Эффективность школьного обучения и воспитания детей шести лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения учащихся шести лет.
Предметом данной курсовой работы являются психолого-педагогические условия эффективности обучения.
Объектом - дети шести лет, обучающиеся в школе.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

Задачи, поставленные в данной курсовой работе, позволили сделать нам следующие выводы.

1. Введение классов для шестилеток в целостную систему начальной школы дает возможность более рационально построить учебные планы и программы, сократить учебную нагрузку младших школьников, увеличить время на обучение родному языку, математике, труду, музыке, рисованию. А в национальных школах создать реальные условия для того, чтобы дети начали овладевать русским языком как вторым в наиболее благоприятный для этого период.

2. Младший школьный возраст - это период, когда нужно формировать полноценные качества личности, это период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

3. Шестилетнему ребенку, пришедшему в школу из детского сада, где основной деятельностью была игра, очень трудно сразу переключиться, так как главным трудом - становится учение. Оно требует от детей значительно большей ответственности, усидчивости и трудолюбия. Более быстро и безболезненно преодоление психологического барьера, возникающего при поступлении ребенка в школу, использование игры как методического приема в учебном процессе. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируется чувство коллективизма и взаимопомощи, развиваются творческие способности детей.

4. Психолого-педагогические условия эффективности обучения шестилеток должны быть направлены: на формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; на развитие продуктивных приёмов и навыков учебной работы, умения учиться; на раскрытие индивидуальных особенностей и способностей детей; на развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; на становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим; на включение ребенка в учебную и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения.

5. На каждом занятии должны решаться общедидактические задачи: формирование способностей обучаться под руководством учителя, развитие интеллектуальной и творческой активности у детей, закрепление полученных ранее знаний навыков и умений.              

6. Реализация занковской системы во всей ее полноте приводит к повышению качественного усвоения детьми изучаемого учебного материала. В классе достигается более высокий результат в развитии и воспитании учащихся, в приобретении ими знаний, умений и навыков.

7. Следствием развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении и поведении стало взаимопонимание между детьми. Они научились взаимодействовать, помогать товарищам. Многие проблемы, ярко проявившиеся в их поведении, общении и обучении сгладились.


Список литературы

 

1.      Баженова И.Н. Педагогический поиск. М.:"Педагогика", 1988-543с.

2.      Бескоровайная Л.С. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002-243с.

3.      Битянова М.Р., Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе. М.:Генезис, 2001-352с.

4.      Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр "Академия", 1997 -246 с.

5.      Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. СПб.:Респекс, 1996-145с.

6.      Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. М.: Педагогическое общество России, 2005-320с.

7.      Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. М.: "ВАКО", 2004-252с.

8.      Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Книга для учителя. М.:"Просвещение", 1988-190с.

9.      Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся педагогических училищ. М.:"Просвещение", 1980-352с.

10. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: книга для учителя начальных классов. М.: "Просвещение", 1986 - 143 с.

11. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. Пособие для учителя. М.:"Просвещение", 1990-94с.

12. Подласый И.П. Педагогика. М.:"Просвещение", 1996-630с.

13. Психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М.:ООО "издательство Астрель", ООО "Издательство АСТ", ООО "Транзиткнига", 2004-479с.

14. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы по системе Л.В.Занкова. М.: "Просвещение", 1998-151 с.

15. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб: ГМНПП «ИМАТОН», 2002 – 208 с.


Приложение 1

 

«Готовность к школе». Сводная ведомость фиксации результатов

 

Психологические качества

Уровень развития

Слабый

Средний

Хороший

Высокий

К

%

К

%

К

%

К

%

1.Речевое развитие

4

20

9

45

7

35

-

-

2.Визуальное мышление

Линейное

1

5

6

30

7

35

6

30

Структурное

3

15

6

30

9

45

2

10

3.Понятийное мышление

интуитивное

6

30

8

40

6

30

-

-

логическое

10

50

6

30

4

20

-

-

4.Образное мышление

10

50

5

25

5

25

-

-

5.Абстрактное мышление

4

20

11

55

4

20

1

5

6. Речевое мышление

6

30

10

50

4

20

-

-

7. Скорость переработки информации

8

40

11

55

1

5

-

-

8. Внимательность

-

-

5

25

8

40

7

35

9.Зрительно-моторная координация

10

50

9

45

1

5

-

-

10. Память кратковременная

речевая

-

-

6

30

14

70

-

-

зрительная

5

25

12

60

3

15

-

-

11. Тревожность

2

10

4

20

13

65

1

5

12. Энергия

2

10

6

30

11

55

1

5

 


Приложение 2

 

Развивающая работа со школьниками, испытывающими трудности в обучении

Занятие № 1. Знакомство.

Цель занятия: создание атмосферы психологической безопасности, сплочённости группы.

1. Знакомство. Каждый участник по кругу называет своё имя. Второй круг проводится с повторения трёх имён: соседа справа, своего, соседа слева.

2. Путаница. Выбирается водящий. Остальные участники, взявшись за руки образуют круг. Водящий отворачивается, а остальные участники взявшись за руки начинают «запутываться», меняя своё положение в круге, но не отрывая рук друг от друга. Ведущему нужно распутать получившуюся фигуру, вернув каждого в первоначальное положение, в круг.

3. Корректурная проба. В течении 5 минут дети зачёркивают любую букву в тексте, например, «а». В течении следующих 5 минут дети меняются текстами и проверяют нет ли ошибок. Ошибкой считается каждая пропущенная буква. Проверка самими детьми, обеспечивает концентрацию внимания ещё на 5 минут, т.е. тоже является тренингом внимания.

4. Совместный рисунок. Каждый участник по очереди рисует на доске или листе какую–нибудь линию, имеющую отношение к предыдущим. В результате получается общий рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось. Можно всем вместе придумать название рисунку или имя, если есть персонаж.

5. Колечко. Игра проводится на основе игры «Колечко, колечко выйди на крылечко».

6. Письмо. Выбирается водящий, который встаёт в центр круга. Остальные участники держат друг друга за руки. Один из них объявляет, кому он «посылает письмо», которое посылается с помощью рукопожатия. Дети «передают» письмо до тех пор, пока его не получит адресат. Задача участников посылать – письмо незаметно, задача водящего – заметить это рукопожатие.

Занятие № 2. Внимание.

Цель занятия: тренировка произвольного внимание, продолжение работы над сплочённостью группы.

1. Блок игр «знакомство». См. занятие 1.

2. Слушать тишину. В течении 3 минут все слушают тишину. За этим следует обсуждение: «Кто услышал, и в каком порядке?».

3. Корректурная проба. См. занятие 1.

4. Синтез слов из звуков. Водящий произносит слово по отдельным звукам. Дети синтезируют эти звуки в слово.

5. Живая фотография. Ведущий в течении 30 секунд смотрит на живую картину образованную детьми. Затем он отворачивается, а дети вносят в картину несколько изменений. Задача ведущего найти эти изменения.

6. Путаница. См. занятие 1.

7. Слово – невидимка. Ведущий пишет пальцев в воздухе слова, затем обсуждают, что за слово он написал.

Занятие № 3. Память.

Цель занятия: тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной и моторной памяти.

1. Корректурная проба. См. занятие 1.

2. Жил был кот … Упражнение заключается в составлении ряда определений к существительному. Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, и добавляет в конце своё предложение.

3. Передача воображаемого предмета. Ведущий задаёт какой-нибудь предмет, показывая его действиями, совершаемые с ним. Вслух предмет не показывается, показывается только действия. Предмет передаётся по кругу, и каждый должен догадаться, что ему передали, или что-то сделать с этим предметом и передать другому.

4. Живая фотография. См. занятие 2.

5. Совместная история. Каждый участник по очереди говорит по одному слову так, чтобы в результате получилась общая история.

6. Слово – невидимка. См. занятие 2.

7. Птица – зверь – рыба. Ведущий в случайном порядке говорит участнику вид (зверь, птица, рыба). Участник должен в ответ припомнить представителя того или иного вида.

Занятие № 4. Дивергентное мышление.

Цель занятия: тренировка способности творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы.

1. Корректурная проба. См. занятие 1.

2. Слова с заданной буквы. Дети по очереди говорят слова, начинающиеся с заданной буквы.

3. Составление предложения. Даются начальные буквы первого слова предложения. Дети должны составить предложения, которые начинаются с заданной буквы.

4. Установление причинно – следственных связей. Детям предлагается начало фразы. Нужно продолжить эту фразу словами: «из-за того, что …», «потому что …».

5. Дорисовать рисунок. Предлагается 1 или 2 линии, к которым нужно добавить другие линии, чтобы получились объекты. Чем больше линий добавляет участник, тем больше основ он получает.

6. Совместная история. См. занятие 3 (из отдельных предложений).

7. Письмо. См. занятие 1.

Занятие № 5. Воображение.

Цель занятия: тренировка способности фантазировать, креативных способностей.

1. Корректурная проба. См. занятие 1.

2. Внутренний мультфильм. Ведущий рассказывает начало истории, а затем прерывает её. Дети должны представить продолжение истории.

3. Нарисовать увиденное. Дети рисуют увиденное во «Внутреннем мультфильме».

4. Перечислить все возможные виды использования кирпича. Дети называют все реальные и нереальные способы использования кирпича.

5. Закончить «Колобок» иначе. Детям предлагается заменить сюжет, сохраняя героев произведения.

6. На что похоже? Сложить пополам лист бумаги с каплями чернил на нём. Дети рассказывают, на что похожи эти пятна.

Занятие № 6. Конвергентное мышление.

Цель занятия: тренировка способности мыслить логически, приучение к стандартным мысленным операциям

1. Корректурная проба. См. занятие 1.

2. Закончить ряд цифр. Задаётся ряд с определённой последовательностью цифр. Участники должны понять закономерность построения ряда и продолжить его.

3. Исключение четвёртого лишнего. Предлагается группа слов по 4, три из которых объединены существительным признаком, а четвёртое оказывается лишним, не подходящим по смыслу.

4. Слова невидимки. См. занятие 2.

5. Установление отношений. Даётся карточка. Слева дано соотношение двух понятий. Из ряда слов справа выбрать слова так, чтобы оно образовало аналогичное соотношение с верхним словом.

6. Зеркало.

Занятие № 7. Коммуникативные навыки.

Цель занятия: тренировка способности к совместной деятельности.

1. Корректурная проба. См. занятие 1.

2. Ручеёк.

3. Заколдованные.

4. Слова с заданной буквы. См .занятие 4.

5. Совместный рисунок. См .занятие 1.

6. Тропинка (Штирлиц).

7. Письмо. См. занятие 1.

Занятие № 8. Дивергентное мышление.

Цель занятия: тренировка способности творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы.

1. Корректурная проба. См. занятие 1.

2. Бег ассоциаций. Первый участник называет любое слово. Второй участник добавляет любое слово. Третий участник составляет предложение, которое должно иметь смысл.

3. Составить предложение. См. занятие 4.

4. Решение задач на спичках.

5. Отгадать предмет по его признакам. Дети загадывают предмет, в отсутствии водящего, и затем по очереди перечисляют его признаки. Водящий должен назвать предмет.

6. Даётся 4 небольших числа. Спрашивается, каким образом их можно соотнести так друг к другу, чтобы в итого получилось 8 и т.д.

Занятие № 9. Внимание.

Цель занятия: тренировка произвольного внимания, продолжение работы над развитием способностей взаимодействия.

1. Корректурная проба. См. занятие 1.

2. Что изменилось в классе? Ведущему необходимо найти несколько изменений в классе за время его отсутствия.

Информация о работе Эффективность школьного обучения и воспитания детей шести лет