1
Индивидуально-дифференцированный подход
в физическом воспитании детей дошкольного
возраста
На современном этапе
развития педагогической науки реализация
индивидуально-дифференцированного подхода
считается необходимым условием решения
многих педагогических задач, в том числе
и формирования физической готовности
старших дошкольников к обучению в школе.
Для определения
сущности понятия "индивидуально-дифференцированный
подход" необходимо рассмотреть
отличительные особенности индивидуального,
личностного и дифференцированного подходов.
Обратимся к мнению О.С.Гребенюка и М.И.Рожкова.
Индивидуальный подход предполагает
осуществление педагогического процесса
с учетом индивидуальных особенностей
учащихся. Суть этого подхода составляет
гибкое использование различных форм
и методов воспитания с целью достижения
оптимальных результатов по отношению
к каждому ребенку. Его следует отличать
от личностного подхода, который предполагает
последовательное отношение педагога
к воспитаннику как к личности, как к сознательному
ответственному субъекту собственного
развития и воспитания. Реализуя этот
подход, педагог оказывает помощь воспитаннику
в осознании себя личностью, выявлении
и раскрытии его возможностей, становлении
самосознания, самореализации и самоутверждения.
В существующих условиях (большое
число детей в группах, нехватка
квалифицированных кадров и др.)
реализация индивидуального подхода
сильно затруднена. Осуществлять
педагогический процесс с учетом
индивидуальных особенностей детей
возможно, только группируя детей по каким-либо
из этих особенностей. Такой подход часто
называют индивидуально-дифференцированным,
хотя по своей сущности он соответствует
дифференцированному.
Обратимся к сущности данного
понятия: дифференцированный подход
– это целенаправленное педагогическое
воздействие на группы учащихся, которые
существуют в сообществах детей как его
структурные или неформальные объединения
или выделяются педагогом по сходным индивидуальным
качествам учащихся.
Такой подход позволяет разрабатывать
методы воспитания не для каждого ребенка
в отдельности, а для определенных категорий
учащихся. Рассмотрим ряд исследователей,
выделяющих различные категории и критерии
к их отбору:
В.Н.Шебеко, В.А.Шишкина, Н.Н.Ермак считают,
что в физическом воспитании дошкольников
критериями создания групп могут выступать
следующие показатели: состояние здоровья,
уровень физической подготовленности,
характер двигательной активности.
С.О.Филиппова выделяет в качестве
критериев еще и тип нервной системы, половые
особенности детей.
М.А.Рунова в основу деления
детей на подгруппы положила
уровень их двигательной активности.
Также необходимо обратится к
условиям и особенностям применения
и разработки индивидуально-дифференцированного
подхода в дошкольных образовательных
учреждениях:
М.М.Безруких предлагает разрабатывать
для детей индивидуальные адаптивные
программы подготовки к школе. Главными
условиями эффективности программы являются
индивидуализация, систематичность, постепенность
и повторяемость. В составлении такой
программы автор выделяет четыре этапа:
диагностика функционального развития
и выделение факторов риска; четкое определение
целей и задач индивидуальной программы;
составление индивидуального плана работы;
разработка планов каждого занятия, выбор
адекватных форм и методов работы с учетом
особенностей ребенка.
М.Д.Маханева представила образец
реализации индивидуально-дифференцированного
подхода на примере физкультурно-оздоровительной
работы. Основой данной работы так же является
диагностика. На каждого ребенка составляется
индивидуальная карта, в которую заносятся
результаты диагностики состояния здоровья
и уровня физической подготовленности.
В соответствии с индивидуальными картами
по каждой возрастной группе составляется
сводная схема-анализ. Она позволяет своевременно
выявлять причину заболеваемости и устранять
ее, планировать физкультурно-оздоровительную
работу с учетом имеющихся отклонений
в состоянии здоровья, дифференцируя степень
нагрузок. Эта схема служит основанием
для рекомендаций педагогам по следующим
направлениям: составление ″гибких″
режимов дня в соответствии со здоровьем
детей; назначение закаливающих процедур;
участие каждого ребенка в разных видах
физической активности (утренней гимнастике,
физкультурных занятиях, плавании и т.д.);
проведение разнообразных физиопроцедур
и корригирующей гимнастики на тренажерах;
использование массажа и лечебной сауны;
работа с родителями по данному вопросу.
Таким образом, медико-педагогическая
диагностика выступает как основа разработки
индивидуальной программы здоровья для
каждого ребенка.
С.П.Громова изучала индивидуально-дифференцированный
режим как основу укрепления здоровья
детей. Такой режим должен строиться с
учетом особенностей биоритмологического
профиля, здоровья, возрастных различий,
эмоционального состояния и других факторов,
оказывающих воздействие на организм
ребенка. Автором разработаны примерные
гибкие оздоровительные режимы в зависимости
от биоритмологического профиля детей;
погоды; сезона; желания детей заниматься
учебной деятельностью; на время каникул;
свободное посещение; время карантина;
период адаптации; для спецгрупп по предупреждению
плоскостопия и нарушений осанки.
Необходимым условием физического воспитания
в детском саду является построение физкультурных
занятий с применением индивидуально-дифференцированного
подхода. Именно он определяет нагрузку
и виды упражнений для детей разных возрастных
групп.
Данный подход в физическом воспитании
детей старшего дошкольного возраста
может идти по трем направлениям:
1.По
гендерному признаку: учет половых
особенностей дошкольников в
процессе занятий физическими
упражнениями может вестись по
нескольким направлениям: подбор упражнений,
нормирование физической нагрузки, методика
обучения сложным двигательным действиям,
педагогическое руководство двигательной
деятельностью детей, участие в играх
и соревнованиях, двигательные предпочтения
детей в процессе выполнения физических
упражнений, системы поощрений и наказаний,
требования заданий, инвентарь и оборудование,
расстановка и уборка снарядов, диагностика
физического состояния.
2. По
типу темперамента: занятие строится
с учетом темперамента детей
и на этой основе подбирается
определенный комплекс упражнений, где
будет учитываться темп деятельности
каждого ребенка. Физиологическую основу
темперамента, по мнению И.П. Павлова, составляют
свойства нервной системы:
1) сила
(способность выдерживать большие
нагрузки);
2) уравновешенность
(соотношение процессов возбуждения и
торможения);
3) подвижность
(способность нервных процессов
быстро сменять друг друга).
3. По
амбулаторному состоянию: детей
формируют по группам здоровья,
по состоянию здоровья и по
степени заболеваемости. С учетом
этого строится все занятие и к каждому
ребенку проявляется нужный подход.
Проблема гендерного воспитания
начала приобретать актуальность
в настоящее время, и все
больше педагогов и психологов
стали задумываться о необходимости
дифференцированного подхода к воспитанию
девочек и мальчиков, причем начиная уже
с дошкольного возраста.
Э.С. Вильчковский, проследив изменение
уровней физического развития
одних и тех же детей на
протяжении времени, убедился, что
различия определяются как половыми
особенностями, так и их двигательной
активностью в повседневной жизни и интересом
к физическим упражнениям, подвижн6ым
играм. Однако он пришел к выводу о том,
что эти различия до 7 лет не столь существенны,
чтобы учитывать их при выборе средств
физического воспитания (и т.д.).
Необходимо способствовать благоприятному
протеканию процесса полоролевой
социализации мальчиков и девочек
старшего дошкольного возраста,
формированию начала мужественности
и женственности у дошкольников.
2 Дифференцированный
подход к физическому
воспитанию девочек
и мальчиков
Физическое воспитание дошкольников,
как и все дошкольное воспитание,
чаще всего ориентируется на
«условного» ребенка, а не «мальчика»
и «девочку». В большинстве дошкольных
учреждений физическое воспитание детей
практически не имеет различий для мальчиков
и для девочек: одни и те же упражнения,
одна и та же нагрузка, одна и та же методика
обучения. О половых различиях вспоминают
лишь тогда, когда необходимо тестировать
уровень физического состояния детей
– нормативы для девочек, как правило
несколько ниже, чем для мальчиков.
Проблема гендерного воспитания
начала приобретать актуальность
в настоящее время, и все
больше педагогов и психологов
стали задумываться о необходимости
дифференцированного подхода к воспитанию
девочек и мальчиков, причем начиная уже
с дошкольного возраста. Цель программы
– способствовать благоприятному протеканию
процесса полоролевой социализации мальчиков
и девочек старшего дошкольного возраста,
формированию начала мужественности и
женственности у дошкольников.
С приходом в дошкольные учреждения
специалистов по физической культуре
появилась реальная возможность
не декларативно, а на деле
учитывать половые особенности
детей дошкольного возраста в процессе
занятий физическими упражнениями. Вместе
с тем в содержании обучения специалистов
нет раздела посвященного этим вопросам,
а так же практически отсутствует литература,
которая могла бы предоставить информацию
о том, чем же двигательная деятельность
девочек отличается от двигательной деятельности
мальчиков, каковы их двигательные предпочтения
и в чем же должны проявляться различия
методических подходов при обучении мальчиков
и девочек физическим упражнениям. Недостаточная
разработанность вопроса учета половых
особенностей в процессе занятия физическими
упражнениями предполагает, что любые
исследования в этом направлении заслуживают
пристального внимания и поддержки, и
половая принадлежность является одной
из фундаментальных характеристик личности.
Современные требования индивидуального
подхода к формированию личности не могут
быть выполнены без учета специфики пола
ребенка. Считают, что женщину в девочке,
также мужчину в мальчике, следует формировать
с дошкольного возраста, не отделяя полоролевое
воспитание от общественного воспитания.
Иначе при становлении личности девочки
или мальчика неизбежны отклонения, приводящие
к эмоциональному неблагополучию среди
сверстников. В дальнейшем – препятствующие
выполнению семейной и общественной функции.
Пол – это комплекс репродуктивных,
общечеловеческих, поведенческих и социальных
характеристик, определяющих индивидуальность
мальчика или девочки, мужчины или женщины.
С самого рождения социально-психологические,
культурные, бытовые условия направляют
мальчика и девочку по разным дорогам
воспитания к соответствующей полу роли,
самосознанию себя мужчиной или женщиной.
В связи с их различными ролевыми функциями
всегда воспитание мальчиков и девочек
было различно. Основываясь на исследованиях
в областях истории дошкольной педагогики
и истории физической культуры можно проследить,
как в разные исторические периоды проходило
воспитание мальчиков и девочек (в Первобытном
обществе, в Древней Греции, в Древнем
Риме, Западная Европа, на Руси).
Анализируя системы воспитания
детей в историческом аспекте, следует
отметить, что современное общество заметно
проигрывает в вопросах воспитания мальчиков.
Роль мужчины, отца в воспитании мальчика
сегодня очень не значительна. В то время
как история педагогики, начиная с первобытных
племен, являет примеры требования общества
к отцу как главному воспитателю сына.
Вопрос, поставленный еще 1970 –х годах,
о дифференцированном подходе к мальчикам
и девочкам в процессе занятий физическими
упражнениями, и сегодня не имеет для педагогов
однообразного решения. Большинство исследователей
считают, что подход к физическому воспитанию
мальчиков и девочек не должен быть одинаковым.
Но в чем должны быть отличия – в средствах,
нагрузках, требованиях, распределении
ролей, организации занятия и т.п. – до
кон6ца не определено.
В.С. Вильчковский, проследив изменение
уровней физического развития одних и
тех же детей на протяжении времени, убедился,
что различия определяются как половыми
особенностями, так и их двигательной
активностью в повседневной жизни и интересом
к физическим упражнениям, подвижн6ым
играм. Однако он пришел к выводу о том,
что эти различия до 7 лет не столь существенны,
чтобы учитывать их при выборе средств
физического воспитания (и т.д.).