Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А формировать личность и эстетическую культуру, как отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, особенно важно в наиболее благоприятном для этого школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает,в еще не до конца сформированной личности особые эмоционально психологические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психологические процессы.

Содержание

Введение………………………………………………………….. 3-5 стр.
Глава 1. Теоретические подходы эстетического воспитания школьников.
Эстетическая сущность искусства………………. 6-9 стр.
Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания………………………………………..10-17 стр.
Восприятие искусства младшими
школьниками…………………………………….. 18-23 стр.
Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках изобразительного искусства, литературы, музыки…………………………….. 24-28 стр.
Глава 2. методические аспекты преподавания изобразительного искусства в младших классах.
2.1. Новые формы преподавания на уроках изобразительного искусства…………………………………………………………. 29-33 стр.
2.2. Комплексная художественно – эстетическая программа «Изодеятельность»………………………………………………. 24-40 стр.
Заключение………………………………………………………… 41-42 стр.
Список используемой литературы…………………………….....43 стр.

Работа содержит 1 файл

курсовая педагогика.docx

— 84.57 Кб (Скачать)

Формой проведения занятий по программе является урок.

 Урок состоит из:

- введения в тему занятия;

-восприятия произведений  искусства по соответствующей  теме;

- созидательной творческой  практической деятельности ученика  по этой же теме;

-обобщения и обсуждения  итогов урока;

 Программа предусматривает  чередование уроков индивидуального    практического творчества учащихся  и уроков коллективной творческой  деятельности. Урок экскурсии.

Методы работы

проведение занятий с  использованием средств искусства.

наглядный метод обучения;

словесный метод обучения;

метод игры;

Механизм оценивания эффективности программы:

Форма проведения итоговых занятий – просмотры, открытые уроки.

Периодическая организация  выставок дает детям возможность  заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Система оценивания – цветовая.

Форма фиксации результата – записи в учебных журналах, дипломы, почетными грамотами.

Особенности приема детей:

В объединение принимаются  все желающие от 6 до 12 лет без  специальной подготовки.

Автор программы: преподаватель  Отделения ИЗО МБОУ ДОД «Покровская  детская школа искусств» Смыслова О.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проблема эстетического  воспитания довольно полно разработана  в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства  на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М.: 2003 г.
  2. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвуз. сб. научн. трудов. Л-д.:1989 г.
  3. Кирцев Ю.М. Рисунок и живопись. Учебное пособие, 4-е изд, М.: Высшая школа: Издательский центр «Академия», 2001 г.
  4. Киплик Д.И. Техника живописи. М.: Сварог и К, 2000 г.
  5. Киященко  Парадоксы теории практики эстетического воспитания в современной России. М.: 2004 г.
  6. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002 г.
  7. Крупнина И. Педагогическое просвещение родителей. // Воспитание школьников. 2001 г.
  8. Лихачев Б.Т.  Теория эстетического воспитания школьников. М.: 1985 г.
  9. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. М.: 2003 г.
  10. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского В-д 2006 г.
  11. Сластелин В.А. Педагогика. М.: «Владос» 2003 г.
  12. Словарь русского языка. Сост. С.И.Ожегов. М.: 1952 г.
  13. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников // Е.М. Торшилова// дошкольное воспитание 2001 г.
  14. Шацкая В.И. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М.:1998 г.
  15. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: «Гардарики», 2002 г.

 

 

 


Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства