Формы обучения и формы организации обучения. Общий обзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:01, доклад

Описание работы

Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса. Что же такое «формы организации обучения», какова их сущность?
Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

Московский  государственный областной социально-гуманитарный институт 
 
 
 

Семинар по педагогике 
 
 
 
 

Тема: «Формы обучения и формы организации  обучения. Общий обзор» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель:

Черунова  Елена Павловна,

студентка 1 курса з/о педфака,

дошк. отд.,группа А

(г.Луховицы) 
 

2011 г

  Понятие форм обучения  и форм организации  обучения.

Осуществление обучения требует знания и умелого  использования разнообразных форм организации педагогического процесса. Что же такое «формы организации  обучения», какова их сущность?  

   Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса.

В. К. Дьяченко считает, что понятие «форма организации  обучения», как и другие понятия  дидактики может быть научно обосновано лишь при том условии, если дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение – это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт (в том числе и опыт творческой деятельности), накопленные человечеством».

Общение происходит между взаимодействующими преподавателем и учащимися.  В зависимости от структуры учебного общения В. К. Дьяченко классифицирует  общие формы на индивидуальные, парные, групповые, коллективные.

   Понятие «организация» в «Философской энциклопедии» трактуется как «упорядочение, налаживание, привидение в систему некоторого материального или духовного объекта, расположение  соотношение частей какого либо объекта». Обучение может происходить только тогда, когда оно каким-то образом организовано. Оно происходит и существует прежде всего в определённых формах его организации. Организационные формы обучения составляют материальную основу обучения. 

Итак, форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие, экскурсия и другие) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение детьми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формирует у школьников системные знания и личностные качества. Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала детьми различных возрастных групп. Содержание науки и возрастные особенности школьников требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм.

 

  Классификация форм  обучения

  Существуют  различные классификации форм  организации учебного процесса, но все они сводятся к структуре  учебного общения или дидактическим  целям и задачам. Все формы  можно разделить на общие и конкретные

     2.1. Общие формы учебной работы учащихся

    На протяжении длительного времени  в педагогической литературе  было общепринятым деление всех  организационных форм на:

1. Общеклассные  или фронтальные учебные занятия; 

2. Групповые (бригадные или звеньевые);

3. Индивидуальные. 

   Л.П.Крившенко выделяет индивидуальные,  групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные формы обучения.

     Индивидуальная форма  обучения подразумевает взаимодействия преподавателя с одним учеником.

     В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.

Фронтальная форма обучения - преподаватель одновременно работает со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами.

Коллективная  форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия.

При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками.

Аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, связаны с местом проведения занятий. 

     Рассмотрим теперь, какой смысл  вкладывается в понятие «формы организации обучения».

Формы организации обучения – это конструкция отдельного звена процесса обучения, определённый вид занятий ( урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т.д.)                   

Конкретные  формы организации учебного процесса   есть только применение общих форм в соответствии с конкретными  дидактическими целями и задачами. 

      И. М. Чередов пишет, в зависимости от доминирующих целей и особенностей усвоения школьниками знаний, умений и навыков выделяются следующие звенья процесса обучения: формирования новых знаний, закрепления и совершенствования знаний, формирования умений и навыков, применения знаний на практике, повторения, систематизации знаний, контроля усвоения знаний, умений и навыков.

Те или  иные звенья, а чаще их совокупность лежат в основе конструируемых форм организации обучения . Кроме того, на основе одного звена можно сконструировать несколько разных форм. Например, на основе звена формирования знаний могут быть сконструированы урок соответствующего типа, лекция, конференция, экскурсия. 

  В  последние годы в школе стали  практиковаться зачеты в форме общественных смотров знаний по разным разделам изученной тематики. Они проводятся после предварительной подготовки учащихся по отдельным разделам программы. Вопросы подбирает учитель. Учащиеся отвечают на них в присутствии комиссии, сформированной из одноклассников. Цель этих занятий — активизировать познавательную деятельность учащихся. В ходе таких занятий закрепляются, совершенствуются, систематизируются их знания, выявляется общий уровень их развития и подготовленности, уровень сформированности знаний и умений, способность заниматься самостоятельно. Выводимые комиссией отметки в большинстве случаев являются объективной оценкой знаний учащихся.

  Собеседование,  как и зачет, только в форме  индивидуальной беседы проводится с целью выяснить уровень усвоения учениками знаний, умений и навыков.

  Контрольные  функции обучения реализует также  олимпиада, которая предполагает  решение наиболее пытливыми и целенаправленными школьниками оригинальных задач, выполнение необычных, повышенной сложности заданий.

     Названные формы организации обучения применяются как при изучении предметов, предусмотренных учебным планом в числе обязательных, так и при изучении курсов, выбираемых самими учащимися (на факультативах). 

  Все  многообразие организационных форм обучения с точки зрения решения ими целей образования и систематичности их использования делят на основные, дополнительные и вспомогательные. 

Урок  как основная форма  обучения.

       С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и вне учебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

       Урок - это такая организационная форма обучения, при которой Учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы Учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета.

     В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

           В каждом уроке можно выделить его основные компоненты (объяснение, закрепление, повторение, проверка знаний, умений, навыков),которые характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся.

        Под структурой урока понимают соотношение компонентов урока в их определённой последовательности и взаимосвязи между собой.

      Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.

  Общепринятой  классификации уроков в современной  дидактике нет. Это объясняется  целым рядом обстоятельств, но  прежде всего сложностью и  многосторонностью процесса взаимодействия  учителя и учащихся, протекающего  на уроке.

       Классификация типов уроков:

уроки по ознакомлению учащихся с новым  материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретными  явлениями или осмысление и усвоение обобщений;

уроки закрепления и повторения знаний;

уроки, имеющие основной целью обобщение  и систематизацию изученного;

уроки выработки и закрепления умений и навыков;

уроки проверки знаний и разбора проверочных  работ.  

  Типы  уроков, простые по своему строению, т.е. имеющие одну доминирующую  дидактическую цель, более всего  применимы в средних и старших  классах. В начальных классах, учитывая возраст учащихся, приходится комбинировать различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. Даже контрольные уроки здесь довольно часто включают в себя другие виды работы: устное сообщение материала, чтение интересного рассказа и др. Именно этот тип урока называется комбинированным (смешанным), или структурно сложным, уроком. Примерная структура комбинированного урока: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; первичная проверка усвоения; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом. 

Информация о работе Формы обучения и формы организации обучения. Общий обзор