Эстетическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:24, контрольная работа

Описание работы

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.

Работа содержит 1 файл

Реферат Эстетическое воспитание.doc

— 323.00 Кб (Скачать)

 

Организационно-деятельностные программы на сегодняшний день кажутся наиболее перспективными. Продвижение в данных программах основано на проектировании и моделировании реальных «взрослых» ситуаций и проживании в новых нетрадиционных условиях и ролях для себя. Программы предназначены для детей разного возраста - меняются лишь роль и позиция: в зависимости от возраста подростки выступают в качестве организаторов и руководителей, а малыши - участников и исполнителей. Организационно-деятельностная игра предполагает проектирование собственной автономной государственности и организации жизни в ней. Создавая различные предприятия и учреждения своего государства, дети в таких играх обязательно образуют спортивный (назовем его так) сектор, где налаживают работу различных спортивных клубов, школ, секций, проводят спортивные праздники и акции. В отличие от традиционных спортивных секций дети в таких предприятиях не только обучаются, но и получают представление об элементарных основах бизнеса. Экономические основы таких игр в качестве обязательного условия имеют своей задачей формирование простейших навыков организации дела, «зарабатывания» денег своим трудом. Члены спортивных клубов, например, выступают в качестве судей различных матчей, физруков, организующих утренние зарядки и мини-тренировки для других детей. В свою очередь, чтобы организовать спортивный клуб, надо дать рекламу, составить план деятельности и бизнес-план, набрать сотрудников и определить их функциональные роли (см. Тазиев С.Ф. «Солнечный городок» - интенсивная педагогическая технология. Елабуга, 1990 г.).

 

Оздоровительно-образовательная среда, организуя именно таким образом приобщение ребенка к активному физическому отдыху, приносит явные позитивные результаты, помогает детям ощутить новые физические возможности, что доказывает опытная работа оздоровительно-образовательных лагерей, центров и санаториев.

 

 

 

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ

 

 

 

Многолетний опыт работы автора в области организации летнего отдыха школьников позволяет прийти к заключению о том, что продуктивность педагогической деятельности и эффективность реализации программ во многом зависит от серьезности подходов к разработке содержательных аспектов деятельности и их последовательного научно-методического обеспечения.

 

Создание летнего лагеря – дело сложное, требующее учета и детальной проработки целого ряда моментов, касающихся как общей концепции, цели и задач, содержания деятельности лагеря, так и кадрового, материального, финансового обеспечения.

 

Основа деятельности любого лагеря - программа. Сегодня, когда в педагогической моде термин «вариативно-программный подход» наработаны сотни программ деятельности лагерей. Практически большинство из них представляют программы смен, из которых и вырисовывается педагогическое лицо лагеря.

 

Программа - структурированное описание педагогической идеи и шансов по ее реализации. В структуре педагогических документов программа занимает промежуточное место между концепцией деятельности (как системоописанием) и планом работы (как распределением конкретных действий во времени и в пространстве).

 

Создание программы - процесс творческий и сложный, требующий специальной подготовки и кропотливой работы. Программа - наглядный показатель профессионального мастерства педагогов.

 

Безусловно, за последние годы в Республике появилось множество прекрасных программ, но в большинстве случаев они страдают следующими недостатками:

 

Незнание структуры и технологии программирования деятельности лагерей, несоблюдение алгоритмов построения программ (например, концепция находится в пояснительной записке или вообще отсутствует, некоторые авторы представления не имеют, что такое концепция Программы).

 

Неумение определять цель и задачи Программы При ознакомлении с программами члены Экспертного совета находят цель в задачах, а какая-либо задача Программы выдвинута на уровне главной цели. Нужно понять, ради чего создается данный профильный лагерь или организуется смена, цель одна, а задач может быть несколько.

 

Увлечение сокращением количества дней пребывания детей в лагере – дети только познакомились, подружились, включились в активную деятельность, а уже пора уезжать домой.

 

Отсутствие четких ориентиров содержания, механизма реализации цели и задач Программы. Нам пришлось участвовать в лагере, где в головах организаторов смены витали, в принципе, интересные идеи, но они настолько не были продуманы, что им приходилось по ночам разрабатывать программу и план на следующий день. Естественно, что их хватило всего на 6-7 дней. И воспитатели, и дети стали вялые, неинтересные друг другу…

 

Узкое понимание профилизации лагеря, отсутствие в связи с этим других направлений деятельности детей.

 

Отсутствие трудового воспитания в некоторых программах, некоторые авторы увлеклись разработкой интеллектуальных программ, заставляющих детей больше сидеть и думать, чем двигаться, «загружающих мозги» детей после утомительного учебного года. В одной программе, представленной на Республиканский конкурс, более 80% мероприятий были «сидящие».

 

Излишняя психологизация смены. Известно, что резкие перемещения ребенка с одного психологического пространства в другое всегда вызывают осложнения и трудности в его развитии. Настораживает факт, что за организацию таких смен берутся студенты вузов и не специалисты.

 

Мероприятийный характер смены. Отсутствие деятельности самих детей, которые участвуют только в определенных действиях по реализации цели и задач, поставленных педагогом и т.д.

 

В нашу жизнь все прочнее входят новые технологические процессы конструирования, моделирования, социального проектирования. Сегодня проектные технологии активно востребованы так называемым «третьим сектором» - НКО, т.к. являются для них одним из основных механизмов финансирования деятельности по некоммерческим проектам в социальной сфере. К сожалению, многие государственные и муниципальные учреждения и организации социальной сферы слабо знакомы с механизмами социального заказа, социального гранта, конкурсного финансирования, современного социального менеджмента, проектными технологиями, PR – технологиями. Стереотипы «социального иждивенчества» тормозят развитие этих учреждений, позволяют бездействовать и ждать государственных средств под традиционные, зачастую не актуальные и отжившие формы работы, которые не приносят значительного социального эффекта. Поэтому сегодня именно государственным и муниципальным учреждениям следует активнее овладевать проектными технологиями и становиться конкурентноспособными на рынке социальных услуг.

 

В современной теории и практике сформировались определенные концептуальные основы программно-целевого проектирования, но чаще словосочетание « программно-целевое» встречается в сопровождении слова управление. Так что же такое программно-целевое проектирование?

 

Проект (от лат. Projectus-брошенный вперед) – сложная система педагогической деятельности, предположительная схема технологического процесса; предварительный текст какого-либо документа; план, замысел.

 

Проектирование - процесс создания проекта – прототипа, предполагаемого или возможного объекта, состояния; документальное оформление конкретных направлений совершенствования образовательной среды с целью создания оптимальных условий развития и воспитания человека. Проектировочная деятельность – процесс прогнозирования стратегии развития и совершенствования образовательной среды, который осуществляется через диагностически сформулированные цели, позволяющие увидеть конкретно, какой будет эта среда, и какие отношения в ней будут преобладать.

 

Программно-целевое проектирование - это процесс, деятельность, методология, идеология, концепция, подход, управление или планирование? Нет ли противоречия в этом словосочетании? Достаточно трудно практикам разобраться в тонкости понятийного аппарата, но надо признать справедливость слов французского философа Р.Декарта: «Определите значение слов. Этим вы избавите человечество от половины его заблуждений и недоразумений». Определимся с понятиями: программа, цель.

 

Программа (от греч. Programma-объявление, распоряжение) 1) содержание и план деятельности, работ. 2) изложение основных положений и целей деятельности. Программа – нормативная модель совместной деятельности группы или множества групп людей, определяющая: исходное состояние некоторой системы; образ желаемого будущего состояния этой системы; состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

 

Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств.

 

Говоря о программно-целевом проектировании, мы имеем в виду процесс прогнозирования стратегии и тактики развития образовательной среды. Современная парадигма образования, признание вариативности педагогических систем и образовательных ценностей обострила проблему необходимости определения целевых приоритетов, прогнозирования позитивных преобразований содержания деятельности, связанной с формированием личности учащегося и создания индивидуальных образовательных программ, соответствующих специфике каждого образовательного учреждения. Статья 9 Закона РФ «Об образовании» дает определение понятия образовательной программы и указывает на необходимость такого документа.

 

«Образовательная программа – нормативно-управленческий документ, определяющий с одной стороны, содержание образования соответственного уровня и направленности, а с другой - характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса и управления данного учебного заведения».

 

Документом, закрепляющим юридически основные цели и задачи учреждения, является Устав, который служит основой для разработки документов учреждения: концепций, программ, проектов, положений, планов. Между ними существует ряд принципиальных отличий.

 

Концепция – описание основного смысла деятельности. Необходима для получения представления о смысле, миссии и основных направлениях деятельности учреждения. Во-первых, концепция позволяет всем сотрудникам и заинтересованным лицам иметь единую, целостное представление об основах содержания деятельности учреждения. Во-вторых, концепция является ориентиром, с которым сверяется вся логика деятельности учреждения. На ее основе строятся все программы и проекты, регламентирующие деятельность.

 

Концепция, как правило, включает:

 

Общие подходы к деятельности,

 

Анализ сложившейся ситуации,

 

Описание образа желаемой ситуации (видение),

 

Формулирование миссии учреждения, основной цели деятельности,

 

Обозначение основных направлений деятельности,

 

Перечисление и краткая характеристика ведущих программ и проектов деятельности.

 

Программа – описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов в перспективе.

 

Программа необходима для получения представления о специфике содержания деятельности учреждения, об особенностях организационно – управленческого процесса в учреждении, о целях, задачах, средствах и путях их реализации.

 

Авторы-разработчики программы в условиях лагеря должны ответить на следующие вопросы:

 

Что не устраивает их в современной организации каникулярного отдыха учащихся, в их лагере и в избранном профиле лагеря (смены)?

 

Почему они решил создать авторскую разработку?

 

В чем смысл программы?

 

В чем новизна, авторство, оригинальность?

 

Соответствует ли авторский идеал реальным запросам?

 

Каким будет результат реализации программы?

 

Есть ли необходимость в такой программе в Вашем учреждении?

 

Несмотря на многообразие требований к написанию программы, выполнение некоторых общих рекомендаций позволит превратить работу организаторов лагеря над главным документом в творческий процесс и создать документ, служащий успешному функционированию и развитию коллектива.

 

Процесс разработки программы должен включать определенные этапы:

 

Поисковый этап, на котором должен быть решен вопрос актуальности разработки программы, выяснено, какой она должна быть.

 

Этап создания проекта программы.

 

Этап экспериментальной работы, имеющий целью проверить правильность основных задач и частных решений, отраженных в программе, откорректировать - в случае необходимости - ее элементы и отработать хотя бы в первом приближении методику работы.

 

Этап внедрения программы.

 

ПОИСКОВЫЙ ЭТАП

 

Аналитическая работа по программе лагеря

 

Любая деятельность считается циклически законченной после проведения этапа ее анализа. Аналитический этап считается ключевым для последующего проектирования деятельности.

 

Предлагается использовать следующие уровни анализа:

 

1. Целевой уровень.

 

Какие цели были поставлены авторами на программируемый период. Какие методики исследования уровня достижения результативности были ими использованы. Какие результаты (уровни) зафиксированы самими авторами программы. Совпадают ли они с зафиксированными в программе «ожидаемыми результатами»? Какие проблемы были выявлены авторами программы в ходе ее реализации. Возможные способы решения данных проблем.

 

2. Содержательный уровень.

 

Какие формы реализации содержания были использованы в ходе реализации программы. Насколько они отличались от заявленных первоначально (в тексте программы), с чем это было связано. Появились ли новые формы, раскрывающие содержание программы. Кто осуществлял процесс планирования, организации и анализа программы. В какой форме это осуществлялось. Как авторы оценивают уровень реализации содержания программы, по каким критериям (формам, мероприятиям) его возможно оценить. Самое показательное, с точки зрения авторов, мероприятие (форма работы), демонстрирующее уровень достижения целей заявленной программы.

Информация о работе Эстетическое воспитание