Формы и методы взаимодействия ДОУ с семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Работа состоит из теоретической и практической части. Раскрываются формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей.

Работа содержит 1 файл

Адаменко курсовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

      Рекомендации  по организации взаимодействия. Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения, то необходимы мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения. Поскольку родители заинтересованы, прежде всего, в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни ДОУ предпочтительно через осознание важности этого для развития их детей. Родители должны осознать конкретные положительные следствия для ребёнка их включения в жизнь дошкольного учреждения.

      В качестве наиболее эффективной формы  убеждения можно предложить групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах, в ходе которого необходимо поощрять родителей находить положительные стороны их участия в жизни ДОУ, занимать активную позицию и самостоятельно принимать решения (Евдокимова 2007; 52).

      Наиболее  проблемной сферой взаимодействия для  родителей является отсутствие психологических  консультаций по проблемам развития и обучения детей, их подготовки к  школе, т.е. психологического консультирования по вопросам обучения и воспитания, а также возрастных особенностей детей.

      Эта проблема может быть решена на уровне организации работы дошкольного учреждения в целом, т.е. можно предложить родителям обратиться к специалисту в данной области – работающему в дошкольном учреждении психологу или социальному педагогу.

      Одной из причин трудностей во взаимодействии является менее высокая оценка работниками  дошкольного учреждения важности семьи  в воспитании и обучении детей, чем  оценка семьёй собственной важности. Это может привести к возникновению  у родителей чувства собственной ненужности дошкольному учреждению. Поэтому необходимо осознание и понимание воспитателями роли семьи в воспитании и обучении ребёнка, включая те сферы воспитания, которые традиционно считались прерогативой общественного воспитания, например подготовки к школе, а также роли взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй по всем вопросам развития ребёнка (Зверева 2005; 49).

      В целях повышения эффективности  и продуктивности взаимодействия целесообразна  разработка конкретных программ работы с родителями и педагогическим коллективом. Для разработки таких программ необходимо проведение исследований, направленных на выяснение того, какие именно формы организации консультаций для родителей были бы наиболее эффективны, в каких формах возможно более активное включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.  

    1. Анализ  и обобщение педагогического опыта
 
 

      «Верьте в талант и творческие силы каждого  воспитанника!» (цит. по: Родчанин 1991; 89) . Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности – Василия Александровича Сухомлинского. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы» (цит. по: Родчанин 1991; 96).

      Приведем  примеры из опыта работы выдающегося педагога современности В.А. Сухомлинского.

      Отношение к ребенку. В.А. Сухомлинский – достойный наследник гуманистической традиции. В Павлышевской школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В среде педагогов, - отмечал Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и наказание самое сильное наказание в педагогическом труде – это оценка» (Сухомлинский 1979; 172).

       Во-первых, В.А. Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым  инструментом оценки имеет только  тот педагог, который любит  детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта – вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике.

     Во-вторых, говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов; в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Оценка у Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское наказание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получится, но придет время - научиться». Сознание ребенка – могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость.

     Сухомлинский  настойчиво рекомендовал родителям  не требовать от детей обязательно  только отличных оценок, чтобы отличники  «не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности».

     Сухомлинский  рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, когда он совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике. Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков (Сухомлинский 1979; 177).

     Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок «ломается», становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех. На этом основании было бы неверным делать вывод о том, что Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. «Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, - считал Сухомлинский, - когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности».

     «Воспитание без наказания – это не узкое  школьное дело, - говорил Сухомлинский. – Это одна из важнейших проблем…переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер – человеческого сознания, поведения, взаимоотношений» (цит. по: Родчанин 1991; 97).

     Василий Александрович писал: «Меня удивил взгляд моего оппонента на наказание  как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной работы…  Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний… И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказаний невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… - воспитывайте детей без наказаний» (Сухомлинский 1979; 164).

     К прекрасному через прекрасное. Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы.

     Приобщая  детей к прекрасному, он всегда использовал  ряд психологических моментов и  педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где  начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. «Тонкость ощущение человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникающее в духовный мир другого человека – все это постигается прежде всего в семье». Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать – это не только тепло, уют, внимание. Это – мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек (Сухомлинский 1979; 181). 
 
 

    1. Взаимодействие  детского сада и семьи  в процессе эстетического  развития детей
 
 

      Умение  чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели – это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности. Формирование творческой личности невозможно без тесного контакта с родителями. «Два берега одной реки» - главный принцип, по которому строится взаимодействие ДОУ и семьи по всем вопросам, в том числе и по эстетическому развитию детей.

      Основной  целью эстетического воспитания детей является:

      - развитие способности художественного видения мира;

      - приобщение к миру искусства;

      - развитие художественно-творческих  способностей (Комарова 2006; 41).

      По  всем трем направлениям педагогами Дудачинского детского сада «Колосок» проводится тесная работа с семьей, что позволяет установить единство взглядов в воспитании ребенка, вовлечь родителей в педагогический процесс, пропагандировать педагогические знания. Строительство любых отношений, как правило, базируется на соблюдении принципов взаимодействия.

      Принципы  взаимодействия с семьей:

      1) Открытость детского сада и семьи. В начале каждого учебного года в ДОУ проводится общее родительское собрание, на котором родителей знакомим с задачами и планом работы по данному разделу, они могут задать вопросы, внести свои предложения, поделиться опытом семейного воспитания. Посещение групп и студии позволяет ознакомиться с условиями, организацией развивающей среды, рабочим материалом. Ежегодно проводится Неделя открытых дверей. Присутствие родителей на занятиях помогает увидеть ребенка среди сверстников, лучше понять особенности его взаимоотношений, интересов, проблем и способностей.

     Большим интересом у родителей пользуется Школа здоровья «Крепыш». Здесь родители могут почерпнуть много полезных советов, знаний и психическом и  физическом здоровье детей, туристских прогулках, совместном отдыхе на природе, об использовании художественно-речевого и изобразительного материала. Родители узнают о том, что можно использовать не только краски, кисточку, бумагу, но и нетрадиционный и бросовый материал (шишки, перышки, палочки, песок, листочки и т.д.). К таким мероприятиям проводятся конкурсы рисунков и газет:

     - «Наша спортивная семья» (2009);

     - «Дружим со спортом» (2010);

     - «Как мы летом отдыхали» (2009);

     - «Наедине с природой» (2010).

     2) Вовлечение семьи в совместную  с детьми и педагогами деятельность. Хорошей традицией детского сада стало проведение творческих выставок семейных работ:

     - «Елочка – зеленая иголочка» (2010);

     - «Волшебница-осень» (2010);

     - «Веселый парад снеговичков» (2010);

     - «Подушечка – моя подружечка» (2010);

     - «Осеннее лукошко» (2011);

     - «Птица семейного счастья» (2011);

     - «Чудо-дворик» (2010);

     - «Смастерим мы сто чудес, не  обидев пальцем лес» (2010).

     Такие конкурсы способствуют укреплению связей ДОУ и семьи. Конкурсы побуждают  родителей к совместной творческой деятельности с детьми, развивают  творческие способности детей. Целью  этой работы является включение родителей  в единый творческий процесс, сформировать у семьи бережные, позитивные взаимоотношения. Совместная творческая работа позволяет взрослым полноценно прожить с ребенком игру, труд, праздники и многое другое.

     Совместную  деятельность семьи и Дудачинского ДОУ «Колосок» можно увидеть и на выставках творческого рисунка:

     - «Люблю тебя, мой край родной»;

     - «Я б в спасатели пошел»;

     - «Зимние забавы»;

     - «Наше семейное увлечение»;

     - «Герб нашей семьи» (Приложение А).

     Здесь могут проявить свои способности  все члены семьи – папы, мамы, бабушки, дедушки, братишки и сестренки.

     3) Консультирование родителей (групповые  и индивидуальные), индивидуальное  общение с семьей. Проведены следующие консультации:

     - «Как воспитать в ребенке творческую личность»;

     - «Художники с пеленок!» (нетрадиционные приемы в рисовании);

     - «Художественно-эстетическое развитие детей»;

Информация о работе Формы и методы взаимодействия ДОУ с семьей