Экологическое воспитание в народной педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:16, реферат

Описание работы

Экологическое воспитание - формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов.
Основная цель экологического воспитания: научить развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

Работа содержит 1 файл

экологическое воспитание в народной педагогике.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

 Не беречь поросли, не видать и дерева. - русская пословица 

 Был бы лес, соловьи прилетят. русская пословица 

 Одно  дерево еще не лес. русская пословица 

 Без корня и полынь не растет. русская  пословица

 На  выдумку природа  торовата.

 Срубишь лес – на следующий  год не вырастет.- пословица

 Растение  – берегам спасение.- пословица

 Сбереги самку весной –  она к осени  выводок приведет.- пословица

 Не  тот охотник хорош, который убивает, а тот хорош, который  бережет и охраняет.- пословица

 Возвращай земле долг – будет  толк.- пословица

 Лес да вода поле красят.- пословица

 Лес весной веселит, летом  холодит, зимой согревает.- пословица

 Невысок лесок, а от ветра  защита.- пословица

 Где вода есть, там и  саду цвесть.- пословица

 Зеленое царство – лучшее лекарство.- пословица

 Кто рубит лес, тот сушит места. - пословица

 Мужик березку рубит. А  щепа по грибам да ягодам бьет. - пословица

 Лес и вода - брат и сестра.

 Тополь растет высоко, но плодов с него никто не видел

 Не срывай незрелых плодов: поспеют - сами упадут

 Солнце с  запада не всходит. (русская пословица)

 Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов  кладут. (русская пословица)

 Много снега - много хлеба, много воды - много  травы. (русская пословица)

 У каждого  цветка свой аромат. - русская пословица

 На торной дороге и трава не растет.- пословица

 Пересев хуже недосева.- пословица

 Сметанку  любить – корову кормить.- пословица

 Какова земля, таков и хлеб.- пословица

 Возле леса жить – голоду не видать.- пословица

 Где вода –  там и верба, где верба –  там и вода.- пословица

 Не мути воду – пригодится черпать.- пословица

 В лесу лес  не ровень, в миру – люди.- пословица

 Человек за свою жизнь должен вырастить дерево, воспитать  сына, построить дом.- пословица

     На  развитие эстетического идеала народа Кавказа огромное влияние оказывала великая сокровищница прекрасного окружающая природа: снежные вершины гор или живописные леса, просторные степи, стремительные горные или спокойные величественные равнинные реки, многообразие красок, чистота и прозрачность воздуха. Прекрасное в природе понималось как высшая абсолютная красота. Природа воспевалась народом, выдавала эмоциональный подъем, вдохновляла на труд, добрые дела и поступки родители, взрослые показывали образцы заботливого отношения любви к природе.

     Народы  Кавказа считали землю живым  существом, причем существом самым чистым и священным. Может поэтому строжайше запрещалось плевать на землю, выливать на нее кипяток, мусорить. Старшие учили детей относиться к земле с почтеньем, не тревожить, не будить ее, иначе непременно навлечешь на себя ее проклятье.

     Заинтересованное  отношение к природе со стороны  детей объяснялось тем, что она открывалась им раньше, чем мир человеческих отношений, сущность прекрасного. Народ справедливо считал, что дети острее чувствуют свое единство с природой, полнее осознают себя частичкой природы, поэтому она понятна и близка им. Что бы ни делали дети - пасли ли стадо овец, коров или маленьких гусят, ходили в лес в поисках сухих веток или собирали дикие груши, яблоки, ягоды, ночевали с конями в поле или на лугу у романтического костра - все больше они ощущали свою неразрывную связь с природой, с такой загадочной, вечно обновляющейся, вместе с тем родной и близкой. Они все больше понимали, что природа для них - вторая мать. Она дает им все необходимое.

     Живя  в прекрасных природных условиях с раннего детства и испытывая при этом радость, восхищение и гордость, горцы обретали привязанность к родной земле, проявляли любовь к ней. Особое заинтересованное отношение к ней проявлялось у детей, когда они обретали способность любоваться и очаровываться ее красотой.

     С древнейших времен природа с ее вечно обновляющейся красотой, загадками и тайнами отражена в мифах, полных поэтических образов. Устное поэтическое творчество изобилует описаниями величественно - прекрасной северокавказской природы: высокие горы, глубокие ущелья, безбрежные дремучие леса, отвесные скалы, тихие, словно уснувшие голубые озера, стремительные бурные реки. Описание природы в устном поэтическом творчестве раскрывает торжественность изображаемой картины, величие поступка героя, неотразимую красоту героини и др. Природные явления в горском фольклоре выступали в качестве параллели или аналогии с жизнью человека, общества. Такие параллели помогали глубже воспринимать красоту и природы, и человеческих отношений. Гордость и независимость орла, нежность и чистота лебедя, комичность индюка, верность и стремительность коня, хитрость лисы, беззащитность ягненка, трусость зайца - все это в своем нравственно - эстетическом значении имело вполне определенный человеческий смысл. Так, со львом сравнивали бесстрашного и сильного воина, о нарте Ерюзмеке говорится, что он "имеет львиную душу" ("аслан келлю"). С медведем сравнивают сильного и храброго, но неповоротливого человека. Трусу советуют съесть медвежье сердце, чтобы обрести храбрость. С конем сравнивают человека непобедимого, решительного и имеющего красивый стан. Собаке приписывается верность и ум. Таким образом, все эти образы имели нравственно эстетический смысл, качества присущие людям.

     Природа становилась основой искусства  орнамента. Типичные черты местности, флоры и фауны родного края накладывали отпечаток на все декоративно прикладное искусство народа. Прекрасное в природе находило отражение в народном быту, домашней утвари, национальных костюмах, войлочном промысле, вышивках, орнаментах, где чудно сплетались в рисунках и ярком колорите цветов мотивы родной природы.

     Всеобщая  гармония, царящая в природе Кавказа, накладывала отпечаток на всю народную педагогику горцев. Педагогические знания парода находились в тесной связи с житейской философией и моралью, с представлением народа о красоте. Особенность природы, в которой протекала жизнь горцев, влияла на формирование черт народной педагогики и педагогического опыта масс. Чарующая природа, в окружении которой росли дети, красота, гармония, обилие света, цвета, звуков не оставляла никого равнодушным к прекрасному, светлому, возвышенному. Любовь к родной природе, чувство восхищения и гордости за нее, делали детей, всех жителей гор лучше, чище, выше.

     Природа - великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность.

Информация о работе Экологическое воспитание в народной педагогике