Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА - составная часть учебно-воспитатательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.

Работа содержит 1 файл

Курсовая..doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Организационным фактором являются материально-технические  условия школы: пропускная способность помещений, достаточность необходимых материалов и оборудования, экономическая и материальная емкость творческих объединений и т.д.

Играет немаловажную роль - кадровый потенциал. Для работы в творческих объединениях учитель-предметник не может строить свою деятельность аналогично урочной. От него требуется кардинальная смена «почерка» в работе, применяемых технологий, профессиональных знаний и умений, способов взаимодействия с детьми. Четвертым фактором является слабая заинтересованность прежде всего непосредственно руководителей, занимающихся организацией внеурочной воспитательной деятельности, в определении интересов и потребностей учащихся, а также их родителей. Данные проведенных опросов убеждают: форма, структура и содержание внеурочной деятельности редко опираются на изучение социально ориентированных потребностей и интересов учащихся и на оценку родительского мнения.

Парадокс состоит  в том, что учащиеся выражают желание  заниматься в творческих объединениях именно в школе, а не в учреждениях  дополнительного образования. Потому не случайно многие руководители на основе договоров о сотрудничестве привлекают педагогов учреждений дополнительного образования для организации творческих объединений на базе своих школ.

Очевидно, что  степень проблемности в организации деятельности этих объединений тесным образом связана с эффективностью использования возможных условий и ресурсов учреждений, образующих со школой единое социокультурное пространство конкретной территории.

Коррекционное внеурочное воспитание

Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически  запущенным и трудновоспитуемым  подросткам предоставляется возможность  удовлетворить свои интересы, реализовать  свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.

Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность подростку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Целесообразно отметить, что участие в нравственно-правовой деятельности формирует систему  знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе, моральным нормам и общечеловеческим ценностям, формирует основы культуры поведения, а также является профилактикой ранних правонарушений и девиантного поведения подростков.

    ГЛАВА 2

Система внеурочной работы и  организация

    Задачи  формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.

    Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

    · выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей гимназистов  к различным видам деятельности;

    · оказание помощи в поисках «себя»;

    · создание условий для индивидуального  развития ребенка в избранной  сфере внеурочной деятельности;

    · формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

    · развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

    · создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

    · развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

    · расширение рамок общения с социумом.

    Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

    Содержание  системы внеурочной воспитательной работы включает в себя единство умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания учащихся, разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов.

    Система внеклассной и внешкольной воспитательной работы имеет сложную структуру. Ее можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов: планирования, организации и анализ деятельности. При этом отсутствие любого элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы. Вместе с тем ей присущи динамизм, внутреннее движение: изменяются задачи, усложняются содержание, структура, методы. Наконец, системе внеурочной работы свойственно сочетание управления и самоуправления: главными задачами являются развитие и помощь в реализации инициативы и самодеятельности учеников. [8 с.17]

    Существуют  типичные недостатки в массовой практике организаторов по созданию системы  внеурочной работы.

    Существует  недостаток - неполнота работы, «провал» любого звена в цепи «цель - содержание - форма» или «планирование - организация - анализ», а также отсутствие связей между этими звеньями. Чаще всего это является следствием того, что некоторые педагоги отождествляют содержание и формы работы, а планирование сводят к распределению мероприятий по времени и месту.

    Не  менее опасен и другой недостаток - интенсивное развитие одних направлений работы в ущерб другим. В школах, где, например развито только нравственное просвещение, ученики нередко ленивы в практических делах; если организатор занят только эстетическим воспитанием, оно в конечном счете может выродиться в эстетство, когда внешне, форма преобладает над содержанием и принижает его роль.

    Еще один существенный недостаток - формализм, слабая идейная и нравственная целенаправленность многих воспитательных мероприятий.

    Именно  обеспечению целенаправленной взаимосвязи и полноценного развития различных элементов системы внеурочной работы служит и система деятельности самого организатора.

    Практическое  применение форм внеурочного воспитания

    Внеурочная  воспитательная работа в классных коллективах проводится в традиционных для школы формах по следующим направлениям:

    1) учебно-познавательное:

    -предметная  неделя русского языка;

    -библиотечные  часы;

    -конкурсы, олимпиады, игры и другие учебно-познавательные  мероприятия.

    2) культурно-просветительное:

    -посещение  городской картинной галереи;

    -театральные  представления;

    -проведение  школьного фестиваля искусств, приуроченного  ко Дню культуры.

    3) общественно-патриотическое:

    -встречи  с ветеранами ВОВ, «уроки мужества»;

    -работа  школьного музея;

    -работа  по сбору и реставрации музейных  экспонатов;

    -экскурсионная  работа;

    -организация  и проведение субботника по  благоустройству школы.

    4) физкультурно-оздоровительное и  спортивное:

    -работа  спортивных секций по футболу  и хоккею;

    -общеоздоровительная работа;

    -проведение  подвижных игр и «весёлых стартов»;

    -проведение  внутришкольных спортивных соревнований;

    -проведение  бесед по охране здоровья;

    -заполнение  «карточки здоровья».

    5) нравственно-правовое:

    -беседа  о правилах безопасности дорожного движения;

    -экологическая  работа;

    -беседы  о правилах поведения в общественном  месте;

    -работа  с социально неадаптированными  подростками и их семьями.

    6) эстетическое и игровое:

    -организация  выставок детских рисунков, поделок  и творческих работ учащихся;

    -проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

    -участие  в конкурсах, выставках детского  творчества эстетического цикла  на уровне района;

    7) лекционно-образовательное:

    -проведение  родительских собраний;

    -лектории;

    -индивидуальная  работа с родителями.

    Педагог должен многое знать и уметь для  правильной методической организации  всех этих форм работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах воспитательной работы классного  руководителя преобладает то или иное основное средство воздействия. В беседе, конференции по нравственным и другим социальным проблемам главным будет воздействие словом, информацией (вспомним метод убеждения). В театральной постановке осуществляется воздействие образом, зрелищем, совместным эстетическим переживанием. В соревновании, в трудовой акции на воспитание работает игра, действие, деятельность детей. Конечно, в большинстве форм слово, образ, игра, действие тесно слиты, но педагог должен понимать, что является основным средством воздействия, и в зависимости от этого организовывать какое-либо дело с детьми.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Задачей современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности  принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной нравственные общечеловеческие ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с человеческим лицом: для блага человека.

    Выявленные  тенденции требуют кардинального  осмысления системы внеурочной воспитательной работы с позиции создания условий  для выбора ребенком индивидуальной, соответствующей его возможностям и склонностям, ценностям родителей  и общества траектории развития за рамками урока. Очевидно, что позитивной динамика эффективности такой деятельности может быть лишь при детальном изучении и сбалансированном сочетании интересов и потребностей всех участников образовательного процесса. 
 
 

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Титова Е.В. Если знать как действовать. М., 1993 г.

    2. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург, 1996 г.

    3. Щуркова Н.Е. Воспитание детей  в школе. М., 1998 г.

    4. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко.  М., 2004 г.

    5. Макарова Т.Н. Планирование и  организация методической работы в школе. М., 2002 г.

    6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом  общении. - М., 1987.

    7. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория  учителя. - М., 1992.

    8. Воспитательная работа в школе  / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002.

    9. Рубин А.А. Юрченко З.В. "Внеурочная работа по общественным предметам". Журнал "Преподавание истории в школе" N 5, 1991.

    10. Журнал «Директор школы», № 8, 2001.

    11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.,1992.

    12. Маленкова Л.И. Воспитание в  современной школе. - М., 1999.

    13. Воспитание школьников во внеурочное  время / Под ред. Л.К.Балясной. - М., 1980.

    14. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Воспитательная работа. 5-11 классы. - М., 2006.

Информация о работе Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в школе