и постепенно превращаются 
в системы поведения. Например, на протяжении 
всего дошкольного возраста культурно-гигиенические 
навыки все больше объединяются с трудовыми. 
Теперь ребенок следит за чистотой одежды 
и приводит ее в порядок, самостоятельно 
подготавливает условия для бытового 
процесса.  
Ребенок регулирует 
свое поведение в соответствии со 
сформированным представлением о способе 
поведения в бытовых процессах.  
Высокое качество 
выполнения одного действия приносит 
ребенку удовлетворение и позволяет 
перейти к другому. Поэтому он 
сначала раздевается после 
Таким образом, 
освоенные культурно-
Привычки выполнять 
требования личной гигиены и культурного 
поведения проявляются в разных 
жизненных ситуациях. А бытовые 
процессы выполняются без напоминания 
взрослых. Постепенно возрастает сознательное 
отношение к своему поведению и контроль 
за ним. То есть дошкольник переходит от 
импульсивного поведения к личностному, 
произвольно регулируемому на основе 
усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет 
могут самостоятельно выполнять бытовые 
процессы. Режим дня в дошкольном возрасте 
продолжает играть важнейшую роль в организации 
бытовой деятельности и усвоении правил 
поведения.  
2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ 
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ 
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО 
ВОЗРАСТА 
Воспитание культурно-
Контроль над 
правильностью выполнения движений 
должен осуществляться поэтапно. Важно 
применение различных средств поощрения 
и наглядных средств для 
В соответствии 
с требованиями Программы воспитания 
и обучения в детском саду ребенок 
к 4 годам должен следить за своим внешним 
видом, уметь правильно пользоваться мылом, 
аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо 
вытираться после умывания, вешать полотенце 
на место, пользоваться расческой и носовым 
платком, освоить элементарные навыки 
поведения за столом: правильно пользоваться 
столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; 
не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым 
ртом, не разговаривать с полным ртом. 
Нами были определены 
задачи экспериментальной части 
исследования: 
1. Изучить условия 
воспитания культурно-гигиенических навыков 
у детей второй младшей группы. 
2. Определить 
сформированность культурно-
3. Разработать 
мероприятия по формированию 
культурно-гигиенических 
4. Определить 
эффективность разработанных 
Эксперимент состоял 
из 3-х этапов: 
1. Констатирующего; 
2. Формирующего; 
3. Контрольного. 
База исследования: 
воспитанники второй младшей группы 
ДОУ № 17 г.Сызрани.  
2.1 Выявление 
уровня сформированности 
Для участия 
в дальнейшем исследовании нами было 
отобрано 2 группы детей по 4 человека 
в каждой (Приложение 1). Одну группу 
мы определили как экспериментальную, 
а другую как контрольную.  
Цель констатирующего 
эксперимента: изучить объем и 
уровень сформированности навыков 
и умений и определить условия 
воспитания культурно-гигиенических 
навыков у детей второй младшей 
группы. Для этого необходимо: 
а) установить объем 
культурно-гигиенических 
б) выявить и 
оценить уровень сформированности 
навыков: рациональность и последовательность 
операций, их быстрота и качество, самостоятельность 
детей. 
г) выявить условия, 
созданные в группе для формирования 
культурно-гигиенических 
д) выявить формы 
организации, приемы обучения и приучения, 
их специфику и эффективность; 
е) выяснить отношение 
детей к требованиям и 
Мы вели наблюдение 
за работой воспитателя и восьмью 
детьми экспериментальной и 
Таблица 1. Сформированность 
культурно-гигиенических 
Имя, фамилия ребенка
Сформированность навыка мытья рук (в баллах)
Кол- во баллов
Сформированность 
навыка опрятной еды 
(в баллах)
Кол-во баллов
Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах)
Кол-во баллов
Уровень сформированности 
навыка пользования носовым платком  
( в баллах)
Общее кол-во баллов
Уровень сформированности  
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7      
Ахметжанов Айрат
1
1
1
1
1
1
2
8
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
7
2
24
Н  
Галкина Катя
2
2
2
2
2
2
2