Художественное конструирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:02, контрольная работа

Описание работы

Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio – построение.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

Содержание

Введение
1. Конструирование из бумаги
2. Конструирование из природного материала
3. Конспекты занятий в подготовительной группе по художественному конструированию
Конспект занятия по художественному конструированию в подготовительной группе «Волшебные цилиндры»
Конспект занятия по художественному конструированию в подготовительной группе «Волшебное превращение круга»
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная Художественное конструирование.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

     Рис. 1. Мысленное «опредмечивание»

     природного  материала

     На  первом этапе (основополагающем) детей  обучали анализу природного материала как основы для получения разных образов способом «опредмечивания» (рис. 1). Им демонстрировались корни, ветки, сучки разной конфигурации, похожие на что-то конкретное, а далее предлагался аналогичный материал, в котором можно было «разглядеть» по 2-3 образа в каждой конфигурации. При этом дети овладевали основными приемами построения образа: изменением пространственного положения основы, достраиванием и убиранием лишнего. Последний значительно влиял на развитие воображения, поскольку дети строили новое целое путем убирания лишнего из уже имеющегося у них другого целого в результате мысленного перебора вариантов.

     Вопросы и действия педагога определяли эти приемы и способствовали их освоению детьми. Использовалось два типа вопросов: «На что это будет похоже, если ту или другую часть убрать?» (ненужное закрывалось) и «Что получится, если к этой фигуре что-то прибавить?». 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Использование основных приемов конструирования при создании поделок из природного материала

     Способ  «опредмечивания» является основополагающим моментом в развитии воображения, поскольку позволяет формировать умение видеть целое раньше частей. При этом он может осуществляться на очень высоком уровне, способствовать созданию на одной основе нескольких оригинальных, существенно отличных от нее образов. Именно в недрах этого способа зарождается другой – способ «включения».

     На  втором этапе дети решали проблемные задачи на построение образов двумя вышеуказанными способами с использованием нового материала.

     С этой целью детям предлагали два типа задач: давали природный материал, который они должны были использовать как часть чего-то целого (например, ракушки в качестве ушей, или хвоста, или глаз и др.), и природный материал, который выступал в качестве основы будущих конструкций (например, перевязанный пучок соломы, два соединенных желудя и др.). Это обеспечивало обобщение первого способа (расширяло сферу его функционирования) и овладение вторым, когда материал, заданный в качестве основы, использовался как значимый элемент целостного образа. В результате дети смогли использовать один и тот же материал многофункционально: и как основу, и как часть, и как деталь образа. При этом они наряду с приемами, освоенными на первом этапе, широко использовали комбинирование (рис. 2).

     На  третьем этапе организация сюжетного  конструирования расширялась тематика детских поделок, активизировался поиск передачи их выразительности, сам процесс их создания делался эмоциональным и значимым для детей (рис. 3). При этом дети строили образ с опорой как на природный материал, так и на представления, связанные с придуманными ими сюжетами, что расширяло палитру детских ассоциаций, делало образы более динамичными.

     Особое  значение имело широкое экспериментирование с природным материалом с целью выяснения его свойств: гнется или ломается (а если намочить, то будет гнуться), закручивается; мягкий или твердый; шершавый или гладкий; пушистый или гладкий; колючий; изменение цвета при разном освещении (мох на солнце изумрудный, светло-зеленый, а в тени – темный, почти синий) и т.п. Это значительно расширяло ассоциации детей, что приводило порой к неожиданным конструктивным решениям, к созданию оригинальных образов с использованием свойств материала, которые они для себя открыли. После такого обучения был проведен контрольный эксперимент с двумя группами детей (экспериментальная и контрольная группы, по 25 человек в каждой) по выявлению уровня развития творческого воображения в следующих видах деятельности: конструирование из природного материала по замыслу; детское экспериментирование с новой игрушкой «Дрон»; дорисовывание неопределенных фигур (вариант методики Е. Торренса, разработанный О.М. Дьяченко).

     Средний коэффициент оригинальности у детей  экспериментальной группы в результате обучения повысился с 2,5 до 7,5, а в контрольной группе – только с 3 до 4.

     Результаты  экспериментальной работы показали, что у большинства детей были сформированы на достаточно высоком уровне воображение и творческое конструирование. Большое положительное влияние такое обучение оказало на развитие у детей инициативной образной эмоциональной речи описательного характера. Дети также начали проявлять более бережное отношение к природе.

Рис. 3. Композиция «Птицы» 
 

  1. Конспекты занятий в подготовительной группе по художественному  конструированию
 

     Конспект  занятия по художественному  конструированию  в подготовительной группе «Волшебные цилиндры»

     Программное содержание

     Познакомить со способом закручивания прямоугольника в цилиндр. Начать знакомство с техникой бумажной скульптуры. Показать богатые возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов.

     Подготовка  к занятию 

     Воспитатель создает на фланелеграфе предметно-игровую  среду: плоские фигурки гнома, домика, домашних животных, деревьев, а также квадрат-заготовку для показа способа. Заранее готовит фигурки цирковых животных, выполненные на основе цилиндра (рис. 4). Также подбирается ряд поделок-образцов (рис. 5). Для каждого ребенка готовится следующий материал квадраты из писчей бумаги разных цветов и размеров и в дополнение к ним несколько видов заготовок для деталей (бумажные квадраты, полоски, круги, а также нити для бус и клей). Точно такой же материал потребуется воспитателю, чтобы показать, как с помощью этого способа создавать различные поделки.

     Ход занятия 

     Воспитатель обращает внимание детей на фигуры, расположенные на фланелеграфе и начинает рассказ.

     

Рис. 5. Последовательность изготовления цилиндра из прямоугольника (слева) Поделки на основе цилиндра (справа) 

     

Рис. 4. Плоские  и объемные (выполненные на основе цилиндра), фигурки для создания на фланелеграфе игровой ситуации к занятию «Волшебные цилиндры» 

     В поселке том, где жили гномы,

     Все было плоско  водоемы,

     Дома, поляны и дубы,

     И грядки, и в лесу грибы

     Коровы, козы, даже кошки  

     - И те смотрелись как лепешки

     И вот сюда из-за морей 

     Приехал как-то Цирк зверей

     А в нем слоны, собаки, выдры

     Похожи  были на цилиндры

     Увидев  их, подумал Гном,

     Что зверь такой украсит дом

     Послал  он Кукле телеграмму,

     Где слезно просит эту даму

     Решить  задачу как ему 

     Цилиндры  сделать самому

     И Кукла Гному отвечала:

     «Берем  простой квадрат сначала,

     Прямоугольник мастерим.

     Теперь  работать будем с ним.

     Прямоугольник, не сминая,

     В цилиндр закрутим, понимая,

     Что две коротких стороны 

     Друг  друга перекрыть должны».

     «Пустяк», – подумал Гном.

     В субботу Он смело взялся за работу.

     Собачку сделал. И она

     Была  размером со слона.

     Читая стихи, воспитатель показывает фигурки  животных, имеющие цилиндрическую основу, а также поэтапно демонстрирует преобразование квадрата в прямоугольник, а затем в цилиндр. Затем предлагает детям самостоятельно повторить эти действия и запомнить их словесное описание (выделенное четверостишие), повторяя его два-три раза. Далее показывает заранее приготовленные образцы поделок из цилиндров (без объяснения и показа процесса их изготовления) для выбора объекта предстоящей работы. 

Конспект  занятия по художественному  конструированию  в подготовительной группе «Волшебное превращение круга»

     Программное содержание. Продолжать знакомить со способами техники бумажной скульптуры. Показать детям способ закручивания круга в конус («низкий конус»). Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.

     Подготовка  к занятию.

     Воспитатель располагает на одной стороне  фланелеграфа несколько кругов разной величины (диаметры – 5, 7, 9 см) и цвета, а на другой – конус высотой 5 см. Для каждого ребенка готовит по нескольку кругов различного диаметра (от 3 до 5-9 см), обрезки бумаги разного цвета и размера для изготовления необходимых дополнительных деталей, краски, клей, фломастеры и другие материалы.

     Ход занятия.

     Воспитатель обращает внимание детей на геометрические фигуры, расположенные на фланелеграфе, и начинает рассказывать забавную историю.

     «Был  летний день. Братья круги сидели на лавочке. Вдруг, откуда ни возьмись, появляется интересная фигура – конус. Подкатился он к кругам, да и говорит: «Рад видеть вас, братья!». Удивились круги и спрашивают: «Какие же мы с тобой братья?». Рассмеялся конус и воскликнул: «Как же вы меня не узнали! Я тоже круг, только взял да и превратился в конус».

     «Как  же тебе это удалось?» – спросили круги «Очень просто», – отвечал маленький красный конус и запел свою песенку.

     Есть  у бумажного кружочка

     Как раз посередине точка.

     Надрез  к ней сделай, мой  дружок,

     И в конус скручивай  кружок.

     (Показывает  этот процесс).

     И спросили тогда круги: «Зачем же ты превратился в конус?». А маленький конус им отвечал. «Я сделал это потому, что из конуса можно получить много разных интересных игрушек».

     Затем воспитатель предлагает детям закрутить  круг в конус, определить, какие поделки можно сконструировать из полученных «низких» конусов, и сделать одну из них. Дети называют, что можно сделать из конусов. А далее воспитатель показывает несколько готовых поделок (рис. 6).

     По  окончании конструирования дети анализируют готовые игрушки, выделяя  в них общее и различное; по желанию рассказывают про них  маленькие истории, объединяют их в единую композицию.

      

     Рис. 6. Изготовление низкого конуса (слева). Поделки на основе низкого конуса (справа) 

     Заключение 

     Занятия творческим конструированием предназначаются  для развития у дошкольников творческих способностей в области конструирования различных поделок из бумаги и картона и совмещают в себе развитие мелкой моторики рук, художественного вкуса, ориентации в пространстве и на плоскости, образного и пространственного мышления; формирование необходимых знаний, умений и навыков для успешной трудовой деятельности.

     Занятия по творческому конструированию  совмещают в себе трудовую, познавательную и игровую деятельность. Введение элементов игры побуждают дошкольников самостоятельно решать поставленные задачи. Дети охотно приступают к практическим занятиям, где можно быстро увидеть результат своей деятельности.

     Занятия по начальному творческому моделированию, прежде всего приучают дошкольников трудиться, и поделки, выполненные  собственными руками, даже если они  не совсем совершенны, приносят им большое удовлетворение. Если же выполненная работа становится полезной и вызывает одобрение окружающих, то у ребенка появляется чувство радости за свой труд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Художественное конструирование