Организация коррекционно – логопедической работы по развитию устной речи у детей с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: научное обоснование жизненности, актуальности системы Ф.Ф.Рау в современных педагогических условиях и необходимости ее совершенствования.
Задачи:
1. Теоретический анализ развития речи у детей с нарушениями слуха в отечественной и зарубежной литературе
2.Уточнить содержание коррекционно – логопедической работы по развитию устной речи у детей с нарушением слуха.

Содержание

Введение
1 Особенности развития устной речи у детей с нарушением слуха
1.1 Общая характеристика развития устной речи детей с нарушениями слуха
1.2 Фонетико-фонематические нарушения
1.3 Нарушения лексического и грамматического строя речи
2 Методическая система обучения произношению детей с нарушением слуха
2.1 Методы обучения произношению
2.2 Содержание обучения произношению
2.3 Формы организации обучения произношению
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая логопедия.docx

— 67.46 Кб (Скачать)

Таким образом, мы рассмотрели организационные формы обучения, на которых решается задача формирования у детей внятной, членораздельной  и естественной речи, и выяснили, что основной формой обучения в специальной школе являются занятия – фронтальные  и  индивидуальные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Формирование устной речи является одной из наиболее специфических и трудно решаемых задач воспитания и обучения школьников с нарушенным слухом. Оно предполагает овладение ребенком как восприятием речи, так и ее воспроизведением (произношением).

Успешность обучения произношению во многом зависит от правильности планирования работы, которое опирается на результаты периодических проверок состояния произносительных навыков детей.

Формирование речи слабослышащего ребенка должно строиться с учетом и специфики развития его речи, и особенно усваиваемого языкового материала: его частотности (употребительности), сочетаемости и т. д. Поэтому при отборе и организации лексики и синтаксических структур необходимо исходить не только из того, лак они представлены в речи слабослышащих, но и из того, какую роль они играют в системе языка. Например, в речи слабослышащих учащихся относительно мало названий действий, служебных слов. В то же время названия действий составляют предикативную основу предложений, а служебные слова – важнейшие элементы сцепления слов.

Изучение психофизиологической и психолого-педагогической литературы дает возможность выявить общие закономерности формирования устной речи у слышащих детей и детей с нарушенным слухом. К ним относятся:

- единый механизм формирования  динамических стереотипов речевых  движений, которые образуются в  результате формирования и закрепления  условно-рефлекторных связей;

- последовательность формирования  речевых умений и навыков, которые  в своем становлении проходят  этапы восприятия, имитации, репродуцирования, самостоятельного произношения;

- значимость для формирования  устной речи способности детей  к подражанию и потребности  в речевом общении (Выгодский Л.С., Жинкин Н.И., Люблинская А.А., Леонтьев А.А., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др.).

Нарушение слуха у детей сужает сенсорную базу для восприятия устной речи и обуславливает некоторые особенности формирования устной речи. Знание закономерностей становления устной речи у детей с нарушенным слухом позволяет разработать теорию обучения и строить процесс обучения устной речи на научной основе (Андреева Е. И., Боскис Р. М., Волкова К. А., Корсунская Б. Д., Рау Ф. А., Рау Ф. Ф., Слезина Н. Ф.).

Если говорить о коррекционной работе над произношением глухих учащихся младших классов, то она имеет свои отличительные особенности.

На основе анализа общего и речевого развития глухих учащихся можно сделать вывод о необходимости при обучении их устной речи широко опираться на возросшую сознательность школьников.

Анализ процесса обучения показывает, что обучение учащихся должно осуществляться в различных формах: индивидуальные занятия, уроки техники речи, речевая зарядка, работа по технике речи во внеклассное время. Вместе с тем оказалось очевидным, что эти формы должны быть дополнены двумя новыми: самостоятельной работой учащихся над речью и работой в специально организованном уголке по технике речи. Развитие и использование всех компенсаторных возможностей учащихся должно проходить по определенной схеме. Процесс овладения учащимися произношением должен находиться в неразрывном единстве с общим развитием познавательной и практической деятельности, с развитием речи в целом.

В целях систематического изучения состояния умений и навыков внятного произношения считается необходимым обратить внимание на постановку текущего учета успеваемости.

Наряду с осуществлением контроля за речью учащихся со стороны учителя в методической системе должны быть предусмотрены пути и средства формирования у учащихся навыков самоконтроля над произношением [21].

Закрепление и совершенствование произносительных навыков должно осуществляться на таком речевом материале, который бы обеспечивал  речевую практику учащихся и способствовал развитию устной речи в целом.

Таким образом, в обучении устной речи детей с нарушением слуха велика роль сурдопедагога. В зависимости как сурдопедагог будет использовать методическую систему обучения устной речи будет зависеть усвоение ее глухими учащимися. Ведь именно устная речь, а, следовательно, общение является одним из определяющим показателем адаптации детей с нарушением слуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  

1. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. - М.: Академия.- 2000.- 396 с.

2.Б.Д. Корсунская. Методика обучения словесной речи глухих дошкольников. - М.: Просвещение.- 2006.- 90 с.

3.Бельтюков В. И. Недостатки произношения слова и их устранение у глухонемых и тугоухих учащихся. – М.- 2001.- 289 с.

4. http://medaudio.ru/articles/196.htm

5.Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Советский спорт.- 2004. - 304 с.

6. Лубовский В.И. Специальная психология. – Москва. -  2003. – С 158 – 169.

7.Головчиц Л.А.      Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учеб. пособие для вузов / Л. А. Головчиц.- М.: Владос.- 2001.- 304 с.

8.Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М.: Педагогика.- 2005.- 167 с.

9.Кузьмичева Е. П., Яхнина Е. З., Шевцова О. В. Развитие устной речи у глухих школьников. – М.-  2003.- 136 с.

10.Богрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. – М.: Педагогика.- 2004.- 287 с.

 11.Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога М.: ВЛАДОС.- 2003.- 324 с.

12. Т. Г. Богданова.  Сурдопсихология. – Москва. -  2002.- С. 3-11.

13.Рау Ф.Ф.   Устное слово. Методическое пособие по развитию устной речи и обучению грамоте детей с нарушенным слухом. - М.: Советский спорт.-   2004. -  120 с.

14.Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей, М., 2005.- 190 с

15.Шматко Н.Д. Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие.– М.: «Аквариум».- 2001.- 134 с.

16. Рау Ф. Ф., Формирование устной речи у глухих детей, М.- 2002.- 291 с.

17. Волкова К. А. Методика обучения глухих произношению. – М.: Просвещение, 2002.- 312 с.

18. Михаленкова  И. А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. – Москва. -  2004. - 98 с.

19. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика. - 2000.- С 89 – 96.

20. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. – Москва. - 2002. – С. 65 – 70.

21. Рау Ф. Ф., Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. – Москва. -  2003.- 278 с.

 

 

 


Информация о работе Организация коррекционно – логопедической работы по развитию устной речи у детей с нарушением слуха