Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:27, курсовая работа
Проблема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Люди начинаются знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижны, веселые настойчивые, а другие медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.
Введение
Глава I. Тип темперамента и деятельность школьника.
I.1. История учений о темпераменте и его типология.
I.2. Связь темперамента с другими характеристиками человека.
I.3. Связь темперамента с учебной деятельностью школьника.
Глава I I. Индивидуальный подход и его организация.
I I.1. Понятие индивидуального подхода.
I I.2. Специфика организации индивидуального подхода.
I I.3. Организация индивидуального подхода с учетом типа темперамента.
Глава I I I. Практическая часть.
I I I.1. Организация эксперимента.
I I I.2. Рекомендации учителю.
Заключение
Список литературы
Приложение
Для Виктории характерна высокая реактивность и активность, быстрый темп реакций, Реактивность преобладает над активностью. Поэтому она несдержанна, вспыльчива, легко выходит из себя, нетерпелива. Она менее пластична и более регидна, чем Валерия, отсюда большая устойчивость и постоянство её интересов.
Флегматик.
Пример. Разалия Ш., ученица 6 класса, 13 лет. В классе сидит спокойно. Ее болтливая соседка во время урока разговаривает с девочкой, сидящей за другой партой, но не с ней, т.к. она не отвечает ей. И вне урока девочка молчалива и первая не начинает разговор. Ее трудно рассмешить, или растрогать, или рассердить. Когда все в классе громко смеются по –поводу комичной интонации голоса отвечающего, Разалия лишь молча на него посмотрит. После большой неприятности – узнав, что будет оставлена на второй год, - она продолжает спокойно работать. Когда она плачет, лицо ее остается совершенно неподвижным и только по слезам можно догадаться, что девушка огорчена. Она очень нетороплива и медлительна в походке и движениях. На вопросы учителя она отвечает не сразу, и иногда учитель, не дождавшись ее ответа (хотя урок она знает), вызывает другую. С подругами сходится трудно, в то же время очень привязчива; не может забыть подруг и учительниц из прежней школы, в которой она училась раньше, и продолжает их навещать. Переход из одной школы в другую пережила очень тяжело – хотела бросить учебу.
У Разалии малая реактивность. Это проявляется в том, что ее трудно рассмешить или рассердить. Именно малой эмоциональной возбудимостью объясняется ее невозмутимость, когда все в классе смеются и ее спокойствие при большой неприятности. Преобладание высокой активности над малой реактивностью определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Психический темп замедленный – движения девушки неторопливы, на вопросы отвечает не сразу. Малая пластичность и большая ригидность объясняют тяжелые переживания по поводу перехода из одной школы в другую. Интровертированность проявляется в том, что Разалия не может забыть подруг и учителей из прежней школы – с трудом реагирует на внешние впечатления и находится под впечатлением образов памяти.
Меланхолик.
Пример. Алексей Г., ученик 6 класса, 12 лет.
На уроках спокоен, сидит всегда в одном и том же положении, что-нибудь вертит к руках, настроение меняется от очень незначительных причин. Он болезненно чувствителен. Когда учитель пересадил его с одной парты на другую, Алексей обиделся, долго размышлял, почему его пересадили, и на всех уроках сидел расстроенный и подавленный. Вместе с тем, чувства у него пробуждаются медленно. При посещении представления в цирке он долго сидит молча с неподвижным лицом и лишь постепенно начинает оттаивать: улыбается, смеется, вступает в разговор с соседями. Легко теряется. Стоит учителю сделать ему самое мягкое замечание, как мальчик смущается, голос его становится глухим, тихим. Очень сдержан в выражении чувств. Получив «двойку», нисколько не изменившись в лице, идет на место и садится, но дома, по словам родителей, долго не может успокоиться, не в состоянии приняться за работу, теряет всякую веру в себя. Отвечает на уроке неуверенно, даже когда хорошо знает урок. Свои способности и знания оценивает очень низко, тогда как в действительности они выше среднего уровня. Если при выполнении какого-либо учебного задания встречаются трудности, Алексей легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца. Движения вялые, слабые, говорит медленно, несколько тягуче.
Вышеприведенные
примеры подтверждают то, что в классе
13 учеников и они все разные, и к каждому
из них необходим индивидуальный подход…
Рекомендации
На основе проделанной работы, исходя их полученных результатов рекомендуем провести следующую работу :
Рекомендации для учителя :
1. Провести исследование
по диагностике Урунтаевой Г.А.
2. Организовать консультации по темам : «Знать ребенка, чтобы
воспитывать», «Правильно ли воспитываем малыша?», «У каждого ребенка свой темперамент», «Развитие волевого поведения у дошкольников».
Рекомендации для родителей:
Заключение.
Итак, подведём итоги рассмотрения данного вопроса. Индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. Он, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого школьника. Также в индивидуальном подходе нуждается каждый без исключения ученик. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика. В связи с этим, педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих учеников.
В процессе
Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных принципов.
В качестве основного разрешающего
аспекта трудностей индивидуального
обучения, связанных с ослаблением непосредственной
руководящей роли преподавателя, переходом
обучения на воспроизводящее содержание
материала, отсутствием критериев работы
учащихся и большой сложности организации
обучения был предложен бригадно-лабораторный
метод, при котором учащиеся под
руководством преподавателя самостоятельно
ставят различные опыты и путем непосредственных
восприятий усваивают определенные знания
и навыки. В числе индивидуальных
особенностей, на которые надо опираться
воспитателю, чаще других выделяются особенности
темперамента, восприятия, мышления, памяти,
речи, характера, воли. Доминирующим качеством
педагога, работающего в области индивидуального
обучения и воспитания, на мой взгляд (помимо
высокого квалификационного уровня)
является отличное знание как возрастной,
так и индивидуальной психологии.
Приложение.
Текст опросника.
Бланк
ответа.
ФИО:__________________________
Класс:________________________
Возраст:______________________
| № | Да | Нет |
| 1 | ||
| 2 | ||
| 3 | ||
| 4 | ||
| 5 | ||
| 6 | ||
| 7 | ||
| 8 | ||
| 9 | ||
| 10 | ||
| 11 | ||
| 12 | ||
| 13 | ||
| 14 | ||
| 15 | ||
| 16 | ||
| 17 | ||
| 18 | ||
| 19 | ||
| 20 | ||
| 21 | ||
| 22 | ||
| 23 | ||
| 24 | ||
| 25 | ||
| 26 | ||
| 27 | ||
| 28 | ||
| 29 | ||
| 30 | ||
| 31 | ||
| 32 | ||
| 33 | ||
| 34 | ||
| 35 | ||
| 36 | ||
| 37 | ||
| 38 | ||
| 39 | ||
| 40 | ||
| 41 | ||
| 42 | ||
| 43 | ||
| 44 | ||
| 45 | ||
| 46 | ||
| 47 | ||
| 48 | ||
| 49 | ||
| 50 | ||
| 51 | ||
| 52 | ||
| 53 | ||
| 54 | ||
| 55 | ||
| 56 | ||
| 57 | ||
| 58 | ||
| 59 | ||
| 60 | ||
| 61 | ||
| 62 | ||
| 63 | ||
| 64 | ||
| 65 | ||
| 66 | ||
| 67 | ||
| 68 | ||
| 69 | ||
| 70 | ||
| 71 | ||
| 72 | ||
| 73 | ||
| 74 | ||
| 75 | ||
| 76 | ||
| 77 | ||
| 78 | ||
| 79 | ||
| 80 | ||
| 81 | ||
| 82 | ||
| 83 | ||
| 84 | ||
| 85 | ||
| 86 | ||
| 87 | ||
| 88 | ||
| 89 | ||
| 90 | ||
| 91 | ||
| 92 | ||
| 93 | ||
| 94 | ||
| 95 | ||
| 96 | ||
| 97 | ||
| 98 | ||
| 99 | ||
| 100 | ||
| 101 | ||
| 102 | ||
| 103 | ||
| 104 | ||
| 105 |