Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:15, доклад
Педагогика - система наук о воспитании и образовании детей и взрослых. «И взрослых?» - Спросите вы. Конечно, ведь человек учится чему-либо на протяжении всей своей жизни! Однако, педагогика детским садом, школой, училищем и ВУЗом не заканчивается. Педагогика охватывает всю нашу жизнь. Педагоги - не только школьные учителя и преподаватели ВУЗов, - они и логопеды, и руководители кружков, и преподаватели интернатов, и дефектологи, и фитнес-тренеры, и преподаватели курсов повышения квалификации, и репетиторы для школьников, даже мы с вами являемся педагогами для своих детей. В данном реферате мы и остановимся на различных отраслях этой великой и важной системе наук и значении их в нашей жизни.
Московский Государственный 
Университет Приборостроения и 
Информатики 
Реферат на тему: 
Основные отрасли 
педагогики и их задачи 
Выполнила: 
студентка 3 курса, 
спец. 200401 
Заразонова М.С. 
Москва, 2010 
 
Введение
Педагогика - система 
наук о воспитании и образовании 
детей и взрослых. «И взрослых?» - 
Спросите вы. Конечно, ведь человек 
учится чему-либо на протяжении всей своей 
жизни! Однако, педагогика детским садом, 
школой, училищем и ВУЗом не заканчивается. 
Педагогика охватывает всю нашу жизнь. 
Педагоги - не только школьные учителя 
и преподаватели ВУЗов, - они и 
логопеды, и руководители кружков, и 
преподаватели интернатов, и дефектологи, 
и фитнес-тренеры, и преподаватели курсов 
повышения квалификации, и репетиторы 
для школьников, даже мы с вами являемся 
педагогами для своих детей. В данном реферате 
мы и остановимся на различных отраслях 
этой великой и важной системе наук и значении 
их в нашей жизни. 
 
 
Основные отрасли 
педагогики 
Как мы уже выяснили, 
педагогика-система наук, и, в зависимости 
от направленности и задач, подразделяется 
на различные её отрасли. Вот основные 
из них: 
ü   Общая педагогика 
ü   Возрастная 
педагогика (ясельная, дошкольная, школьная, 
педагогика «третьего возраста) 
ü   педагогика 
среднего специального образования; 
ü   отраслевая 
педагогика (педагогика среднего специального 
образования, военная, спортивная, производственная 
и др.) 
ü   социальная 
педагогика; 
ü   сравнительная 
педагогика; 
ü   исправительно-трудовая 
педагогика; 
ü   коррекционная 
педагогика 
ü   лечебная педагогика.  
Каждая отрасль 
является огромным разделом изучения 
и имеет своё назначение. В следующих 
главах будут приведены основные 
цели и роли каждой из них в нашей 
жизни. 
 
Задачи и назначение основных отраслей педагогики
Общая педагогика
Общая педагогика – 
отрасль педагогики, которая изучает 
фундаментальные закономерности воспитания 
и обучения. В ее основе находятся 
совокупные для различных возрастных 
групп и различных типов 
1) теория и практика 
обучения; 
2) теория и практика 
воспитания; 
3) теория организации 
и руководства системой 
Возрастная педагогика
Возрастная педагогика 
включает педагогику преддошкольную и 
школьную, педагогику школы, вузовскую 
педагогику (или педагогику высшей школы), 
педагогику «третьего возраста». Она изучает 
особенности воспитания человека в зависимости 
от его возрастного периода развития: 
преддошкольного и дошкольного детства, 
школьного возраста, студенческого периода. 
 
 
Ясельная педагогика
Ясельная педагогика 
изучает закономерности и условия 
воспитания детей младенческого 
возраста. По своему возрасту это сравнительно 
молодая отрасль педагогики. Однако 
ее вес по мере проникновения научной 
мысли в секреты направленного 
влияния на ум, здоровье, эмоциональную, 
социальную сферы формирования ребенка 
стремительно увеличивается. Характерной 
особенностью ясельной педагогики является 
ее взаимодействие с другими отраслями 
знаний: психологией, физиологией, медициной. 
Дошкольная педагогика
Дошкольная педагогика 
– наука о закономерностях 
развития, формирования личности детей 
дошкольного возраста. В настоящее 
время существуют отрасли дидактики 
дошкольного образования, теория и 
методика воспитания дошкольников, международные 
стандарты предшкольного развития 
ребенка, теория и практика профессиональной 
подготовки специалистов по дошкольному 
воспитанию и образованию. Разрабатываются 
теоретические основы и технологии воспитания 
дошкольников в государственных, частных, 
негосударственных учебно-воспитательных 
учреждениях и в условиях одно, дву- и многодетных, 
полных, неполных семей. 
Педагогика школы
Педагогика школы 
относится к самым богатым 
и развитым отраслям науки о воспитании. 
Тысячелетия ее существования в 
мировой истории позволили 
В наше время появился 
новый стандарт школьных экзаменов 
и это потребовало полного 
перестраивания школьной программы с 
целью подготовки к их сдаче (речь, несомненно, 
идёт о ЕГЭ). Это, несмотря на жалобы на 
трудность их сдачи, на необходимость 
выбирать ВУЗ заранее, упростило поступление 
во многие ВУЗы (по результатам ЕГЭ, без 
вступительных экзаменов), а также позволило 
ещё со школы определиться с профилем 
дальнейшего образования и на какие дисциплины 
надо обратить внимание (ведь предметы 
для ЕГЭ сдаются по выбору, кроме русского 
языка и математики). 
Педагогика высшей школы
Педагогика высшей 
школы – педагогика институтов, 
академий, университетов. Данная отрасль 
относится и к возрастной и 
к отраслевой педагогике, т.к. высшая 
школа – образовательное 
 
 
Педагогика «третьего возраста»
Педагогика «третьего 
возраста» разрабатывает 
Отраслевая педагогика
Отраслевая педагогика 
изучает особенности воспитания 
и обучения в зависимости от характера 
социальной группы или профессий: это 
— педагогика семьи, производственная, 
профессиональная, в том числе 
военная, правовая, спортивная общественных 
организаций и объединений (социальная 
педагогика), культурно-просветительной 
работы, исправительно-трудовая (пеницентиарная). 
Рассмотрим основные её виды: 
Педагогика среднего специального образования
Педагогика среднего 
специального образования развивается 
за счёт заимствования, адаптации научных 
и прикладных положений школьной 
и вузовской педагогики, а именно 
фундаментальных и прикладных наук. 
Наблюдаются факты активизации 
научных исследований на стыке среднего 
и высшего профессионального 
образования. В связи с развитием 
комплексов по вертикали типа “колледж 
(училище) - вуз” интегрируются (внедряются, 
объединяются) силы ученых, разрабатывающих 
теорию и практику профессиональной 
подготовки кадров на границе среднего 
и высшего уровней специального 
образования. 
Производственная педагогика
Производственная 
педагогика изучает: 
·          
закономерности обучения работающих; 
·          
переориентацию на новые средства производства; 
·          
повышение квалификации работающих; 
·          
переориентацию на новые профессии. 
Закономерности обучения 
работающих необходимы для обучения 
студентов, или новых прибывших 
работников, технологиям данного 
предприятия. 
Переориентация на 
новые средства производства актуально 
всегда в связи с непрерывным 
внедрением новых технологий. 
Повышение квалификации 
рабочих периодически необходимо для 
обучения работе с новыми материалами, 
новой аппаратурой и новыми технологиями 
для улучшения качества и эффективности 
работы. 
Переориентация на 
новые профессии иногда необходима 
в связи с потерей актуальности 
старой вследствие каких-либо политических 
и экономических причин. Например, 
переориентация производства с военной 
на гражданскую продукцию, и, наоборот, 
в связи с началом и окончанием 
Великой Отечественной Войны 1941-1945 
года. 
Социальная педагогика
Социальная педагогика 
- отрасль педагогики, изучающая 
социальное воспитание всех возрастных 
и социальных категорий людей, осуществляемое 
как в собственно воспитательных 
учреждениях, так и в различных 
организациях, для которых оно 
не является ведущей функцией. Социальная 
педагогика включает в себя разделы: 
социология воспитания, социально-педагогическая 
виктимология, философия социального 
воспитания, теория социального воспитания, 
психология социального воспитания, методика 
социального воспитания, экономика и менеджмент 
социального воспитания. 
Социальная педагогика, 
в отличие от традиционной, рассматривает 
педагогическую деятельность не только 
как основу воспитания, социализации 
личности, но и как процесс социальной 
помощи людям в период их личностного 
или профессионального 
Особенность современной 
социальной педагогики - ее гуманистическая 
направленность, единство требований 
и уважения к людям, в том числе 
к детям, то есть сотрудничество, сотрудничество 
воспитателя и воспитанника. Гуманистическая 
направленность заключается и в 
ориентации ее как на защиту отдельного 
человека в его конкретной ситуации, 
так и на целостный подход к 
человеку, на защиту его общих интересов 
и потребностей.  
Гуманное и альтруистическое 
значение социальной педагогики проявляется 
в том, что эта наука призвана 
решать чрезвычайно сложные и 
зачастую кровоточащие проблемы социальной 
помощи населению, поддерживать формирование 
благоприятного человеческого социума, 
заботиться своими особыми, специфическими 
средствами о человеке, духовно-нравственном 
здоровье, самосознании, формировании 
ценностных ориентаций (в особенности 
у подрастающего поколения).  
Сегодня в центре 
социальной педагогики - духовный мир 
человека. На его развитие и обогащение 
направлены все ее усилия. Социальная 
педагогика исследует многие волнующие 
духовно-нравственные проблемы современности, 
ведет человека к его культурной зрелости, 
нравственному прозрению и идейной стойкости. 
Усилия социального педагога направлены 
на то, чтобы поддержать человека в богатой, 
разнообразной и свободной культуре, которая 
помогает человеку стать личностью, совершенствовать 
свои представления о мире, о человечности, 
истине и добре и т.п. 
 
 
Исправительно-трудовая 
педагогика 
Исправительно-трудовая 
педагогика содержит теоретические 
обоснования и разработки практики 
перевоспитания лиц, находящихся в 
заключении за совершенные преступления. 
Данная отрасль педагогики взаимосвязана 
с юриспруденцией и правоведением. 
Цели её – перевоспитать из заключенных 
преступников социально адекватных 
людей, чтобы улучшить качество жизни 
как их самих, так и окружающих. 
Исправительно-трудовая 
педагогика как отрасль использует 
все основные понятия педагогики, 
а также разрабатывает и