Этнопедагогика украинского народа о семейном воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование этнопедагогических особенностей семейного воспитания украинского народа.
Объект исследования – семейное воспитание украинского народа как социально-педагогическое явление.
Предмет исследования – реализация проблемы семейного воспитания в этнопедагогике украинского народа
Задачи исследования:
Теоретически обосновать понятие «семейное воспитание» и выделить его специфические особенности.
Определить роль семейного воспитания в структуре этнопедагогических знани

Содержание

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В УКРАИНСКОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКЕ………………………………………………………….. 6
1.1 Понятие «семейное воспитание» и его специфические особенности…………………………………………………………………….... 6
1.2 Этнопедагогика как область научных знаний и ее характеристика………………………………………………………………….. 11
Выводы по первому разделу…………………………………………………... 17
РАЗДЕЛ II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ УКРАИНСКОГО НАРОДА………………………………………………….. 19
2.1 Роль семейного воспитания в структуре этнопедагогических знаний украинского народа…………………………………………………………….. 19
2.2 Ведущие направления семейного воспитания в этнопедагогике украинского народа…………………………………………………………….. 24
Выводы по второму разделу…………………………………………………… 30
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ…………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая за 2-ой курс.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

     На  основе обработки использованной литературы можно сказать о том, что семейное воспитание занимает значительное место  в структуре этнопедагогических знаний украинского народа, так как именно на протяжении всей истории развития человечества воспитанию ребенка в семье отводилось значительное место. 

     2.2 Ведущие направления  семейного воспитания  в этнопедагогике  украинского народа 

     Прежде  чем говорить о ведущих направлениях семейного воспитания, следует сказать о том, что родители, как первые педагоги, призваны создать условия для полноценного физического и психического становления личности, обеспечить ребенку чувство защищенности, уравновешивания, доверия, сформировать активное, заинтересованное отношение к окружающему миру.

     Наиболее  полно ведущие направления семейного  воспитания можно проиллюстрировать и описать согласно схеме 1.

     Моральное воспитание выступает ведущим фактором всестороннего гармоничного развития личности. Морально-духовные ценности каждой личности являются ее наибольшим приобретением. Поэтому и оценивать человека прежде всего необходимо по уровню сформированности моральных ценностей.

     Задачами  морального воспитания является овладение  нормами и правилами морального поведения, формирование чувств и убеждений, выработка умений и навыков морального поведения, адекватного поведения в процессе общественных отношений.

     В основе содержания морального воспитания лежат общечеловеческие морально-духовные ценности. Общечеловеческие морально-духовные ценности – это приобретенные предыдущими поколениями независимо от расовой, национальной или религиозной принадлежности морально-духовные приобретения, которые определяют основу поведения и жизнедеятельности отдельного человека или определенных обществ.

     Схема 1

     ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СЕМЕЙНОГО  ВОСПИТАНИЯ

     Национальные  моральные ценности – это исторически  обусловленные и созданные народом  взгляды, убеждения, идеалы, традиции, обычаи, обряды, практические действия, которые основываются на общечеловеческих ценностях, но определяют особенности в поведении и являются основой социальной деятельности людей определенной этнической группы.

     На  основе общечеловеческих и национальных морально-духовных ценностей можно  подчеркнуть круг качеств личности, которые определяют содержание морального воспитания. это гуманность, доброта, честность, дисциплинированность, скромность, справедливость, чувство патриотизма, экологическая и правовая культура.

     Решающую  роль в этом процессе играют родители: их собственное поведение на принципах высокой моральности, целенаправленное влияние на личность ребенка и лежат в основе морального поведения личности [15, 16].

     Компонентом всестороннего гармоничного развития личности является физическое воспитание. Физическое воспитание – это система социально-педагогических способов, направленных на укрепление здоровья и организма, гармоничное развитие функций и возможностей человека, формирование жизненно важных двигательных навыков и умений. Поэтому ведущей задачей физического воспитания является создание оптимальных условий для обеспечения нормального физического развития личности, сохранения ее здоровья, овладение знаниями об особенностях организма человека, физиологические процессы, которые происходят в нем, приобретение санитарно-гигиенических умений и навыков ухода за собственным организмом, поддержание и развитие его потенциальных возможностей.

     Задачи, пути и способы развития физического  воспитания можно обобщить в схеме 2.

     Экологическое воспитание – это систематическая педагогическая деятельность, которая направлена на развитие у учеников экологической культуры.

     Задача  экологического воспитания – способствовать накоплению экологических знаний, воспитывать  любовь к природе, стремление беречь, приумножать ее, формировать умения и навыки деятельности в природе. 

     Экологическое воспитание предусматривает раскрытие  сущности мира природы – среды  обитания человека, который должен быть заинтересованв сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе. Это предусматривает умение осознавать экологические явления, делать выводы о состоянии природы, разумно взаимодействоваь с ней. Эстетическая красота природы способствует формированию моральных чувств обязанности и ответственности за ее сохранение, направляет на природоохранную деятельность.

     Схема 2

     РЕАЛИЗАЦИЯ  ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 

     
             ФИЗИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ
 

       
 
 

       

     

     
     СПОСОБЫ
Натуральные силы природы Правильный  режим работы и отдыха Гигиеническая гимнастика Гигиена ухода  за организмом Гимнастика, спортивные игры, туризм, работа
 
 
 

     Результатом экологического воспитания является сформированная экологическая культура человека, которая  характеризуется разносторонними  глубокими знаниями об окружающей среде (природной и социальной), наличием мировоззренческих ценностных ориентаций о природе; экологическим стилем мышления и ответственным отношением к природе и своему здоровью; приобретением умений и опыта решения экологических проблем; непосредственным участием в природоохранной работе; предусмотрением возможных негативных последствий деятельности человека в природе [13, 15].

     Эстетическое  воспитание - целенаправленный процесс  формирования у человека эстетического  отношения к действительности. Это  отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

     Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия  средства искусства, формирующее специальные  способности и развивающее дарования  в определенных его видах — изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др.

     Эстетическое  воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках пения, рисования и природоведения. Основное направление этой работы сводится к практическому ознакомлению ребят с различными видами искусства, приучению к их эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играют пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо обладать умением красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, хорошо проводить уроки пения, владеть навыками музыкального и изобразительного искусства.

     Эффективность эстетического воспитания можно обеспечить благодаря единству и взаимообусловленности национального и общечеловеческого. Эстетическая культура личности должна формироваться прежде всего на почве национальной культуры с внедрением в мировую культуру [38, с. 133].

     Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

     Творческие  способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

          Детский возраст имеет богатейшие  возможности для развития творческих  способностей. К сожалению, эти  возможности с течением времени  необратимо утрачиваются, поэтому  необходимо, как можно эффективнее  использовать их в младшем школьном детстве.

          Успешное развитие творческих  способностей возможно лишь при  создании определенных условий,  благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

     1. Ранее физическое и интеллектуальное  развитие детей.

     2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

     3. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству [16, 28].

     Работа  является источником и важным условием физического и социально-психологического развития личности. На протяжении всей истории человечества работа была средством формирования у каждого человека наилучших качеств.

     Трудовое  воспитание является продолжительным  процессом. Он охватывает всю жизнь  человека . но основы закладываются  еще в детстве. В значительной мере  черта трудолюбия человека является моральной категорией, принадлежит к общечеловеческим морально-духовным ценностям. Поэтому очень важно в раннем детстве сформировать психологические аспекты трудолюбия человека.

     Трудовое  воспитание является составной частью всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому общие методы воспитания должны быть эффективно использованы в системе трудового воспитания.

     Умственное  воспитание предусматривает овладение  человеком важных умственных операций: анализом, синтезом, сравнением, систематизацией.

     Важной  задачей умственного воспитания является формирование интеллектуальных умений, к которым относятся: общие  умения (читать, слушать, устно высказывать  свои мысли) и специальные умения (пользоваться дополнительной литературой, слушать музыкальные произведения). Все эти умения являются важным условием развития навыков.

     Процесс интеллектуального развития личности, накопления интеллектуального богатства  реализуется через напряженную  самостоятельную познавательную деятельность.

     В системе умственного воспитания широко используются различные методы познавательной деятельности человека, следовательно это говорит о том, что нужно как можно лучше обеспечить интеллектуальное развитие воспитанников. 

     Выводы  по второму разделу

     Проанализировав использованную литературу, мы пришли к выводу, что семейное воспитание в структуре этнопедагогики занимает значительное место, так как именно в народе и в процессе развития его истории складываются и появляются основные принципы, методы, способы воспитания.

     Различные виды воспитания, такие как правовое, экологическое, умственное, моральное  и нравственное, эстетическое воспитание, объединяясь в целое, образуют связанную  систему. Каждый вид  семейного воспитания характеризует черты личности, которая  должна полноценно и всесторонне развиваться согласно  правилам и нормам.

     Например, согласно моральному воспитанию морально-духовные ценности каждой личности являются ее наибольшим приобретением, а значит и оценивать личность следует  по уровню сформированности духовного и морального сознания.

     Физическое  воспитание говорит о том, что  оно является компонентом всестороннего  гармоничного развития личности. Основной задачей физического воспитания является создание оптимальных условий  для обеспечения нормального  физического развития личности, сохранения ее здоровья, овладение знаниями об особенностях организма человека.

     Экологическое воспитание предусматривает раскрытие  сущности мира природы – среды  обитания человека, который должен быть заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе. Главным результатом экологического воспитания будет являться сформированная экологическая культура человека.

     Эстетическое  воспитание характеризует целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности, что и заключается в правильном отношении человека к искусству. Эстетическая культура личности должна формироваться прежде всего на почве национального с внедрением в мировую культуру.

Информация о работе Этнопедагогика украинского народа о семейном воспитании