Формы профессионального обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Профессиональное обучение определяется, как процесс подготовки обучающихся для специализации по какой – либо определенной профессии. Вместе с тем современное профессиональное обучение ориентируется не только на задачи сегодняшнего дня, но и на будущие потребности.

Работа содержит 1 файл

курсовая (2).docx

— 47.26 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.   

   Профессиональное обучение определяется, как процесс подготовки обучающихся для специализации по какой – либо определенной профессии. Вместе с тем современное профессиональное обучение ориентируется не только на задачи сегодняшнего дня, но и на будущие потребности.

   Профессиональное обучение является важнейшей частью развития навыков и умений.

    Ниже будут рассмотрены основные методы профессионального обучения, которые используются в настоящее время как в высших учебных заведениях, так и в профессионально-технических училищах. 

 

Глава I. Основные понятия профессионального обучения

      1.1 Понятие и сущность профессионального обучения

   Профессиональное обучение – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах государства, личности и общества, при этом должны соблюдаться определенные государственные стандарты.

   Большое внимание исследованию понятия профессионального обучения уделено психологий. Известными психологами профессиональное образование рассматривается в контексте культуры и гуманизации образования.

   Проблема профессионального обучения многоаспектна, существуют различные теории и направления, пытающиеся дать понятие профессионального образования.

   В контексте идей психологии и педагогики, можно сказать, что общей чертой профессионального образования является внимание к возможностям саморазвития личности, его социальной адаптации в профессиональной деятельности.

   Профессиональное обучение представляет собой процесс овладения определенным уровнем знаний, умений и навыков по конкретным профессиям с получением результата. Понятие «профессиональное образование» отличается от понятия «профессиональная подготовка». Различие состоит в том, что профессиональная подготовка осуществляется в целях подготовки к выполнению определенного вида работы, а профессиональное образование сопровождается повышением общеобразовательного уровня обучающихся. Результатом профессионального обучения является обучение профессиональным знаниям, умениям и навыкам.

   Профессиональное образование реализуется через систему входящих в систему профессионального образования учреждений. Сущность системы профессионального образования заключается в реализации системой профессионального образования трех важнейших функций: социокультурной, образовательной и экономической. Все выше перечисленные функции имеют важное значения для системы профессионального образования. В современных условиях сущность системы профессионального образования в основном определяется экономической функцией. Экономическая функция заключается в систематической подготовке квалифицированных кадров для рынка труда. 
Максимальное удовлетворение общественных потребностей в образовательных услугах также составляют сущность системы профессионального образования. 
   Сущность современного профессионального обучения должно составлять так называемое «опережающее образование» относительно уровня развития производства. В этих условиях усиливается роль системы дополнительного профессионального образования. Система дополнительного профессионального образования дает возможность учащимся пройти переподготовку и получить вторую профессию. Эффективно система дополнительного профессионального образования развита в филиале Московского государственного индустриального университета. Студенты, обучаясь по очной форме обучения, могут, начиная с третьего курса записаться на курсы переподготовки и получить дополнительную специальность. Таким образом, заканчивая вуз студент получает не один, а два диплома. Успешно прошли дополнительную переподготовку студенты специальности «Автомобиле – и тракторостроение», получив дополнительную специальность «Производственный менеджмент».  
Основной целью профессионального образования является профессиональное развитие личности. Адаптация специалиста к условиям конкретного производства достигается в процессе прохождения производственной практики.

1.2 Характеристика профессионального обучения

   Термин характеристика профессионального обучения можно рассматривать, применительно к образованию разных уровней. Отдельную структуру имеет характеристика профессионального образования на начальном этапе становления. Это профессионально-технические училища, характеризующиеся, как кузница рабочих кадров различных специальностей. Система среднего профессионального обучения имеет свою характеристику профессионального образования, как учреждения, подготавливающие специалистов среднего звена на производстве – техников, мастеров, технологов.

   Поговорим о характеристике высшего профессионального образования. Примечательно, что Федеральный закон «О высшем послевузовском профессиональном образовании» 1996 года заменил понятие уровень высшего профессионального образования на ступень высшего профессионального образования. Следовательно, характеристика профессионального образования высшей школы является ступенчатой, многоуровневой. Ступени высшего образования расположены в порядке возрастания сроков их освоения.               

   Ступенчатая характеристика профессионального обучения дает возможность студенту достигнуть определенной ступени, последовательно переходя с одной на другую. Такая формулировка делает ненужным и необоснованным установление счетной последовательности ступеней: первая, вторая, третья и т.д. Первая по счету ступень для выпускника, реализовавшего свое право на непрерывное освоение программы, может оказаться второй по счету для лиц, осваивающих программу поэтапно, по ступеням. Основная характеристика профессионального образования в этом случае состоит в различии ступеней по различным квалификациям выпускников, получивших соответствующее высшее профессиональное образование. Такая характеристика профессионального образования условно разделяет термины многоуровневого образования на следующие подгруппы:

-преемственные  образовательные программы и  государственные образовательные  стандарты различного уровня  и направленности,

-образовательные  учреждения различных организационно-правовых  форм, типов, видов,

-органы  управления образованием и подведомственные  им учреждения и предприятия.

   Многоуровневость, как характеристика профессионального образования, является одним из условий вхождения отечественной образовательной системы в мировое образовательное пространство.

   И в заключении отметим, что в качестве основной методологической идеи многоуровневой профессионально-педагогической подготовки выступает такая характеристика профессионального образования, как непрерывное образование, которое с формальной точки зрения рассматривается как структурная характеристика многоуровневой подготовки.

1.3 Направленность профессионального обучения

   Направленность профессионального обучения представлена формулированием четырех основных идей (направлений), соответствующих основным целям образования, связанных с удовлетворением потребностей четырех субъектов – его «потребителей»: личности, общества, производства и самой образовательной сферы: гуманизации, демократизации, опережающего образования, непрерывного образования.  При этом, идея (в смысле общественно-историческая идея) понимается как высшая форма познания мира, не только отражающая объект, но и направленная на его преобразование.

   В свою очередь каждая идея развивается, конкретизируется в совокупность принципов развития профессионального образования. Причем, эти совокупности выделены в каждом случае по вполне определенным основаниям классификации. В свою очередь, каждому принципу соответствует совокупность условий его реализации, также построенных по определенной классификации с вполне конкретным основанием.

   Таким образом, исходя из того, что профессиональное образование (ПО) направлено на удовлетворение потребностей четырех субъектов/объектов (заказчиков и потребителей образовательных услуг): личность; общество, государство; производство; система ПО, основными идеями, направлениями развития системы ПО будут соответственно являться:

  1. Гуманизация профессионального образования (направленность на личность)

  2. Демократизация профессионального образования (направленность на общество, государство)

  3. Опережающее профессиональное образование (направленность на производство)

  4. Непрерывное профессиональное образование (направленность на систему ПО).

  Развитие по каждому из четырех направлений должно осуществляться в соответствии с перечисляемыми ниже принципами, для реализации которых необходимо выполнение соответствующих условий. Иерархия направлений, принципов и условий обусловливает структуру изложения системной теории развития профессионального образования.

Глава II. Основные формы профессионального обучения

2.1Урок - основная форма теоретического обучения в профессиональном училище

   Урок в ПТУ строиться на основе известных в педагогике принципов, правил, требований, концепций обучения и воспитания, обусловленных совмещением общего и профессионального образования. Производственного обучения и производительности труда учащихся, уровня их обученности. С другой стороны. Урок-часть учебного процесса, отражающая компоненты этого процесса: содержание, методы, формы организации учебной деятельности, этапы усвоения, их последовательность и разнообразие сочетаний.

   Повышение эффективности урока в современных условиях связано с необходимостью глубже приникнуть в природу урока. И на этой основе вывить особенности этой формы организации обучения.

    В настоящее время в практике ПТУ урок из основных формы обучения превратился в единственную, существующую в строгом соответствии с учебным временем, определенным твердым расписанием и лишь дополненную другими формами, осуществляемыми вне расписания (домашняя работа, дополнительные занятия, консультация).

    Признавая урок как основную, но не единственную форму организации занятий в ПТУ, необходимо отказаться от сложившихся стереотипов в отношении этой категории. Это неправомерное отождествление урока как организационной формы с классным занятием. С частью, отрезком, звеном самого процесса обучения. Урок - это, прежде всего целостная система. Включающие компоненты процесса обучения: характер целей. Содержание, методы (приемы) и средства, стиль взаимодействия между обучаемым и обучающим. С совершенствованием каждого отдельного элемента меняются функции урока. Его структура, роль и место в учебном процессе.

   Таким образом, несмотря на всю сложность понятия « урок, считаем наиболее полно сущность определенная этой дидактической категории, отражает следующая трактовка.

    Урок - это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава преподавателей и учащихся, систематически применяемая (в определенной отрезок времени) для коллективного индивидуального решения задач образования, воспитания и развития. Неразрывно с этим определением связаны и такие понятия. Как типология уроков, структура уроков.

   Типология уроков, в процессе обучения решаются различные учебные и воспитательные задачи. Поскольку урок является основной формой организации обучения, то возникает необходимость упорядочения многообразия уроков.

   В педагогической литературе встречаются различные подходы в решении этой проблемы. Одни авторы выделяют типы уроков в зависимости от дидактических целей, этапов обучения и видов деятельности. При этом называют от 3-18 типов уроков. Другие вводят понятие - вид урока. Основанием для определения вида урока является ведущий метод организации деятельности учащихся. Поскольку способов организации деятельности множественно, то и видов урока можно выделить множество. Например:

-урок - лекция 

-урок - беседа

- урок-экскурсия 

-самостоятельная  работа 

- лабораторная  работа 

- решение задач  и т.д.

   При такой классификации, хотя и можно судить о методе. С помощью, которого педагог организует деятельность учащихся, но неясно, какие дидактические задачи он при этом решает. Кроме того при таком подходе к классификации уроков очень трудно выделить общие характеристики уроков в большом их многообразии.

   В зависимости от цели организации выделяют четыре типа уроков

1. Уроки усвоения  нового материала;

2. Уроки совершенствования знаний, умений, навыков

3. Уроки контроля  и коррекции знаний, умений, и  навыков

4. Комбинированные  уроки

   В зависимости от характера деятельности преподавателя и деятельности учащегося уроки делят на виды. Так, например, для первого типа уроков выделяются следующие виды:

-урок-лекция 

- урок - беседа 

- киноурок

- телеурок

- теоретический или практический

- самостоятельная  работа

- урок смешанный 

Для второго  типа:

-урок самостоятельная  репродуктивная работа (устная, письменная)

-лабораторная  работа

-практическая  работа 

-экскурсия 

- семинар 

- обзорная лекция 

- конференция

- итоговый киноурок

- обобщающая самостоятельная работа

- коллективный анализ учебного материала

- контрольная  работа

Для третьего типа:

- устный опрос  (фронтальный, индивидуальный, групповой)

-письменные

-зачет

-контрольная  (самостоятельная работа)

-смешанный (сочетание первых трех видов)

   В урок комбинированного типа входят основные виды всех четырех типов уроков. 
 

Структура урока

   Самым главным показателем любого предмета, процесса является структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие сторон, частей, элементов явления, предмета, процесса как целого.

Информация о работе Формы профессионального обучения