Функции социального педагога в летнем оздоровительном лагере

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Не может быть эффективной работы, если педагоги используют лишь один способ организации деятельности детей. Целесообразен вариативный подход, включающий различные способы:
1. Группа или один ребенок, выполняющие поручения педагога.
2. Инициативная группа (или один человек), которая, как правило, сама предлагает дело и берется за его организацию, задействуя остальных ребят.

Работа содержит 1 файл

диплом лагерь..docx

— 149.85 Кб (Скачать)

5.   Ощущаете ли вы себя неуютно, если ваши знакомые добились больших успехов в жизни, чем вы?

6.  Вы бы взялись за очень трудную работу для того, чтобы доказать, что вы можете это сделать?

7.  Всегда ли принцип «цель оправдывает средства» верен для вас?

8.  Любите ли вы часто бывать в кругу друзей?

9.  Есть ли у вас график на весь день?

10.Любите ли вы переставлять  мебель в квартире?

11.Нравится ли вам каждый  раз пользоваться разными средствами  для достижения одной и той  же цели?

12.Иронизируете ли вы  над человеком, если видите, что  он слишком самоуверен?

13.Любите ли вы уличать  своих учителей или начальство  в том, что у него дутый  авторитет?

Обработка результатов: подсчитайте количество баллов за каждый вариант ответа.

1: да – 5, нет – 2

2: да – 0, нет – 5

3: да – 6, нет – 0

4: да – 5, нет – 0

5: да – 5, нет – 6

6: да – 5, нет – 0

7: да – 5, нет – 0

8: да – 0, нет – 5

9: да – 0, нет – 5

10: да – 5, нет – 0

11: да – 5, нет – 0

12: да – 5, нет – 0

13: да – 5, нет – 0

Интерпретация:

Если вы набрали 65-35 баллов: вы обладаете уникальными способностями влиять на других, изменять их, вы можете их чему-то научить, вам легко работать с людьми, советовать им, помогать им обрести душевное равновесие в трудных ситуациях, поддержать их. Но если вы слишком уверены в своих убеждениях, вы можете стать тираном.

Если вы набрали 30 – 0 баллов: к сожалению, вас мало в чем можно убедить. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь других людей должна быть строго расписана, предусмотрена заранее. Иногда вы можете быть преувеличенно нерешительными, что зачастую мешает вам достигать своих целей, оказывать нужное влияние на окружающих людей.

Тест «Вы –  лидер?»

Прочтите вопросы 1-10. Обведите пункты «а», «б» или «в». Будьте честными, насколько можете!

1.  Вы группой обсуждаете проблему. Как вы будете себя чувствовать, если чья-то идея окажется лучше, чем ваша?

а) встревожитесь;

б) смутитесь;

в) заинтересуетесь.

2.  Вы группой разрабатываете сценарий школьного вечера. Как вы оцениваете свои идеи в сравнении с идеями других?

а) ваши хуже;

б) ваши лучше;

в) ваши не хуже, но и необязательно  лучше.

3.  Что происходит, когда вы пытаетесь внушить что-то важное другим?

а) вас не слушают;

б) вас слушают, но им «слабо»  понять;

в) вас обычно слушают  и понимают.

4.  Вы затратили на какое-то дело много времени. Но вас никто до сих пор не похвалил, и вообще вы не получили никакой отдачи. Что вы станете делать?

а) будете обескуражены и  все забросите;

б) оставите это дело и  перейдете к другому;

в) закончите дело, потому что считаете это нужным.

5.  Вам поручили совсем не «лидерское» задание при подготовке большого мероприятия. Как вы к этому отнесетесь?

а) нормально, потому что  в любом случае в роли лидера вы чувствуете себя неудобно;

б) не станете участвовать, если вас не назначат главным;

в) вы не против того, чтобы  иной раз быть рядовым участником.

6.  Что случается, когда вам не удается то, что вы пытаетесь сделать?

а) вы бросаете дело, потому что неудачи доказывают, что вы ни на что не годитесь;

б) вы бросаете дело, потому что другие вас не понимают;

в) вы извлекаете из неудачи  урок, который помогает вам в будущем.

7.  Если вы отвечаете за выполнение группой какого-то задания, как вы будете вести дело?

а) предоставите большую  часть работы другим;

б) все сделаете сами, чтобы  быть уверенным, что все сделано  правильно;

в) распределите отдельные  поручения между всеми в соответствии с интересами и навыками каждого.

8.  Что вы чувствуете при работе с людьми, чья подготовка отличается от вашей?

а) неловкость;

б) чувство своего превосходства  или неполноценности;

в) интерес и уважение к другим подходам и точкам зрения.

9.  Честная критика в ваш адрес вызывает у вас…

а) недовольство собой;

б) гнев;

в) стремление продвинуть дело.

10.Как вы поступаете, если  дела из-за разных помех идут  не так, как вам этого хотелось  бы?

а) думаете о своих прошлых  промахах и о том, что было бы, если бы…;

б) обвиняете во всем других;

в) ищете пути для продвижения  дела дальше.

Теперь подсчитайте количество ответов «а», «б», «в».

7 или больше «а» означают, что вам, для того, чтобы стать  хорошим лидером, надо вырабатывать  уверенность в себе.

7 или больше «б» показывают, что вам надо научиться больше доверять другим.

7 или больше «в» говорят  о том, что у вас, скорее  всего, здравый взгляд на себя  и других. Ваше отношение к  себе и другим позволяет вам  быть хорошим лидером.

Если ваш результат  на пригодность к лидерству не такой, как вы рассчитывали, попробуйте разобраться, почему. Когда-нибудь в  жизни вам наверняка придется быть лидером. Если вы начнете вырабатывать в себе качества, необходимые лидеру, сейчас – это здорово поможет  вам в будущем.

ТЕСТ «Умеете  ли вы распределять свое время»

Инструкции к тесту: внимательно  прочтите каждое утверждение и напишите цифру наиболее соответствующую  правильному ответу: 1 – всегда, 2 – чаще всего, 3 – иногда, 4 – редко.

1.  Мне хватает времени для себя, чтобы делать то, что доставляет мне удовольствие.

2.  Я помню о сроках и планирую работу так, чтобы спокойно все успеть.

3.  Я записываю определенные задачи, чтобы не сбиваться с намеченной цели.

4.  Я пользуюсь календарем для записи встреч, сроков, дел, которые необходимо выполнить, и для заметок.

5.  Я слежу за временем и на работе, и дома.

6.  Я планирую свое время на неделю и/или на месяц.

7.  Я пишу список ежедневных дел и заглядываю в него несколько раз в течение дня.

8.  Я расставляю приоритеты в порядке важности дел и планирую время в соответствии с ними.

9.  Я могу выкроить время, когда требуется дополнительно сделать что-то важное или срочное.

10.Я могу сказать «нет»,  если у меня мало времени.

11.Я стараюсь перекладывать  ответственность на других, чтобы  оставить больше времени для  себя.

12.Я кладу вещи на  своем столе и рабочем месте  так, чтобы не создавалось беспорядка  и неразберихи.

13.Я считаю, что низкоприоритетные  дела легко исключить или переставить.

14.Я стараюсь все делать  так, чтобы не переделывать.

15. Я стараюсь переставлять  приоритеты как только они изменяются.

16.Я считаю, что стараться  сделать все самому очень неэффективно.

17.Я считаю, что выявить  источники проблем со временем  совсем не трудно.

18.Я легко избавляюсь  от ненужной бумажной работы.

19.Мои встречи и занятия  эффективны и хорошо организованы.

20. Я знаю, на что способен  и стараюсь не переоценивать  свои силы.

21.Я легко приспосабливаюсь  к изменениям моего расписания  или рабочей нагрузки.

22.Я знаю, в чем заключаются  мои обязанности и меру своей  ответственности.

23.Стараюсь планировать  наиболее трудную работу на  самое производительное время.

24.Я стараюсь получить  для принятия решений только  необходимую информацию.

25.Я приступаю к новой  работе только закончив предыдущую.

Результаты: 25-40 прекрасный распорядитель времени

41-55 хороший распорядитель  времени

56-100 плохой распорядитель  времени

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Диагностический материал к программе социального  педагога в летнем оздоровительном  лагере

Цель диагностики: определение  индивидуальных особенностей воспитанников  и выработка индивидуального  подхода к каждому ребенку; выявление  «трудных» детей и планирование коррекционной программы.

Методики диагностики  психических состояний и дезадаптации

1.  Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

2.  Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).

3.  Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку).

4.  Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона.

5.  Опросник агрессивности Басс-Дарки.

6.  Проективная методика «Руки».

7.  Шкала депрессии.

8.  Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Роге.

9.  Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда.

10.  Тест Люшера.

11.  Ваша самооценка.

Диагностика мотивационной  сферы

12.  Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.

13.  Анкеты для определения творческих наклонностей.

Диагностика межличностных  отношений

14.  Методика выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1, КОС-2).

15.  Тест «Можете ли вы влиять на других?»

16.  Психогеаметрический тест.

17.  Способны ли вы быть лидером.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

ИГРА «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ»

Цель: игра на внимание, на умение узнавать по голосу друг друга. Дети становятся в круг. Выбирается ведущий. Он становится в центр круга, закрывает глаза  и старается узнать детей по голосу.

ИГРА «ПЕРЕДАЙ ПО КРУГУ» Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности.

Дети идут по кругу, передают «горячую картошку», «ледышку», «бабочку» (пантомимикой).

ИГРА «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Цель: для сплочения группы детям дается возможность высказать  все обиды, снять разочарование.

Выбирается именинник. Все  дети дарят ему « подарки» жестами  и мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал - ли он кого - то и  исправить это. Детям предлагается пофантазировать, при думать имениннику будущее.

ИГРА «СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ»

Цель: игра служит своеобразным социометрическим срезом детской игровой  группы, а также отражает сложившиеся  отношения в собственной семье, опирается на групповое взаимодействие и взаимоотношение.

Обыгрывается ситуация: в  семью приходит фотограф, чтобы сделать  семейный портрет (для обыгрывания  этой сцены из группы ребят выбирается тот, кто будет «фотографом»). Он должен задать семейные роли членам группы и рассадить их, попутно рассказывая  о том, кто с кем дружит в  этой семье.

ИГРА «ЗЕРКАЛО»

Цель: дать возможность проявить себя пассивным детям.

Выбирается один водящий, остальные дети - «зеркала», и они  отражают

все его движения. Педагог  следит за правильностью «отражения».

ИГРА «РАЗВЕДЧИКИ»

Цель: развивать моторно-слуховую память, снять двигательную расторможенность, негативизм.

В комнате расставлены  стулья в произвольном порядке (стулья можно заменить другими предметами). Один ребенок (разведчик) идет через  комнату, обходит стулья с любой  стороны, а другой ребенок (командир) запомнив дорогу, должен провести отряд  тем же путем. Затем «разведчиком»  и «командиром» становятся другие дети.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ З

УПРАЖНЕНИЕ «ЧУВСТВОВАНИЕ»

В кругу, сидя на стульях. «Закрывайте  глаза, возьмите соседей за руки. Внимание на ладонь соседа слева. Постарайтесь по моей команде «Начали» оценить свои ощущения. Не отрывая глаз, сосредоточится, и попытаться понять, какие чувства вызывают у вас прикосновения к руке соседа? Что вы можете сказать о его состоянии? Попробуйте это почувствовать. Начали! (время до 1 минуты) Стоп! Откройте глаза, опустите руки. Что вы можете сказать об ощущениях соседа? Что вы скажете о своих ощущениях?» (Идет вербализация ощущений).

Возможен вариант продолжения  задания при условии, что большинство  ребят справились с «чувствованием». Для этого нужно разбиться  на пары и выполнить аналогичное  задание. После выполнения задания - вербализация ощущений.

Очень важно уметь доверять человеку. Располагать уверенность  в правильности его действий по отношению  к вам. Относиться без пристрастия  и подозрения. Именно это помогает найти совместное решение, избавляет  от ненужных конфликтов.

УПРАЖНЕНИЕ «СЛЕПЕЦ И  ПОВОДЫРЬ»

«Нужно выбрать каждому  себе пару. Один из пары - слепец, другой поводырь. Тот, кто играет роль слепца, завязывает или закрывает глаза. Поводырь должен встать позади слепца и подавать команды, выбирать наиболее свободный путь слепцу, избегая при  этом столкновения с другими парами. Поводырю нельзя повышать голос, нельзя грубо обращаться со слепцом, нельзя преднамеренно вести его на препятствия. Слепец должен выполнять команды, не открывать глаза и не снимать  повязку.

Условия понятны? Разбились  на пары. По моей команде «начали!»  выполняем упражнение. По команде  «Стоп» - заканчиваем».

После разового проигрывания ребята меняются ролями. Слепец становится поводырем, поводырь - слепцом. Далее  следует провести вербализацию игровых  ощущений, задавая вопросы

• какая из ролей тебе больше понравилась, почему?

• что ты чувствовал, когда  играл роль?

• как, по-твоему, должен был  сыграть твой партнер?

«Спасибо! Молодцы!

Теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы: «Сложно ли быть внимательным?», «Что нужно делать для того, чтобы  быть внимательным?» (выслушать ответы детей). Хорошо, молодцы! А как вы думаете, сложно ли управлять своим  вниманием? Давайте попробуем!»

УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ»

«Сейчас я буду зачитывать вам текст. А вы попробуйте представить  себе все то, о чем будет идти речь. Представлять нужно молча, не мешать соседям, не смеяться. Лучше всего устроиться поудобней и закрыть глаза. По моей команде «Начали!» выполняем упражнение».

1. Представьте себе белого, мягкого, пушистого кролика. Он  сидит на травке и грызет  морковку (пауза 10 секунд). Представили?  А теперь не думайте о белом  пушистом кролике. Нельзя думать  о кролике!

2. А теперь представьте  себе старую хромую обезьяну. Вот она идет по дороге и  любуется спелыми гроздьями бананов  (пауза 10 секунд).

Представили? А теперь не думайте о старой хромой обезьяне. Нельзя о ней думать!

3. Теперь попробуйте представить  каменистую пустынную местность.  Кругом растут кактусы. Неожиданно  на дороге появляется страус. Он бежит быстро-быстро перебирая ногами и вытянув шею вперед (пауза 10 секунд). Представили? А теперь не думайте о страусе и кактусах! Нельзя о них думать!

Информация о работе Функции социального педагога в летнем оздоровительном лагере