Эстетическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 05:15, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Изучить литературу по этой теме;
2. Провести экспериментальную работу по выявлению
эстетических качеств у дошкольников;
3. Проанализировать работу, сделать выводы, оформить
курсовую работу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

1.1 Основные средства эстетического воспитания в детском саду.

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1 Состояние проблемы эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании.
2.2 Психологические особенности развития дошкольного возраста
ВЫВОДЫ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
o БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая работа.rtf

— 304.31 Кб (Скачать)

     На протяжении дошкольного детства изменяется степень осознанности при выполнении детьми. Так, ребенок 3-4 лет привыкает выполнять правила и часто не соглашается с малейшими их нарушениями. Дети 5-6 лет уже выполняют правила не по привычке, а сознательно, понимая их значение.

     Основной путь влияния взрослого на развитие личности детей - организация условий для практического усвоения ими моральных норм. Первым таким условием является образец взрослого, его отношения и поступки. Дошкольник необычайно восприимчив всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо - опыт еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям. Ребенок склонен подражать, перенимать манеру взрослых, заимствовать у них оценку людей, вещей, событий. На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.

     Немаловажное значение имеют также образцы для поведения, представленные в рассказах и сказках. Для ребенка очень важна оценка взрослыми поступков, действий его сверстников, его самого, сказочных персонажей. Так, слушая сказку, дети обязательно хотят выяснить, кто хороший, а кто плохой, требуют в этом отношении определенности.

     Ребенка обучают правилам поведения, которые со временем усложняются. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки, исходя из представления о том, какого поведения ждут от них окружающие. Происходит процесс усвоения опыта и его индивидуализация, то есть осознание себя. Так формируется личность. У ребенка 3-х лет уже появляются признаки становления личности, проявляющиеся в знаменитом «я сам». В этой формуле не просто отражается стремление трехлетнего малыша к самостоятельности, но и проявляется определенный уровень его самосознания, то есть сознания своего «я», своих возможностей. Установлено, что в развитии ребенка выделяются периоды, которые отличаются определенным уровнем. Становление, развитие личности происходит в деятельности ребенка. Но притом, что дети участвуют в разных видах деятельности, для каждого возраста выделяется главная, ведущая. Ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является сюжетно-ролевая игра, в которой он воспроизводит разнообразные ситуации из жизни взрослых, берет на себя роль взрослого и в воображаемом плане воспроизводит его поведение. Игра - основная деятельность дошкольника, и поэтому на ее основе идет личностное развитие ребенка. Игра формирует у него важные качества, в том числе коллективизм. Копируя деятельность взрослых, подражая им в ролевых и сюжетных играх, ребенок глубже узнает окружающую его действительность, знакомится с жизнью людей, их трудом. В игре у детей развивается не только мышление, но и воображение. В процессе игры ребенок осуществляет определенные задачи и цели, подчиняется ее правилам, что воспитывает и укрепляет его волю. Посредством игры приобщают ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам. Поэтому одна из важных задач воспитания - организация игровой деятельности детей. Выполняя определенную роль, ребенок выделяет те правила и нормы, которые приняты в окружающей его социальной среде. Они становятся правилами его игрового поведения.

     Когда говорится о значении игры в становлении личности ребенка, то имеется в виду не стихийно возникающие игры детей, а специально организуемые взрослыми, где сочетаются игры с разными сюжетами: социальными, производственными, бытовыми и т.д.

      Наряду с возрастными и психологическими особенностями, характерными для дошкольного возраста, каждый ребенок обладает еще и собственными, присущими лишь ему одному качествами, каждый неповторим своей индивидуальностью.

     Каждый ребенок - особенный, на свой лад, с характерными для него способами управления своим поведением, умением устанавливать контакты с внешним миром, способностью проявлять эмоциональные реакции.

     Ребенок наделен от природы определенными особенностями нервной системы. От типа нервной деятельности зависит его темперамент. Это и накладывает отпечаток на его поведение. Одни дети более спокойны, малоподвижны, заторможены; другие - более возбудимы, подвижны; третьи - уравновешенны; четвертые сочетают слабость нервных процессов с чувствительностью к различным воздействиям, они обидчивы, часто плачут. Вот почему один и тот же подход (при равных условиях) взывает у разных детей разные реакции. Характер, так же как и интересы и потребности, формируется под влиянием среды и воспитания. Человек не рождается добрым или черствым, общительным или замкнутым, трудолюбивым или ленивым, это зависит от среды, в которой растет ребенок и формируется его личность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ.

Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, интересов и потребностей, оценок и вкусов. Знания о прекрасном у детей формируются в процессе эстетического освоения окружающей действительности, во всем ее многообразии, а также искусства как наиболее концентрированного отображения прекрасного. Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, каждое из которых имеет свои жанры.

Дети приобретают знания о различных жанрах литературного и музыкального искусства: о сказках, рассказах, повестях и т.д., а также о песнях, танцах, маршах, детских операх и балетах и т.д.

Дети также усваивают и основные эстетические понятия, окружающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего нас мира. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений, применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

     Сегодня, в эпоху кризиса духовной и эстетической культуры, во времена падения гуманистических идеалов и суждений, что обусловлено многими негативными факторами, в том числе и социально-экономическими; важно возродить тенденцию ценностного отношения общества к человеческой личности и заинтересованность в ее гармоничном развитии. Необходимо создать целостную систему эстетического воспитания подрастающего поколения, средоточием которой должен стать детский сад, где приобщение детей к искусству и сокровищам общечеловеческой культуры планомерно и целенаправленно ведется на занятиях эстетического цикла.

     Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.

     Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

  1. Возрастная и педагогическая психология: тексты / сост. и коммент. Шуаре Марта О. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1992. - 272 с.
  2. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
  3. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
  4. Гавриловец К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. - Минск, 1988.
  5. Дубровина И.В. Психология: учебник. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2001. - 464 с
  6. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия,1996. - 346 с.
  7. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М., 1984.
  8. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М., 1985.
  9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1998.
  10. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Воронеж, 1997.
  11. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер,2000. - 592 с.
  12. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.
  13. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М., 1996.
  14. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2000. - 456 с.
  15. Мухина В.С. Детская психология / под. ред. Л.А. Венгера. - М., 1985.
  16. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М., 1981.
  17. Основы эстетического воспитания / под. ред. М.А. Кушвеава. - М., 1986.
  18. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др; под. ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
  20. Система эстетического воспитания школьников / под. Ред. С.А. Герасимова. - М., 1983.
  21. Шайнурова В. М. Функции классного руководителя // Классный руководитель. - 2004. - № 6. - С. 40
  22. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2004. - 349 с.
  23. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1997. - 507 с.
  24. Шумакова В.Р. Настольная книга классного руководителя // Классный руководитель. - 2001. - № 1. - С. 40-45.

     .

Информация о работе Эстетическое воспитание