Логика
развития лагерной смены
Смена
в ДОЛ делится на 3 периода, каждый
из которых своеобразен по своей
направленности и содержанию.
Организационный
период
Оргпериод
- это время привыкания детей к новым
условиям, к новым требованиям, к новому
режиму дня и даже к новому рациону питания.
Оргпериод - это переход из одной жизни
в другую. Конечно, для некоторых детей
этот переход происходит легко, почти
незаметно. Но для отдельных ребят этот
процесс настолько мучителен, настолько
тревожен, что они не выдерживают и при
первом же появлении в лагере родителей
устраивают "концерт" со слезами,
заявлениями "здесь все плохо" и требованием
сейчас же уехать домой. Постарайтесь
в своей работе ориентироваться именно
на таких ребят. Если для них за три дня
лагерь станет привычным и приятным, то
для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией,
он тем более превратится в "дом родной".
Задачи
орг.периода:
1.Знакомство
детей друг с другом, со взрослыми
и с условиями проживания;
2.Адаптация
в коллективе, обеспечение детям
чувства защищенности, самостоятельности;
3.Принятие
в коллективе сверстниками и взрослым;
4.Определение
места (статуса) в коллективе;
5.Формирование
умения найти "золотую середину"
между удовлетворением личностных
потребностей и реализацией общественных
интересов;
6.Формирование
чувства "Мы" (семья, особенные,
вместе), доверия друг к другу;
7.Погружение
в тематику смены
Девизом
первых трех дней в отряде является
фраза: «Ни минуты покоя!». От того, как
вожатый справится с этой задачей, будет
зависеть дальнейшее взаимопонимание
его с ребятами, успех деятельности отряда
на дружинном и общелагерном уровне.
1
день
Ключевые
дела:
- Расселение
- Игры знакомств
- Знакомство
детей с лагерем
- Сбор отряда
по утверждению законов лагерной жизни
(законы лагеря, дежурство, правила поведения
в палатах, правила хранения вещей, вопросы
гигиены, использование второй обуви и
т.п.)
- Утверждение
названия и девиза отряда
- Отрядное
посвящение
- Огонек знакомств
- Организованный
отбой
Результаты
дня:
- Составлен
паспорт отряда
- Придумано
название отряда и девиз
- Сделаны таблички
(гербы на дверях)
- Составлен
и вывешен график дежурств в палатах и
в корпусе
- В отряде
создана доброжелательная обстановка
- Вожатый устал,
но доволен первым днем и отрядом
- Ребята легко
ориентируются по лагерю
2
день
Ключевые
дела:
- Операция
«Полундра» - совместный подъем и выход
на зарядку
- Конкурс «моя
тумбочка лучше всех»
- Подготовка
творческой визитки отряда
- Оформление
отрядного уголка
- Оборудование
отрядного места
- Проведение
КТД
- Анализ дня
Результаты
дня:
- Сделаны основные
моменты отрядного уголка
- Придуманы
идеи визитки отряда
- Все дети
знают друг друга по именам
- Выявлены
лидеры отряда
3
день
Ключевые
дела:
- Создание
органов самоуправления в отряде
- Завершение
подготовки отрядного уголка
- Смотр-конкурс
«Самая чистая палата»
- Проведение
отрядного КТД, можно совместно с ребятами
- Отрялный
огонек (подведение итогов Орг.периода,
поощрение и награждение лучших)
Результаты
дня:
- Начали
действовать органы самоуправления
отряда
- Создана система
поощрений в отряде
- Завершилась
адаптпция ребенка к условиям жизни отряда
и лагеря, ребята чувствуют себя комфортно.
| Для
ребенка важно |
Для
педагога важно |
| Познакомиться
с отрядом
Ориентироваться
в лагере
Чувствовать
себя комфортно
Почувствовать
себя нужным
Узнать
план смены
Ориентироваться
в режимных моментах |
Запомнить
имена всех детей
Выявить
лидера
Выявить
интересы и потребности детей
Сплочение
коллектива
Выработать
стиль общения и поведения с детьми
отряда
Выстроить
перспективы на смену
Предъявление
ЕПТ (единых педагогических требований)
Выстроить
работу с напарником |
20
дел, которые вы
можете провести
в начале смены:
- Тропа доверия
- КВЧГ (Кто
во что горазд)
- Огонек знакомств
- Конкурс врунов
"Как меня собирали в лагерь".
- Первая организованная
вылазка в лес.
- Операция
"Вперед, спасатели!" - по 'спасению'
территории вокруг корпуса от мусора.
- Изготовление
переходящего вымпела и награждение им
того, кто первый выбегает на зарядку.
- Выпуск газеты-аппликации
"Это мы!"
- Показательные
выступления лучших чистильщиков зубов.
- Веселая
спортивная эстафета "Мишки Гамми"
с бегом и прыжками.
- Музыкальный
час с разучиванием новой песни.
- Конкурс
на придумывание нового окончания к сказке
"Курочка Ряба".
- Загадочный
вечер, т.е. вечер по отгадыванию загадок.
- Организация
телестудии "Спокойной ночи, малыши".
- Музыкальный
час с разучиванием второй новой песни.
- Конкурс
на самый чистый носовой платок с предшествующей
или последующей стиркой.
- Викторина
"В стране Мульти-Пульти".
- Турнир по
мини-футболу.
- Экскурсия
в библиотеку и час тихого чтения.
- Игра на территории
"Шифровка"
Основной
период
Основной
период - самый длинный период смены.
Постоянно нужно помнить, что главное
в лагере – это занятость детей. Дети ничем
не занятые превращаются в бесконтрольных
детей. Но установкой должна быть не «занятость
ради занятости», а «занятость ради развития
детей».
Задачи
периода:
1.
создание условий для включения
ребенка в активную деятельность:
моделирование ситуации успеха,
предоставление свободы выбора;
2.
Создание и поддержание положительного
эмоционального настроя;
3.Организация
взаимодействия;
4.Поддержание
групповых норм
Этап
делового сотрудничества
- главная потребность здесь - возможность
ребят реализовать себя в отряде.
Задачи
педагога:
- Реализация
ребенка через общественные отношения.
- Деятельность
должна быть интересной, отвечать возрасту
или проводиться по возрастным подгруппам.
- Налаживаются
основы самоуправления.
- Содержание
деятельности должно нести элемент новизны
и неожиданности.
- Обязательно
давайте оценки, определяйте места, подсчитывайте
баллы. Но: победителями должны быть все.
- Подводя итоги
дня, мероприятия, обязательно отмечайте
успехи и неудачи (как общие в отряде, так
и у отдельных ребят).
Этап
скрытых внутренних
конфликтов. Зачатки этого периода
лежат еще в оргпериоде, так как одни были
удовлетворены жизнью в коллективе, другие
- нет. Это выражается в равнодушии к деятельности
и ее результатам, мелких ссорах и придирках,
нарушении требований и предъявление
претензий к бытовым условиям, питанию,
формам мероприятий. Не каждая конфликтная
ситуация переходит в конфликт. Если изменить
ситуацию общения до появления конфликта,
можно преодолеть его с меньшими потерями.
Вожатый
– источник конфликта,
если для него характерно:
- авторитарный
стиль общения
- завышенные
требования
- двуличие
- неоправданное
вмешательство во взаимоотношения детей
- несправедливая,
заниженная или завышенная оценка деятельности
детей
Этап
морально-волевого напряжения.
Главная потребность детей - преодолеть
существование в отряде разобщения.
Этап
творческого союза.
Главная характеристика: желание успеха
в творчестве, поиск своего места в общем
творческом процессе.
Задачи
педагога:
- Поддерживать
организационно-творческих лидеров и
содействовать их утверждению.
- Добиваться
осознания всеми качественного роста
коллектива на основе успеха в творческой
деятельности.
| Для
ребенка важно |
Для
педагога важно |
| Не
поссориться, т.е. продолжать дружить
и контактировать.
Бодро
пересечь 'экватор смены'.
Участие
в межотрядных и дружинных делах.
Реализация
собственных идей.
Самореализоваться,
как личность.
Чему-то
научиться.
Дышать
свежим воздухом.
Проявить
себя в необычных формах проведения
свободного времени.
Проявление
своей самостоятельности.
Возможность
проявить себя лидером |
Мотивация
детей на активное участие в смене.
Дать
возможность каждому ребенку
реализоваться.
Сплоченный
отряд.
Не
переутомлять детей.
Обсуждение
проведенных дел с детьми.
Анализ
прожитого дня.
Заложить
основы самоуправления.
Через
анализ проведенных дел подводить
детей к созданию творческих дел.
Больше
времени на природе.
|
Формы
работы:
- КТД различной
направленности (интеллектуальные, творческие,
спортивные)
- Отрядные
огоньки
- Тренинги,
групповое взаимодействие
4.
Участие в дружинных мероприятиях
Итоговый
период
-
заключительный период смены, основными
задачами которого являются рефлексия
и подведение итогов пребывания детей
в лагере путем коллективных творческих
отчетов, организаций выставок поделок,
реадаптация детей.
Задачи
периода:
1.Организация
подведения итогов смены;
2.Закрепление
приобретенных знаний и умений (общаться,
сотрудничать и т.д.);
3.Организация
личной и групповой рефлексии;
4.выстраивание
перспектив на будущее
| Для
ребенка важно |
Для
педагога важно |
| Не
потерять новых друзей в городе
Чтобы
оценили его труд
Обогащение
личного багажа знаний
Услышать
как можно больше теплых слов
|
Подведение
итогов смены с детьми
Анализ
смены с напарником
Планы
на будущее
Оформление
итогов
Настрой
детей на лирический, но оптимистический
лад |
Отрядные
дела:
- Итоговые
огоньки (разговор "Расскажи мне обо
мне")
- Итоговый
сбор с обсуждением прошедшей смены: что
получилось, что нет. Почему?
- Анкетирование.
- Костер.
- Дружинное
братание.
- Музыкальные
вечера.
- Гала-концерт
(награждение по различным творческим
номинациям).
- День Ангела
Хранителя.
Одним
из важнейших пособий в работе
вожатого является план-сетка, в которую
заранее продумываются и вписываются
мероприятия планируемые в отряде. План-сетка
составляется руководителем программы
(старшим вожатым лагеря) на все отряды,
а затем каждый вожатый дополняет эту
план-сетку отрядными мероприятиями в
зависимости от возраста и интересов детей.