Экологическое воспитание детей в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 16:34, реферат

Описание работы

Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание детей вГермании.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

Учреждение образования

Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима  Танка 

Институт  повышения квалификации и переподготовки кадров 

Факультет переподготовки специалистов образования 
 

Специальность «Дошкольное образование» 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ  В ГЕРМАНИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                слушателя 1 курса

                факультета  переподготовки

                специалистов  образования

                Акимовой  Тамары Анатольевны

                Преподаватель

                Стреха  Елена Анатольевна

                Кандидат  педагогических наук, доцент 
                 
                 
                 

Минск 2011 

Вступление

 

    Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

    Уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно такую дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства.

 Охрана окружающей природной среды как новая функция современного государства имеет некоторые отличия в различных группах стран, в особенности в конкретных направлениях природоохранной деятельности.

    Данный  реферат рассматривает вопросы  экологического воспитания детей в  Германии, а также задачи и содержание экологического воспитания в данной стране, методы и формы их реализации. 
 
 

      Благодаря экологической налоговой реформе, постепенному отказу от ядерной энергии, честолюбивой программе по сокращению выбросов углекислого газа и созданию экономики замкнутого цикла, в Германии, по сравнению с другими странами, достигнут высокий уровень охраны окружающей среды. Во всех сферах приняты строгие нормы выбросов вредных веществ в атмосферу и в воду.

      Германия  занимает первое место в мире по объему производства электроэнергии с  помощью ветра.

      Помимо  этого в рамках ЕС Германии удалось добиться введения единых норм для производства горючего, в большей степени отвечающего требованиям экологии.

      Наряду  с этим Германия активно участвует  в разработке и дальнейшем совершенствовании  международных конвенций в области охраны природы.

      Но  для достижения устойчивого, перспективного образа жизни и образа хозяйствования требуются не только действия со стороны  государства, но и проявление предприятиями  и потребителями чувства ответственности. Это чувство ответственности и прививают детям уже в раннем возрасте.

      Экологическое воспитание в ФРГ имеет более  чем 35-летнюю историю и его значение в концепции общего образования  постоянно возрастало.

      На  протяжении долгих лет велись дискуссии  о мотивах, содержании, методах и  функциях экологического воспитания; разные позиции отражались в поиске самого названия предмета: природоохранительное воспитание – экопедагогика – экологическое обучение и т.д. Но уже с самого начала имелось неоспоримое единство взглядов на его необходимость и настоятельную потребность.

      Понятие «экологическое воспитание» было взято  образованием ФРГ в конце 70-х годов  после «Межгосударственной конференции  ЮНЕСКО», которая проходила в  Тбилиси.

      До  недавнего времени монополистами  в экологическом образовании  Германии были общеобразовательные школы. Элементы экологического образования были введены в образовательную систему Федеративной Республики Германии сравнительно недавно, в 1980 году, когда на федеральном уровне была принята Программа «Экология и обучение», а в федеральных землях была проведена соответствующая реформа учебных планов.

      Позже по инициативе федеральных земель экологическое  воспитание было введено в содержание образования всех учебных заведений.

      В Постановлении Федерально-земельной  комиссии «О включении вопросов охраны окружающей среды в содержание образования» (1987) говорится:  «К задачам школы относится также формирование у молодых людей сознательного отношения к вопросам окружающей среды, ответственного подхода к  экологии и экологически осознанного поведения, которое должно сохраниться и после окончания школы... Школа должна давать знания о сложных взаимосвязях в окружающей среде и о проблемах, возникающих из-за их нарушения… Человек не должен руководствоваться при своем вмешательстве в природу только сиюминутной выгодой ныне живущего поколения. Ученикам должно быть ясно, что ради сохранения основ жизни право каждого на  индивидуальное развитие должно быть приведено в соответствие с требованиями общего блага… Цели экологического воспитания могут воплощаться в содержании образования в рамках различных предметов либо при осуществлении межпредметных связей».

      Отношение ребенка к окружающей природной  среде в существенной степени  определяют три фактора: непосредственно  познание природы, школьное экологическое воспитание и средства массовой информации. Через них ребенок получает необходимые знания, они развивают убеждения и влияют на формирование сознания. Информация, почерпнутая из непосредственного наблюдения и из средств массовой информации, в значительной степени случайна или сиюминутна. Школьное же экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и систематической передачи знаний, которые могут осмысленно коррелировать с действиями, что и будет соответствовать цели экологического воспитания. При этом для учебного процесса существенны следующие дидактические критерии: «осознанная возможность использования знаний учащимися (мотивация), практическая связь с реальной жизнью (заинтересованность), предпочтение проблемному изложению и примерам (учение на примерах), гарантия самостоятельного участия в учебном процессе (партиципация)».

      Первоочередной  задачей экологического воспитания является, таким образом, не передача знаний о грозящих глобальных катастрофах, а доведение до сознания детей  проблем их непосредственного окружения, которые им хорошо понятны. Полученные знания должны претворяться в конкретные практические дела, которые заложат основу ответственного отношения к природе в течение всей жизни.

      Экологическое воспитание в данной стране реализуется  использованием таких форм организации учебного процесса как проекты, проектные дни и недели, а также классные экскурсии.

      Суть  экологического воспитания – это  не только любовь к природе. Под понятием «экологическое воспитание» подразумевается  прежде всего правильное поведение людей в повседневной жизни – правильное с точки зрения сбережения естественных ресурсов: воды, воздуха, земли, энергии, растений, животных. На первый взгляд кажется: научиться этому нетрудно. Однако на самом деле, чтобы вести себя грамотно с экологической точки зрения, нужно усвоить множество практических действий.

      С 1986 по 1993 год в ФРГ приняли ряд  законов, полностью изменивших концепцию  экологического воспитания в связи  с переструктурированием системы  сбора и переработки мусора и  отходов. Созданная перерабатывающая промышленность позволяет максимально утилизировать вторичное сырье.

      Новая концепция  экологического воспитания, разработанная для детских садов, школ и вообще для всех граждан  страны, независимо от их возраста, включает в себя несколько основных моментов, среди которых отметим:

  • регулярный сбор и сортировка мусора в особые ящики, бочки, контейнеры для разных типов отходов; транспортировка к местам переработки;
  • сознательное желание сокращать количество отходов влияет на поведение человека – как покупателя и потребителя;
  • поощрение вторичной переработки, утилизации отходов регулируется налоговой системой;
  • восстановление экологического баланса в природе тесно связано с уничтожением отходов, не поддающихся вторичной переработке;
  • уменьшение количества упаковочных материалов – главной составляющей мусора – достигается за счет его сокращения (по объему, легкости, продуманности упаковки, вторичности потребления);
  • производители упаковки, транспортировщики и продавцы обязаны принимать упаковку, активно участвовать в ее вторичной переработке.

     Немецкий  опыт, на мой взгляд, может быть полезным при разработке экологического образования  в Республике Беларусь.

      Таким образом, экологическое образование  в Германии осуществляется в многообразных  социальных контекстах: в семье, в одновозрастных группах, через работу общественных организаций или средств культуры.

      Институционный  контекст экологического образования  простирается от детского сада до высшей школы, а также включает переобучение кадров и повышение квалификации в профессиональной сфере.

      В последнее время в Федеративной Республике Германии развивается внешкольное  экологическое образование.

      Спектр  носителей и инициаторов внешкольного экологического образования в настоящее  время простирается от партийных и церковных академий, народных высших школ, образовательных проектов общественных организаций и гражданских инициатив до природоохранных и экологических центров. Существование внешкольного экологического образования обеспечивает неразрывность и полноценность всей системы экологического образования. 

 

Заключение

 

    Для осуществления стоящих перед  нашей планетой задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса . Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры детей.

 

Литература

 
  1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение – 1991.
  2. Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания.
  3. Дорнер М. Экологическое воспитание в Германии // Педагогика. – 1997. № 5. – С.103-107.
  4. Зуев В.Н. Роль природоохранных и экологических центров в системе экологического образования земли Нижняя Саксония (ФРГ) // Актуальные проблемы экологического образования и воспитания; Сб.ст. – Мн., 1999. С.127-131.
  5. Протасова Е., Райхштейн А. Германия. Экологическое воспитание в детском саду. // Дошкольное воспитание – 1997. № 7. – С.85-88.
  6. Шульжэнка А.К. Экалагiчнае выхаванне у Германii // Адукацыя i выхаванне. – 1996. № 6. – С.117-121.
  7. Федеральное правительство. – Германия. Факты. – Социетэтс-ферлаг. – Франкфурт-на-Майне. – 2000.

Информация о работе Экологическое воспитание детей в Германии