Экономика и дошкольник

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

Со времени создания программы многое изменилось. Поэтому вопрос: "Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?" - приобретает ныне особую актуальность и требует серьезной педагогической коррекции. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.

Содержание

Введение
1.Экономика и дошкольник.
2.Формирование первичного экономического опыта дошкольников
3. Экономика в начальной школе.
Литература

Работа содержит 1 файл

экономика.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

Содержание. 

Введение

1.Экономика  и дошкольник.

2.Формирование первичного экономического опыта дошкольников

3. Экономика в начальной школе.

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое  воспитание? Этот вопрос более десяти лет назад поднимался в журналах "Дошкольное воспитание". Но, на наш взгляд, проблематично он не звучал, так как основой экономического воспитания дошкольников являлись и являются задачи нравственно-трудового воспитания, которые ставит перед нами "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией Васильевой М.А.(1985 г.), а затем переработанная и дополненная Гербовой В.В. и Комаровой Т.С., и которые обязательно должны решаться в работе с детьми как раньше, так и в настоящее время.

     Со  времени создания программы многое изменилось. Поэтому вопрос: "Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?" - приобретает ныне особую актуальность и требует серьезной педагогической коррекции. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.  
 

1.Экономика и дошкольник 

на первый взгляд кажутся понятиями абсолютно  не совместимыми. Но современный ребёнок  уже с первых лет своей жизни  попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но  в тоже время очень интересна. Именно поэтому сложные экономические процессы так привлекают малышей, и первые элементарные экономические знания они получают самостоятельно, на житейском уровне: из беседы с друзьями, просмотра телевизора, из наблюдения за поведением взрослых.

Современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент, и, конечно же, работник. Именно поэтому, знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом  для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

Начинать  целенаправленную работу по экономическому воспитанию детей лучше всего  в старшем дошкольном возрасте, поскольку  дети начинают выделять себя в системе взаимоотношений благодаря предметно-операционной деятельности.

Анализ  психолого-педагогической литературы последних лет из области экономического воспитания и образования позволил нам определить большое количество работ по данному вопросу, которые раскрывают систему экономического воспитания на разных возрастных этапах. Однако, проблема экономического воспитания детей дошкольного возраста недостаточно изучена, несмотря на присутствие интереса у исследователей дошкольного возраста, практических работников к данной проблеме, что раскрывают публикации статей, которые появились последним временем на страницах журналов посвященных экономическому воспитанию детей.

В последнее  время появилось очень много  художественных произведений и игр  с экономическим содержанием, адресованных дошкольникам и младшим школьникам. Они направлены на ознакомление детей  с экономическими понятиями, категориями, законами, с учётом психолого-физиологических особенностей дошкольников.

Противоречие, которое возникло между экономической  любознательностью ребёнка, готовностью  познавательной сферы к усвоению экономических знаний, наличие произведений с экономическим содержанием, с  одной стороны, и отсутствием целенаправленного экономического воспитания с другой, послужило причиной для углублённого изучения данной проблемы.

Как оказалось  на современном єтапе существуют программы экономического воспитания, которые успешно функционируют. Однако, их детальное изучение позволило нам констатировать как положительные так и отрицательные моменты.

Одной их первой проблема экономического воспитания детей заинтересовала российского  педагога Шатову Анну Демьянову. Программа  «Дошкольник и экономика» – состоит из 4 блоков: «Труд-деньги», «Деньги, цена, стоимость», «Реклама: желания и возможности», «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика».

В научных  исследованиях последних лет, посвященных  экономическому воспитанию личности на этапе дошкольного детства, определяется как доминирующее направление формирование таких морально-психологических качеств как бережливость, экономность, заботливость через участие ребенка в различных видах деятельности. Что касается содержания и задач экономического воспитания, то исследователи, прежде всего, акцентируют внимание на подборе доступных для ребенка знаний из области экономики.

Мы считаем, что более целесообразным будет  не использование оторванных от реальной жизни современного ребенка экономических  знаний, сколько обеспечение формирование первичного экономического опыта. Этот процесс становится  возможным, когда ребенок выполняет самостоятельные действия, строит взаимодействия с другими людьми и уже на этой основе осваивает конкретные знания и умения.

Экономическое воспитание –  целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, ориентированного  на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и морально-экономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развития интереса к экономической сфере жизни, формирование навыков социально-экономического поведения.

Экономическая социализация – это объективный процесс усвоения индивидом экономических понятий, образцов экономического поведения, усвоение социальных ролей, навыков, ценностей, приспособление личности к социальным нормам.

Первичный экономический опыт мы определяем как  специфическую форму отображения  экономической деятельности, которая  проявляется, с одной стороны,  как  область применения полученных ранее знаний об экономических отношениях и сущность экономических понятий, с другой стороны — выступает как источник формирования этих знаний, умений. То есть ПЭО в деятельности формируется в результате деятельности и в деятельности применяется.

Каждому ребёнку свойственно наличие  ПЭО, однако у каждого он будет  на разном уровне. Для определения  уровней, нами были разработаны критерии и показатели, по которым оценивалось  наличие ПЭО.

Критерии  были следующие: когнитивно-речевой, психологический деятельностный, ценностно-мотивационный

1. Когнитивно-речевой критерий.

Показатели.

Адекватное  понимание основных экономических  понятий соответственно возрасту.

Наличие элементарных представлений с экономической  сферы.

Наличие минимальной экономической лексики в активной и пассивной речи.

2. Операционный критерий.

Показатели.

Адекватность  поведения в жизненных ситуациях, связанных с экономическими отношениями.

Готовность  к вариативным действиям в  жизненных ситуациях выбора.

3. Психологический критерий.

Показатели.

Наличие развитых личностных качеств, необходимых  для успешной экономической деятельности (активность, самостоятельность, ответственность)

Владение  умственными операциями.

Развитость  личностных волевых качеств.

4. Ценностно-мотивационный критерий. 

Показатели.

Наличие интереса к экономической сфере  жизни.

Доминирование социально-ценностных мотивов в  процессе жизнедеятельности и взаимодействии с другими людьми.

После проведения констатации было установлено, что большинство детей владеют  экономической терминологией, однако она находиться у них в пассивной речи. Большинство детей показали низкий уровень по деятельностному критерию, то есть у них возникают проблемы связанные с действием в нестандартных ситуациях, умением принять решения, согласовать свои действия с коллективом.

Отметим, что формирование элементарного  экономического опыта наиболее удачно происходит в процессе игровой деятельности дошкольников, поскольку  именно в игре у ребенка возникает возможности самостоятельно проверить свои знания, применить их на практике, а также расширить свой опыт методом проб и ошибок, при условии обязательного исправления собственных ошибок.

Однако, как показал проведенный нами эксперимент, использование игр  экономической направленности без  специальной терминологической поддержке выявилось невозможным.

Учитывая  все эти нюансы и проанализировав  существующие программы, нами была составлена программа поэтапного формирования экономической опытности с внедрение  игр экономической направленности. 

2.Формирование первичного экономического опыта дошкольников  

Программа состоит из 10-и тем, знакомство с  которыми происходит в 3-и этапа. Отметим, что на каждом последующем этапе  происходит расширение и уточнение  знаний, полученных на предыдущем этапе.

Занятие включает в себя вводную часть, терминологическую часть, раскрывающую основные понятия; игровую апробацию материала (отметим что на 1 этапе − это будутдидактические игры, на 2 – ситуативные, и на 3 – это ролевые, включая игры-стратегии), вариативная часть, которая проводиться по усмотрению воспитателя, и заключительную часть.

Рассмотрение  поэтапного усложнения материала на примере занятия «Потребности человека».

Итак, начнем со вступительной части, которую рекомендуется проводить на занятии любого этапа. В данном случае это будет игра «Волшебная шкатулка».

– Сегодня  я принесла вам волшебную шкатулку. Из неё каждый из вас сможет достать  то, что он хочет. Именно ту вещь, которая поднимает вам настроение. Только вещи в шкатулке невидимые, поэтому вы должны рассказать нам, что вы достали (демонстрируется  работа шкатулки – я достала мяч, потому что очень люблю играть в мяч, и это поднимает мне настроение).

Вводная часть может включать игры «Приветствие ладошками», «Солнышко (круг)», «Улыбка», «Артисты (изображение лиц)», «Племена (деньги)».

Следующей идет рассмотрение терминологической части.

Терминологическая часть 1 этапа – это знакомство с понятиями «потребность», «товар», «услуги» и их разновидностями.

– У  каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная  шкатулка. Но вместе с желаниями  у каждого ребёнка и взрослого  есть свои потребности. Что означает это слово? (ответы)

Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

– Подумайте  и назовите свои  потребности, то без чего вы не сможете жить (пища, солнце, воздух, тепло).

– Для  того, чтобы удовлетворить большинство  свои потребности, чаще всего люди покупают разные вещи в магазине или на рынке. Все эти вещи называются товаром.Товары бывают разные.

Какие  по цене: дорогие и дешевые.

Информация о работе Экономика и дошкольник