Характеристика инноваций в сфере ВПО

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 17:22, доклад

Описание работы

Структурные изменения в системе высшего профессионального образования как важнейшая стратегическая задача модернизации системы образования идет в России путем создания сети:
• Федеральных университетов, являющихся научными центрами мирового уровня, интегрирующих передовые научные, исследовательские и образовательные программы, решающие геополитические, кадровые и исследовательские задачи общенациональных инвестиционных проектов (Будущее образования напрямую зависит от сочетания в образовательном процессе триады инноваций, исследования и преподавания);

Работа содержит 1 файл

Xarakteristika innovaci.doc

— 57.00 Кб (Скачать)

Характеристика  инноваций в сфере ВПО

Структурные изменения  в системе высшего профессионального  образования как важнейшая стратегическая задача модернизации системы образования  идет в России путем создания сети:

  • Федеральных университетов, являющихся научными центрами мирового уровня, интегрирующих передовые научные, исследовательские и образовательные программы, решающие геополитические, кадровые и исследовательские задачи общенациональных инвестиционных проектов (Будущее образования напрямую зависит от сочетания в образовательном процессе триады инноваций, исследования и преподавания);
  • Национальных  исследовательских университетов, реализующих интегрированные инновационные программы, научно-исследовательские проекты, решающие кадровые и исследовательские задачи инновационной экономики по наиболее приоритетным направлениям развития науки и техники на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности поддерживаемых на конкурсной основе;
  • Университетов регионального значения, реализующих многопрофильные программы для кадрового социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и выполняющие функции центра науки, культуры и образования территории.

Переход  вузов к  инновационной модели развития предполагает разработку инновационных программ развития как основы стратегического планирования на долгосрочную перспективу. Инновационные программы призваны способствовать решению кадровых и исследовательских задач инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной, инновационной  и производственной деятельности.

Современная система  непрерывного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров, в т.ч. послевузовского сопровождения трудовой карьеры выпускников должна обеспечить предоставление каждому человеку институциональной возможности для формирования индивидуальной образовательной траектории и получения профессиональной подготовки, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста (образование «длиною в жизнь»).

В вузе эта система  включает довузовскую подготовку, подготовку по программам начального, среднего, высшего  и дополнительного профессионального образования (в т.ч. профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров, программы дополнительного к высшему образованию - МВА).

Внедрение двухуровневых  программ ВПО, также важнейшая стратегическая задача, включая переход на кредитно-модульную систему, внедрение международного (европейского) приложения к диплому о высшем образовании:

     Двухуровневая система ВПО – система, которая включает: бакалавриат (первый уровень),  предусматривающий подготовку квалифицированных рядовых сотрудников, которые смогут занять должности, связанные с осуществлением исполнительских функций в производственной или социально-экономической сфере;  магистратуру и специалитет на базе бакалавриата (второй уровень), - с углублённой профессиональной специализацией, предусматривающей подготовку сотрудников, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности, а также подготовку к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы.

     Европейская система зачета кредитных единиц (ЕCTS) - система оценки  объема выполненной за определенный период обучения работы студента в кредитах (зачетных единицах), соответствующих определенному объему академических часов. Зачетная единица, полученная студентом в одном вузе, может быть признана (зачтена) другим. Кредиты могут быть получены в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими интересованными университетами. Система зачета кредитных единиц является средством поддержки крупномасштабной студенческой мобильности.

   Модульная система – система построения образовательных программ ВПО, предполагающая строгое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы студентов с полными, логически завершенными учебными модулями. В модульной системе все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения, а также контроль качества усвоения.

     Европейское Приложение к диплому (Diploma Supplement) – международный документ об образовании, являющийся международным инструментом признания квалификаций высшего и послевузовского образования во всем мире. Европейское Приложение к диплому обеспечивает признание национального образования за рубежом, понятность полученной квалификации работодателю в связи с разнообразием квалификаций и форм получения образования. Это позволяет молодому специалисту осуществлять профессиональную деятельность в других странах, а также продолжать образование за границей. Особенностью Европейского Приложения к диплому является применение учёта трудоемкости или кредитов ECTS. Европейское Приложение к диплому выдается национальными вузами только в строгом соответствии с образцом, разработанным, усовершенствованным и проверенным на практике Совместной рабочей группой из представителей Европейской комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО.

Европейское Приложение к диплому строго персонифицирован, имеет 11 степеней защиты от подделок и поступает по квотам из общеевропейского органа печати.

Подготовка по   программам   двойного  диплома   осуществляется    путем

реализации совместных программ по получению двух дипломов об окончании двух высших учебных заведений (в т.ч. зарубежных вузов-партнеров).

Импорт образовательных  услуг – это привлечение научно-педагогических кадров из-за рубежа, реализация в вузах международных образовательных программ.

    Экспорт образовательных услуг - деятельность российских преподавателей и ученых в университетах-партнерах за рубежом, обучение иностранных студентов.

В числе стратегических приоритетов следует также отметить интеграцию вузов с профессиональными сообществами работодателей и кадровыми агентствами по вопросам  содержания и организации профессиональной подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации работников организаций.

 Инновации продукта (услуги) в сфере ВПО связаны с разработкой интегрированных образовательных программ на основе  образовательных  и  профессиональных стандартов, с развитием научно-инновационной деятельности вуза. Это предполагает создание системы независимых от институтов образования профессиональных стандартов и экзаменов, обеспечивающих постоянную отбраковку устаревших образовательных программ, включая механизмы независимого присвоения квалификации выпускникам учреждений профессионального образования.

При обновлении содержания ООП должен активно применяться  метод бенчмаркинга – изучение и  использование лучших отечественных  и международных аналогов, лучших практик в своей сфере.

Следует постоянно изучать  потребности заинтересованных сторон, спрос на рынке труда и на этой основе разрабатывать инновационные курсы, включать предпринимательские идеи в содержание курсов.

Современный контент  учебно-методических материалов   как основа инновационного преобразования продукта (услуги) включает электронные  инновационные учебно-методические комплексы  и  электронные инновационные учебно-методические материалы по  дисциплинам учебного плана.

Создание инновационных  продуктов (услуг) в сфере ВПО предполагает изменение роли преподавателя и обучающегося в современной модели образования.

Преподаватель в инновационном  образовании - консультант, наставник, главная задача которого научить  студента:

-алгоритмическому мышлению;

-самостоятельной постановке  целей и задач;

-выбору эффективных  инструментов их решения;

-оценке качества собственной работы;

-умению работать с  информацией, 

потребности и навыкам  самообразования;

-умению работать в  команде. 

    Студент становится  субъектом образовательного процесса, а не объектом обучения, как  было ранее. 

Инновации процессного характера связаны с внедрение модели постоянного совершенствования деятельности вуза, предполагающей планирование, систематический мониторинг результативности  основных и обеспечивающих процессов, разработку программ их постоянного улучшения.  С этой целью в вузах сегодня внедряются системы внутренней и внешней оценки деятельности вуза (создание внутривузовской системы обеспечения качества, сертификация СМК вуза,  государственная аккредитация вуза, международная аккредитация  основных образовательных программ,  независимая институциональная система оценки инновационной деятельности вуза и т.п.).

       Инновационные преобразования в высшей школе могут носить революционный характер, т.е. кардинально отличаться от всего существующего ранее. К их числу можно отнести стремительное развитие е-learning обучения на основе  Интернет-технологий.  Е learning  как процесс обучения осуществляется в электронной форме через сеть Интернет, которая   обеспечивает доступность и интерактивность образования, позволяет снизить затраты на обучение на 50-70 %.

Преимущества e-learning обучения:   

- быстрая и эффективная  доставка необходимых знаний;

- доступ к самой  полной и активной информации  в области электронного обучения;

- обучение работе с  современными образовательными  технологиями;

- предоставление крупнейшей  базы электронных курсов и  материалов от лучших поставщиков  (как отечественных, так и мировых).

Е-learning  обучение сопровождается созданием электронно-библиотечных систем с цифровыми образовательными ресурсами, зон Wi-Fi на территории вузов. Развивается также новая технология обучения, такая как мобильное обучение.

Е-learning  обучение с полным основанием можно отнести к транснациональным инновациям, так как сфера его действия носит глобальный характер.

Эволюционный характер носят преобразования по совершенствованию педагогических технологий и методик, улучшению социальных условий , созданных в вузе для обучающихся и сотрудников и т.п.

Примером транснациональных  инноваций является участие европейских стран в Болонском процессе, о котором говорилось выше.

Внедрение внутривузовской  системы менеджмента качества образования, обеспечивающей постоянное улучшение в деятельности вуза в соответствии с требованиями заинтересованных сторон, создание инновационных структурных подразделений вуза: инновационно-технологические центры, межотраслевые временные коллективы, малые инновационные компании, научные и образовательные центры; бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фонды, центры трансфера технологий) и т.п. относится к организационно-управленческим инновациям. К этому же виду можно отнести организацию сетевого взаимодействия вузов, которая обеспечивает их эффективную образовательную деятельность (через доступ  к новым ресурсам - идеям, информации, знаниям, программам, методикам и технологиям обучения. Сетевое взаимодействие вузов делает возможным интенсивный обмен информацией, знаниями, научными проектами, учебными программами и курсами, интеллектуальными и кадровыми ресурсами. Модель сетевого взаимодействия обеспечивает обучающимся возможность освоения индивидуальных образовательных программ с использованием  сетевых ресурсов.

К технологическим инновациям наряду с внедрением информационно-коммуникационных технологий, созданием центров коллективного  пользования, подключения вуза к электронно-библиотечным системам относится  внедрение активных методов и технологий обучения, при которых сам процесс передачи информации построен на принципе активного двустороннего взаимодействия преподавателя и студента. Он предполагает большую активность студента, его творческое переосмысление полученных сведений. Основные критерии активной модели обучения: возможность неформальной дискуссии, свободного изложения материала, сокращение лекционных часов при одновременном увеличении семинарских и/или практических занятий, наличие групповых заданий, которые требуют коллективных усилий, инициативность студента, постоянный контроль во время семестра, выполнение письменных работ.

К активным методам обучения относятся обучение на основе практики (кейс-стади), групповую совместную работу студентов, тренинги, мастер-класс, «контекстное обучение», мини-исследования, игровые технологии и др.

Среди инноваций в  финансово-экономической сфере особую роль играет внедрение моделей оплаты труда  сотрудников вуза (преподавателей, административно-управленческого и вспомогательного  персонала) в зависимости от результатов их труда, получение вузом грантов, госзаказов, премий, привлечение инвестиций компаний-партнеров вуза, коммерциализация научно-инновационной продукции и др. 

К инновациям  в юридическом  поле в условиях модернизации системы  образования относятся  инициативы вуза, направленные на совершенствование нормативной правовой базы высшей школы, в частности, инновационной деятельности, взаимоотношений с рынком труда и профессиональными сообществами работодателей и т.п.

Информация о работе Характеристика инноваций в сфере ВПО