Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:13, курсовая работа
В  рамках процесса создания  единого   социокультурного пространства   существует проблема- адаптация  к школе  и организация жизни ребенка.
  Как  помочь ребенку-дошкольнику  стать  учеником?
  Поступление  в школу  коренным  образом   меняет  положение ребенка. Учение-то, чем он теперь  должен  заниматься, -  оказывается  очень  важным  для  окружающих. Вся его жизнь,  поступки, отношения  со сверстниками и со взрослыми рассматриваются теперь  через призму  этих обязанностей. 
    Есть первоклассники, которые   гордо и самостоятельно  шагают  в день первого  сентября  впереди сопровождающих   их  родителей  и есть те первоклассники, которые долго  не могут  оторваться  от родителей, с трудом  становятся  в ряды сверстников, чтобы  следовать  за учителем  в класс.  Это весьма серьезные изменения в жизни ребенка и тут важно  понять состояние  внутренней тревоги   новичка, ведь он очень хотел  стать учеником.
Введение…………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Психологическая  готовность ребенка  к школе…………….5-14
1.1  Психологическая  готовность к школе.
1.2 Психологические особенности дошкольника;
Глава 2. Роль семьи и  школы в организации  адаптивной среды  
для ребенка-дошкольника……………………………………………......15-32
2.1  Деятельность  педагогического коллектива школ  на начальном этапе обучения  первоклассников;
2.2 Роль «Я»- концепции в успеваемости школьников и становлении коллектива;
2.3 Три  уровня социально-психологической  адаптации  дошкольника 
к школе.
2.4 Роль семьи в процессе  успешной адаптации к школьной среде.
Заключение………………………………………………………………….33-34
Список источников………………………………………………………….35-36
Тульский институт экономики и информатики
(НООВПО НП «ТИЭИ»)
Кафедра 
Психологии 
 
 
 
Курсовая работа по дисциплине: «Возрастная психология».
На 
тему: «Особенности 
адаптации к школе детей 
шести- и семилетнего 
возраста». 
 
 
 
Выполнил: студентка 2 курса
группы ТЛ ПиП 08
Тишутина Е.В.
Старший преподаватель
кафедры психологии
Творогова 
Т.С. 
 
 
Тула 2009 г.
Оглавление: 
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психологическая готовность ребенка к школе…………….5-14
1.1 Психологическая готовность к школе.
1.2 Психологические особенности дошкольника;
Глава 2. Роль семьи и школы в организации адаптивной среды
для 
ребенка-дошкольника……………………………
2.1  Деятельность 
педагогического коллектива 
2.2 Роль «Я»- концепции в успеваемости школьников и становлении коллектива;
2.3 Три 
уровня социально-
к школе.
2.4 Роль семьи в процессе успешной адаптации к школьной среде.
Заключение……………………………………………………
Список 
источников……………………………………………………
 
                              
Социализация- это непрерывный процесс, протекающий в ходе всего онтогенеза. На каждом этапе происходит решение определенных задач и одной из них является развитие и преобразование личности. С.Л. Рубинштейн указывал на то, что воспитание можно рассматривать как социально-организованный процесс интериоризации (перевода во «внутренний план») общечеловеческих ценностей.1 Успешность такой интериоризации осуществляется при активном участии интеллектуальной и эмоциальной сфер личности. Т.е., конструируя и организуя воспитательный процесс, педагогу необходимо стимулировать у воспитанников не только осознавание ими общесоциальных требований, и соответствия (несоответствия) своего поведения, но и чувственное проживание поиска собственной нравственно-этической, гражданской позиции.
  В 
рамках процесса создания  единого  
социокультурного пространства 
  Как 
помочь ребенку-дошкольнику  
Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение-то, чем он теперь должен заниматься, - оказывается очень важным для окружающих. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и со взрослыми рассматриваются теперь через призму этих обязанностей.
    
Есть первоклассники, которые  
гордо и самостоятельно  шагают 
в день первого  сентября 
впереди сопровождающих   их 
родителей  и есть те 
Первокласснику не всегда удается быстро привыкнуть к новому образу жизни: режиму, необходимости спокойно сидеть на уроках и т.д. И потому актуальным по сей день остается вопрос влияния первоклассника в школьный социум, вопрос быстрой и успешной адаптации к школьной среде.
  Если 
ребенок  не готов к 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Психологическая готовность ребенка к школе.
1.1 Психологическая готовность ребенка к школе.
Психологическая готовность к обучению в школе - следствие прохождения ребенком кризиса семи лет.
Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным. »2
  Несомненно, 
готовность к школе  не 
Психологическая готовность к школе – это
-умение слушать речь, объяснения, ответы товарищей;
-умение действовать в соответствии с правилом;
-умение производить действия в соответствии с образцом;
- умение 
действовать по прямому 
-умение работать в группе.3
 Конкретное 
содержание психологической 
Что же именно включает в себя психологическая готовность к школе?
Составными компонентами психологической готовности являются личностная, волевая, интеллектуальная.
1. Личностная готовность ребенка к школе
Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой « социальной позиции»- положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Готовность этого типа, личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
Как правило, дети выражают желание идти в школу. И тут весьма важно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью- учением.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.
  Такие 
первоклассники учатся  в школе  
очень неровно и ведут себя 
по-детски. И если  занятия у 
них будут вызывать 
Еще хуже в том случае, когда дети не хотят идти в школу. Причина подобного отношения к школе, как правило, кроется в самой системе воспитания ребенка. Нередко ребенка запугивают школой и потому разумнее всего сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, к книге.
  Создание  
эмоционального опыта, 
  Умение 
ребенка войти в детское 
2. Волевая готовность ребенка к школе.
    
Формирование волевой 
Все исследования развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте успешнее достигается цель в игровой ситуации. Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей небоязни трудиться, стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или лишь при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.
Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих 6-летнему ребенку овладеть, управлять своим поведением, в большей мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого.
3. Интеллектуальная готовность.
  Важно, 
чтобы ребенок  к школе был 
умственно развит. Существующие 
программы, их усвоение 
Исследования показывают4, что к старшему дошкольному возрасту дети овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных эталонов. Применение их дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы.
В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебной. Важное значение при этом будет иметь формирование у ребенка умений, требуемых в этой деятельности. Обладание этими умениями обеспечивает ребенку «высокий уровень» обучаемости, характерной особенностью которого является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
  Составную 
часть психологической 
  Важнейшими  
компонентами  психологической  
готовности  детей  к школьному 
обучению  также является  общение 
ребенка со взрослыми, 
  Так, 
изменения  в отношениях 
  Появление  
«кооперативно-
Говоря о симптоматике кризиса семи лет, Л.С. Выготский указывает на манерничанье и кривлянье ребенка, т.е. на ту сферу его жизни, которая непосредственно обращена на других людей. Возникающая в результате кризиса семи лет самооценка дошкольника начинает регулировать поведение ребенка в последующий период.
  Таким 
образом, изменение в 
Информация о работе Особенности адаптации к школе детей шести- и семилетнего возраста