Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: дошкольное воспитание и обучение – первый уровень системы непрерывного образования Республики Казахстан, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Базовый уровень развития - совокупность умений, знаний и навыков, обязательных для усвоения каждым воспитанником как необходимых для его нормального психо-физического развития ребенок получает именно в дошкольном образовательном учреждении [1].
Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..
6
1 Теоретический анализ проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
1.1 Изучение проблемы адаптации детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе ……………….…...…………........



9
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста …………………….……………………………………………….

15
1.3 Факторы влияющие на адаптацию детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению…………….………………

27
2 Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
2.1 Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению………………...



40
2.2 Организация адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения…………………………….

45
2.3 Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и родителям детей дошкольного возраста .………………………………..

49
Заключение ……………………………………………………………..
56
Список использованной литературы ………………………

Работа содержит 1 файл

Основная часть.doc

— 504.50 Кб (Скачать)

Ребенок второго года очень эмоционален. Но на всем протяжении раннего возраста эмоции детей неустойчивы.

В раннем возрасте начинают формироваться зачатки нравственных чувств. Это происходит в том случае, если взрослые приучают малыша считаться с другими людьми. «Не шуми, папа устал, он спит», «Подай дедушке туфли» и т.д. На втором году жизни у ребенка возникают положительные чувства к товарищам, с которыми он играет. Формы выражения симпатии становятся более разнообразными. Это и улыбка, и ласковое слово, и сочувствие, и проявление внимания к другим людям, и, наконец, стремление разделить радость с другим человеком. Если на первом году чувство симпатии еще непроизвольно, неосознанно, неустойчиво, то на втором году оно становится более осознанным.

В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у  ребенка формируется эмоциональная  реакция на похвалу (Р.Х. Шакуров). Зарождение эмоциональной реакции на похвалу  создает внутренние условия для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения малыша к себе и к своим качествам.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного  времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.

Индивидуальные особенности  ребенка также связаны с типом  его нервной деятельности, являющимся наследственным. И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов [32]:

- силу возбуждения и неуравновешенность;

- уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;

- их подвижность.

На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности:

Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность. Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.

Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует  сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.

Сильный, уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому  темпераменту). Дети – флегматики спокойны, терпеливы, прочное дело доводят  до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.

Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.

Слабый, характеризующийся  слабостью как возбуждения, так  и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует  меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и  обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановки, коллективу детей тоскуют, грустят.

В некоторых случаях  переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у  него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.

Свойство нервной системы  каждого человека не укладываются в  какой-то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на этот материал, который он получает в процессе личного изучения воспитанников [33].

Таким образом, ранний возраст  охватывает период от 1 года до 3 лет. В  этот период изменяется социальная ситуация развития ребенка. К началу раннего  возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Изменяется и ведущая  деятельность ребенка. Если младенец не выделяет еще способа действия с  предметом и его назначения, то уже на втором году жизни содержанием  предметного сотрудничества ребенка со взрослым становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Взрослый не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с предметом «передает» способ действия с ним.

В таком сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов.

В раннем детстве можно  отметить бурное развитие следующих  психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.

 

 

1.3 Факторы влияющие на адаптацию детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

 

 

Адаптация ребенка к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка.

Проблема адаптации – это проблема в основном детей 3-го и 4-го года жизни, т.к. большинство детей приходят именно в этом возрасте. Чаще всего, проблемы адаптации, связаны с несоответствием особенностей новых требованиям характеристикам детей группы по разным показателям, например по опережению уровня  развития познавательной сферы и отставанию в сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков и наоборот. Имеют место ситуации длительной адаптации детей к детскому саду в силу несоответствия питания в детском саду особенностям домашней кухни семьи ребенка.

Тяжело приходится и тем детям, которые не посещали детского сада до 5 лет. Дезадаптированность таких детей объясняется чаще всего перенесением особенностей общения с ребенка со взрослым на способ общения со сверстниками. Все же проблема адаптации к детскому саду в старшем дошкольном возрасте – это единичные случаи, поэтому в большей степени психолог концентрирует свою деятельность на оптимизации процесса адаптации детей младшей группы [34].

Существуют  определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

1. Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании). При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. Нарушается личный режим дня ребёнка, это может провоцировать истерики и нежелание иди в детский сад.

2. Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.

3. Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

4. Избыток впечатлений. В детском саду малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

5. Личное неприятие воспитателя или воспитателей. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

Сложный и многовариантный  процесс социальной адаптации подвержен влиянию разных факторов, которые определяют ее течение, темпы и результаты. В научной литературе представлены разные группы факторов:

- внешние и внутренние;

- биологические и социальные;

- факторы, которые зависят и не зависят от педагогов дошкольного образовательного учреждения [35].

Следует отметить, что  более полно изучены и охарактеризованы в психолого-педагогической литературе факторы, затрудняющие адаптацию дошкольников и приводящие к дезадаптации личности.

На основании исследований специалистов, изучающих проблемы адаптации  можно условно разделить факторы  на две группы – объективные и  субъективные. В первую группу выделены факторы, относящиеся к окружающей дошкольников среде, во вторую – факторы, связанные с их биологическими и психологическими особенностями.

К числу объективных  факторов мы отнесли:

- внешнесредовые факторы (социально-экономические, социокультурные, экологические особенности страны и региона, в котором проживает ребенок),

- педагогические факторы (программу обучения; личность воспитателя, его компетентность, стиль общения; состояние материально-технической базы ДОУ, санитарно-гигиенические условия; преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой),

- семью (материальные, жилищно-бытовые условия семьи; общекультурный уровень родителей, их социальный статус; характер супружеских и детско-родительских отношений; стиль семейного воспитания),

- группы сверстников (группа детского сада; характер общения младшего школьника со сверстниками вне дошкольного образовательного учреждения) [36].

В группу субъективных факторов вошли состояние здоровья, возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, уровень тренированности их адаптационных возможностей.

Объективные и субъективные факторы находятся в неразрывном  единстве, постоянном взаимодействии и могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие  на процесс социальной адаптации  детей раннего возраста.

В результате адаптационных  процессов в детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности.

Первые относятся к интересам  человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер.

Личностное развитие ребенка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально - психологической самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы, характерного для высокоразвитой личности.

Личность - это  совокупность психологических качеств человека, составляющая индивидуальность и определяющих его социальные поступки, поведение среди людей.

Адаптированность - уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован, либо дисгармоничен и дезадаптирован [37].

Дезадаптация — всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает  в трех формах; невротической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения) [38].

Информация о работе Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении