Эвристическое обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:20, доклад

Описание работы

Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).
Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю).

Работа содержит 1 файл

Эвристическое обучение.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Эвристическое обучение

Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).

Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю).

Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который  вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и методологией всего образования. В этом случае ученику предлагается выстраивать траекторию своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Личностный опыт ученика становится компонентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности.

Эвристическая образовательная  среда в своей основе содержит социокультурный фактор, который  трактуется как детская культура или культура человека развивающегося. Эвристическая образовательная среда интегрирована в систему детской культуры, охватывающую все стороны жизни и деятельности современных детей. Являясь технологией проектирования новой образовательной системы, она транслируется в конкретную общественную ситуацию совокупностью методов, которые относятся к сфере социальных технологий.

Смысл и цели эвристического обучения

“Эвристика”, в переводе с греческого означает “нахожу”, “открываю”. Эвристическую систему обучения широко применял еще Сократ. Путем  особых вопросов и рассуждений он помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы. Причем истина открывалась подчас не только ученику, но и самому учителю.

Русский педагог П.Ф. Каптерев пропагандировал применение эври-стической  формы обучения в народных школах и считал необходимым ввести ее изучение в учительских семинариях. В начале XX в. мир завое-вывают идеи “учения через деятельность” педагогов-прогрессивистов во-главе с Дж. Дьюи. Получают распространение методы проектов, Даль-тон-план, а далее— развивающее и проблемное обучение. Почти все новые концепции, методы и технологии обучения в той или иной мере включают в себя элементы эвристики.

Надо сказать, что развитие эвристических  идей в педагогике не было спокойным  и безмятежным. Приговорен к смерти Сократ; изгнан на много лет с  родины Ян Амос Коменский, подвергнут жестокой травле за свои сочинения Ж.-Ж. Руссо; отстранен от преподавания на педагогических курсах за издание книги “Педагогическая психология” П. Ф. Каптерев; не допущен чиновниками к работе учителем в Петровско-Хамовническом училище граф Лев Толстой.

Эвристическое обучение лежит в основе Школы свободного развития. Теорией эвристического обучения является дидактическая эвристика.

Эвристическая дидактика  — это теория обучения, устанавливающая  цели, принципы, содержание и технологию такого типа образования, которое обеспечивает создание учениками и учителем образовательных  продуктов и построение на этой основе индивидуальных образовательных траекторий в изучаемых областях знаний и деятельности.

Главная особенность  эвристического обучения состоит в  том, что оно предполагает изменение  общепринятого смысла образования. Согласно традиционной дидактической схеме, ученик вначале осваивает опыт прошлого, “получает знания” и лишь затем применяет их, в том числе и творчески.

Считается, что приращение знаний возможно только после знакомства с уже имеющимися. Имеющиеся же знания, например в учебнике, являются “ничейными”, обезличенными, зависящими подчас от субъективного мнения автора учебника или господствующей в государстве идеологии. При эвристическом обучении добываемые знания носят личностный характер, поскольку ученик изначально творит их в исследуемой области реальности.

Открытые или добытые  знания ученика не остаются единственным содержанием его образования. Полученный учеником образовательный продукт (идея, вопрос, дефиниция, правило, проблема, гипотеза, опыт, текст, поделка, рисунок  и др.) с помощью учителя сопоставляется затем с культурно-историческими аналогами, в результате чего этот продукт переосмысливается или достраивается. Приращение знаний и опыта сохраняет в этом случае личностный характер.

Эвристическое обучение не отрицает необходимости “передачи” ученикам информационного материала, его усвоения и закрепления, т.е. всего того, что свойственно традиционному обучению. Меняется лишь роль этого “даваемого” материала. Он передается не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали его в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Учитель выступает здесь в роли садовника, создающего питательную среду для выращивания личных образовательных результатов всеми учащимися. Главные же результаты их образования не транслируются им извне, а появляются как бы изнутри в соответствии с индивидуальными особенностями учеников.

Эвристическое обучение имеет иную цель — раскрытие индивидуальных возможностей участников обучения —  учеников, учителей, управленцев через деятельность по созданию ими образовательной продукции.

Степень новизны получаемых образовательных результатов для  каждого из участников обучения может  быть различна. Например, полученный результат  может быть нов для ученика  и учителя, но известен ученому.

К эвристическим личностным качествам ученика относятся: креативные, обеспечивающие условия создания учеником творческого продукта деятельности; когнитивные, обеспечивающие сам процесс  познания; методологические, позволяющие  организовать образовательную деятельность ученика в двух предыдущих ее проявлениях — творчестве и познании. Уровень развития данных групп качеств учащихся характеризует результативность эвристического обучения. О развитии у детей тех или иных способностей судят по продуктам их деятельности: созданным образам, придуманным сказкам, нарисованным картинам. Для оценки образовательных результатов каждый ученик сравнивается с самим собой — какие изменения произошли в нем за определенный промежуток времени.

Отличие эвристического обучения от проблемного и развивающего

Эвристическое обучение отличается от проблемного. Цель проблемного  обучения - усвоение учениками заданного  предметного материала путём  выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем. Методика проблемного обучения построена так, что ученики "наводятся" учителем на известное решение или направление решения задачи. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата.

"Обучение в самом  общем виде, - пишет М.И.Махмутов - один из основоположников проблемного  обучения, - это передача опыта  старших поколений молодому поколению". Целью эвристического обучения  является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами.

Проблемное обучение в общепринятой его форме применимо, как правило, в учебных темах и курсах, в которых требуется интеллектуальный подход: на математике, физике, естествознании, в проблемных темах по истории, русскому языку и т.п. Эвристическое обучение более универсально и применимо во всех школьных предметах, в том числе и в предметах эмоционально-образного и спортивной ориентации. Например, дети могут создавать художественные произведения, придумывать свои гимнастические упражнения на развитие определенных групп мышц.

Проблемное обучение чаще всего затрагивает только содержание учебных дисциплин и соответствующую методику его усвоения; эвристическое обучение определяет методологию образования и относится к учебному целеполаганию, созданию учениками собственного содержания образования, рефлексивному конструированию ими теоретических элементов знаний.

И, наконец, главное отличие. Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятельности. Эвристическое обучение приводит также к развитию не только учеников, но и учителей, которым приходится организовывать учебный процесс часто в ситуациях "незнания" истины.

Эвристическое обучение отличается также и от развивающего обучения, поскольку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.

Поскольку ученик в эвристическом  обучении ставит собственные цели, открывает знания, производит методологическую и учебную продукцию, то содержание образования для него оказывается вариативным и развивается в ходе деятельности самого ученика. Ученик становится субъектом, конструктором своего образования; он - полноправный источник и организатор своих знаний, не менее важный, чем учитель. Ученик составляет план своих занятий, определяет личную позицию в отношении ключевых проблем из различных областей деятельности. Процесс обучения насыщается личностными знаниями и опытом учащихся. В результате ученики выстраивают индивидуальные траектории в изучаемых образовательных областях. Одновременно они знакомятся с классическими достижениями специалистов в изучаемых областях, но не ограничиваются лишь усвоением внешнего материала.

Принципиальное отличие  Эвристической образовательной  среды от традиционного образования  связано с преобразованием классно-урочно-предметной системы. Выполнив свою историческую миссию, эта система начинает терять эффективность в современных социокультурных и экономических условиях. Основными недостатками классно-урочно-предметной системы следует признать: невозможность учета множества социальных факторов, воздействующих на ребенка, невозможность творческого саморазвития ребенка, невозможность впитывать информационные и технологические инновации, невозможность поспевать за темпами изменений в обществе и другие.

 
Формы и методы эвристического обучения

Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых  является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др.

К эвристическим формам занятий  относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные  и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты. Рассмотрим их особенности.

Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся. Примеры таких заданий: изобрести свои буквы, цифры, животных, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира; дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, загадку, считалку, рифму, песню;

Эвристическое погружение— форма обучения, при которой в течение нескольких дней сохраняется образовательная доминанта, обеспечивающая личностное познание учениками природного, культурного или иного образовательного объекта. Погружение происходит в определенную историческую эпоху или событие, в творчество одного писателя или в страну.

Эвристическая олимпиада имеет целью предоставить ученикам возможность максимального творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом их индивидуальных способностей. Эта форма позволяет ученикам создать творческие продукты небольшого объема за короткие промежутки времени. На эвристической олимпиаде оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества созданных учениками продуктов. Примеры заданий: “Изобрази на рисунке Древо Познания и дай к нему свои пояснения”, “Придумай и опиши общий для всех людей язык”.

Деловая игра максимально приближает обучение к реальным, научным или производственным условиям. Деловые игры организуются в виде разработки и защиты учащимися проектов, в форме группового решения задач с экономическим, производственным или иным содержанием, в форме “круглого стола”, бригадного выполнения лабораторной работы и т.д.

Интерактивные обучающие программы. Компьютерные игры и мультфильмы, в мультимедийные обучающие программы. Однако компьютерных обучающих программ, позволяющих ученику действовать эвристически, т.е. создавать свой собственный, а не определенный заранее образовательный продукт, в массовой практике пока очень мало.

Дистанционные формы творчества. К ним относятся межшкольные образовательные проекты, реализуемые с помощью электронной почты E-mail или системы Web глобальной сети Internet. В дистанционной форме реализуются эвристические олимпиады, совместные исследования учениками разных школ и стран одних и те же проблем, разработка творческих проектов.

Творческие работы детей  отличаются по типу, объему, времени  их выполнения. Одни работы выполняются  учениками прямо на уроке и  представляют собой элемент творчества в рамках изучаемой темы. Таковы придуманные детьми загадки, короткие стихотворения, сказки, считалки, математические задачи. Другой вид работ— это текущие творческие работы учеников, выполненные ими не только в классе, но и дома в течение 1-3 дней. Такие работы не требуют специального оформления и официальной защиты. Ребята выступают с подобными работами прямо на уроках.

Следующий вид творческих работ — это те, которые ученики  готовят и защищают в конце  учебной четверти или во время  творческой недели. Это могут быть итоговые, зачетные, экзаменационные  работы. Их отличает более продолжительный период выполнения — от 1 до 3 месяцев и более, а также достаточный объем полученных результатов. Такие работы оформляются по установленным стандартным требованиям.

Эвристические формы  занятий включают в себя соответствующие  методы обучения.

Метод “вживания”. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается “переселиться” в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Вживаться в сущность свечи, дерева, камня, кошки, облака, помогает применение словесных предписаний типа: “Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова — это цветок, туловище — стебель, руки — листья, ноги — корни…”. В моменты наилучшего “вживания” ученик задает вопросы объекту-себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или др. форме.

Информация о работе Эвристическое обучение