Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 23:04, контрольная работа
Педагогика  как наука подразделяется на ряд  самостоятельных педагогических дисциплин:
    1. Общая  педагогика, исследует основные  закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи  и закономерности воспитания, его  роль в жизни общества и  развитии личности, процесс образования  и обучения.
    2. Возрастная  педагогика, изучающая особенности  воспитания людей на различных  этапах возрастного развития; она  подразделяется на предлых (профессионально-технического, высшего образования и др.);
    3. Специальная  педагогика – дефектология, изучающая  особенности развития, обучения  и воспитания аномальных детей,  которая в свою очередь распадается  на ряд отраслей: вопросами воспитания  и обучения глухонемых и глухих  детей занимается сурдопедагогика,  слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;
    4. Частная  методика, исследующая специфику  применения общих закономерностей  обучения к преподаванию определённого  предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);
    5. История  педагогики, изучающая развитие  педагогических идей и практики  воспитания в различные исторические  эпохи.
1. Наука- педагогика
2.Основные этапы развития.
3. Древний мир.
4. Эпоха возрождения.
5. Средние века.
6. Русская педагогика.
Заключение.
Литература.
Филиал НОУ 
ВПО «Санкт-Петербургский 
Внешнеэкономических 
связей, экономики и права» в г. 
Перми 
 
 
 
 
 
Экономический факультет
Заочное отделение
Кафедра экономики 
и менеджмента 
Направление: 
080507 «Менеджмент организаций» 
1822 
 
Контрольная работа
По дисциплине 
«Педагогика» 
Тема: Основные 
этапы развития педагогики 
 
 
 
 
 
 
Студента 2 курса
Морозова
Виталия
                              
Преподаватель к. п. н., доцент
Воробьева
Татьяна
Васильевна 
 
 
 
Пермь
2010г. 
Содержание
1. Наука- педагогика
2.Основные этапы развития.
3. Древний мир.
4. Эпоха возрождения.
5. Средние века.
6. Русская педагогика.
Заключение.
Литература. 
 
 
    Каждая 
наука в одном и том же объекте 
изучения выделяет свой предмет исследования 
– ту или иную форму бытия объективного 
мира, ту или иную сторону процесса 
развития природы и общества. Воспитание 
как сложное, объективно существующее 
явление изучается многими 
Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует?
В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.
Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.
Возникнув, как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.
Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.
Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:
    1. Общая 
педагогика, исследует основные 
закономерности воспитания 
2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития; она подразделяется на предлых (профессионально-технического, высшего образования и др.);
    3. Специальная 
педагогика – дефектология, изучающая 
особенности развития, обучения 
и воспитания аномальных детей,
    4. Частная 
методика, исследующая специфику 
применения общих 
    5. История 
педагогики, изучающая развитие 
педагогических идей и 
Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.
    Обособление 
и формирование педагогики как науки 
были вызваны к жизни растущими 
потребностями общества в создании 
специальных учебно-
    Вот почему 
на определённой ступени развития человеческого 
общества и, в частности, в более 
поздний период рабовладельческого 
строя, когда производство и наука 
достигли значительного развития, воспитание 
выделятся в особую общественную 
функцию, т.е. возникают специальные 
воспитательные учреждения, появляются 
лица, профессией которых стало обучение 
и воспитание детей. Это имело 
место во многих древних странах, 
но более или менее достоверные 
сведения о школах для мальчиков 
дошли до нас из Египта, стран 
Ближнего Востока и античной Греции. 
Уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека.
Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.
Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древне-римских философов и ораторов.
Демокрит (460 – 370 до н.э.)
Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек – её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей.
Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит предлагал использовать метод принуждения в процессе воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды учёных-софистов. (V-IV до н. э.)
Сократ (469 – 399 до н.э.)
Платон (427 – 347 до н.э.)
Аристотель (384 – 322 до н.э.)
Софисты «мудрецы» расширили программу образования за счёт изучения грамматики, диалектики, обучению искусства спора. Затем были добавлены ещё четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что составляло в целом семичастную «эн-киклос-пацдейу» (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы «семи свободных искусств», являвшейся символом образованности вплоть до Нового времени. Первые софисты считали своим основным призванием преподавание красноречие – риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек приобретает умение завоевать на свою сторону мнение большинства, т.е. угадывать смысл общего блага.
Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ. Его главное дидактическое достижение – майэвтика «повивальное искусство» - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Он один из основоположников учения о доброй природе человека. Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование.
Сократ – родоначальник диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».
    Согласно 
Платону, достижение знания и истины, 
- мучительный труд избавления от привычных 
пут и предрассудков. Он открыл связи 
между воспитанием и 
Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь – преходящий этап движения человека к «истинному бытию – неким умопостигаемым и бестелесным идеям». Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с «истинным бытием». Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек.
Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное – это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного». По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. В трактате «Государство» Платон выделил два длительных цикла – 10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании. В программу включались: риторика, геометрия, астрономия, музыка.
    В трактате 
«Законы» Платон изложил свои педагогические 
воззрения, особенно выделив социальный 
функции воспитания – «сделать совершенным 
гражданином, умеющим справедливо 
подчиняться или