Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:32, курсовая работа
Областью исследования является психология и педагогика.
     Актуальность  исследования. В начале нового тысячелетия ученых все больше волнует проблема здоровья человека, особенно факторы, обеспечивающие состояние здоровья и влияющие на него; показатели, характеризующие и оценивающие уровень здоровья, процесс эффективного целенаправленного воздействия на здоровье и накопление его резервов.
Введение 
Областью исследования является психология и педагогика.
Актуальность исследования. В начале нового тысячелетия ученых все больше волнует проблема здоровья человека, особенно факторы, обеспечивающие состояние здоровья и влияющие на него; показатели, характеризующие и оценивающие уровень здоровья, процесс эффективного целенаправленного воздействия на здоровье и накопление его резервов.
Различия в условиях жизни современного человека и его предков все более выражены и более заметны.
Электрификация, механизация и автоматизация труда, использование компьютерной технологии в быту и на производстве, мобильные коммуникативные средства общения, аудио-, видеоинформация и т. п. снижают физическую активность и все более повышают влияние психологических нагрузок на организм и психические проявления человека.
     Человек 
все в большей степени 
Для современного младшего школьника современные технологии так же оказывают огромную психологическую нагрузку, которая затрудняет его полноценное развитие, создает препятствие в процессе обучения. Во избежание этого преподаватель должен своевременно заметить и устранить начальную стадию утомляемости младших школьников, используя при этом такие способы как физминутки, динамические игры.
Объект исследования: процесс психического развития детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние учебной деятельности на возникновение психического и физического утомления младших школьников.
Цель: теоретически изучить особенности возникновения и профилактики утомления младших школьников в процессе обучения.
Задачи:
Методы исследования:
     Теоретические: 
анализ, синтез, обобщение. 
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ 
ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ 
ПРОБЛЕМЫ 
I.1. 
Объективные с субъективные 
признаки усталости, 
утомления, переутомления 
и их причины 
     Переутомление 
это патологической состояние, развивающееся 
у человека вследствие хронического физического 
или психологического перенапряжения, 
клиническую картину которого определяют 
функциональные нарушения в центральной 
нервной системе. 
           В основе 
заболевания лежит перенапряжение возбудительного 
или тормозного процессов, нарушение их 
соотношения в коре больших полушарий 
головного мозга. Это позволяет считать 
патогенез переутомления аналогичным 
патогенезу неврозов. Существенное значение 
в патогенезе заболевания имеет эндокринная 
система и в первую очередь гипофиз и кора 
надпочечников. Так, по данным Г. Селье 
(1960), при действии сильного раздражителя 
(стрессора) в организме развивается адаптационный 
синдром, или стресс, в процессе которого 
усиливается деятельность передней доли 
гипофиза и коры надпочечников. Эти изменения 
в эндокринной системе во многом определяют 
развитие адаптационных реакций в организме 
к интенсивной физической или психологической 
деятельности. 0днако хроническое перенапряжение 
может привести к  истощению коры надпочечников 
и тем самым к нарушению в организме выработанных 
ранее адаптационных реакций. Следует 
подчеркнуть, что в процессе развития 
переутомляемости центральная нервная 
система включает и регулирует стрессорные 
реакции. В основе же патогенеза переутомляемости 
лежит нарушение процессов корковой нейродинамики 
аналогично тому, как это имеет место при 
неврозах.  
Обычно в клинике заболевания выделяют нечетко отграниченные друг от друга три стадии.
I стадия. Для нее характерно отсутствие жалоб или изредка человек жалуется на нарушение сна, выражающееся в плохом засыпании и частых пробуждениях. Весьма часто отмечается отсутствие чувства отдыха после сна, снижение аппетита, концентрации внимания и реже снижение работоспособности. Объективными признаками заболевания являются ухудшение приспособляемости организма к психологическим нагрузкам и нарушение тончайших двигательных координаций.
     II 
стадия. Для нее характерны многочисленные 
жалобы, функциональные нарушения во многих 
органах и системах организма и снижение 
физической работоспособности. Так, люди 
предъявляют жалобы на апатию, вялость, 
сонливость, повышенную раздражительность, 
на снижение аппетита. Прогрессирует расстройство 
сна, удлиняется время засыпания, сон становится 
поверхностным, беспокойным с частыми 
сновидениями нередко кошмарного характера. 
Сон, как правило, не дает необходимого 
отдыха и восстановления сил. 
Часто эти люди имеют характерный внешний 
вид, выражающийся в бледном цвете лица, 
впавших глазах, синеватом цвете губ и 
синеве под глазами. 
Нарушения деятельности нервной системы 
проявляются в изменениях суточной периодики 
функций и суточного динамического стереотипа. 
В сердечно-сосудистой системе функциональные 
нарушения проявляются в неадекватно 
большой реакции на психологические нагрузки, 
в замедлении восстановительного периода 
после них и в нарушениях ритма сердечной 
деятельности, и в ухудшении приспособляемости 
сердечной деятельности к нагрузкам. Нарушения 
ритма сердечной деятельности наиболее 
часто проявляются в виде синусовой аритмии, 
экстрасистолии и атриовентрикулярной 
блокады I степени. 
     В 
состоянии переутомления у 
           В состоянии 
переутомления у человека могут выявляться 
признаки угнетения адренокортикотропной 
функции передней доли гипофиза и недостаточность 
деятельности коры надпочечников. Так, 
в состоянии переутомления в крови человека 
определяется уменьшение гормонов коры 
надпочечников и эозинофилия.
     У 
человека в состояния переутомления 
часто имеет место повышенная 
потливость. У женщин отмечаются нарушения 
менструального цикла, а у мужчин 
в ряде случаев может быть понижение 
или повышение половой потенция. В основе 
этих изменений лежат нервные и гормональные 
расстройства. 
           Все 
отмеченные при II стадии переутомления 
изменения являются следствием нарушения 
регуляции деятельности и снижения функционального 
состояния органов, систем органов и всего 
организма человека. Они также объясняют 
наблюдающееся при переутомлении понижение 
сопротивляемости организма к вредному 
воздействию факторов   внешней среды 
и, в частности, к инфекционным заболеваниям.  
III стадия. Для нее характерно развитие неврастении гиперстенической или гипостенической формы и резкое ухудшение общего состояния. Первая форма является следствием ослабления тормозного процесса, а вторая перенапряжения возбудительного процесса в коре головного мозга. Клиника гиперстенической формы неврастении характеризуется повышенной нервной возбудимостью, чувством усталости, утомления, общей слабостью и бессонницей; общей слабостью, истощаемостью, быстрой утомляемостью, апатией и сонливостью днем.
При переутомлении I стадии следует снизить психологическую нагрузку и изменить режим дня на 24 недели, а именно уменьшить общий объем нагрузки, исключить длительные и интенсивные занятия. Основное внимание в режиме дня уделить общей физической подготовке, которая проводится с небольшой нагрузкой. В процессе улучшения общего состояния режим постепенно расширяется и через 24 недели он возвращается к прежнему объему.
     При 
переутомлении II стадии занятия на 
12 недели заменяются активным отдыхом. 
Затем в течение 12 месяцев проводится 
постепенное включение в обычный режим, 
как это описано при лечении I стадии переутомления. 
Все это время запрещается нарушение режима 
труда и отдыха. 
             
В III стадии переутомления первые 15 дней 
отводятся на полный отдых и лечение, которые 
следует проводить в клинических условиях. 
После этого человеку назначается активный 
отдых. Постепенное включение в обычный 
режим дня проводится еще 23 мес. Все это 
время запрещается большая психологическая 
или физическая нагрузка. 
             
Лечение переутомления будет успешным 
только в тех случаях, когда устраняются 
все причины, вызвавшие ее, и нагрузка 
приводится в соответствии с общим режимом 
жизни. Необходимо проводить витаминизацию 
организма, особенно витамином С, комплексом 
витаминов группы В и витамином Е. Хороший 
результат дает назначение седативных 
и ноотропных средств (настойка валерианы, 
новопассит, пирацетама, ноотропила), средств, 
улучшающих микроциркуляцию сосудов головного 
мозга (трентал, циннаризин и др.) [Соколов 
И. К. и др., 1977; Бутченко Л. А., 1980]. При лечении 
III стадии переутомления можно применять 
гормоны коры надпочечников и гормоны 
половых желез. 
            Профилактика 
переутомления строится на устранении 
вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные 
нагрузки должны применяться только при 
достаточной предварительной подготовке. 
В состоянии повышенной нагрузки интенсивные 
занятия следует чередовать с физическими 
нагрузками, особенно в дни после экзаменов 
или зачетов. Все нарушения режима жизни, 
работы, отдыха, сна и питания, а также 
физические и психические травмы, интоксикация 
организма из очагов хронической инфекции 
должны быть устранены. Усиленные занятия 
после какого-либо заболевания или в состоянии 
реконвалесценции после перенесенных 
заболеваний должны быть запрещены. 
Переутомление в I стадии ликвидируется без каких-либо вредных последствий. Переутомление II и особенно III стадии может привести к длительному снижению работоспособности.
     Для 
изучения реакции организма на проведенное 
лечение существуют специальные 
тесты с физической или психологической  
нагрузкой. Широкое применение нашли велоэргометрия, 
телеэлектрокардиологический контроль 
плавания, ходьбы, гребли, функциональные 
пробы. 
     Чем 
лучше реакция и быстрее 
     К 
сожалению, ни в практическом здравоохранении, 
ни в разработанных учеными 
В современных условиях человек находится под воздействием предельных психических нагрузок. Проблема психической нагрузки и ее регуляции для сохранения, поддержания здоровья и его улучшения принадлежит к важным направлениям теоретического, прикладного, экспериментального исследований в системе наук, занимающихся здоровьем человека.
В психологии, особенно в ее прикладных отраслях, широко употребляется понятие "психическая нагрузка". Однако единого научного мнения об этом понятии, как и о понятии "здоровье", нет, и поэтому она трактуется в различных значениях и смыслах. В нашем понимании психическая нагрузка - это произвольный процесс взаимодействия (взаимопроникновения) между внешними факторами, условиями (средовыми, деятельностными, ситуационными), т. е. объективными нагрузочными требованиями, и внутренними условиями (функциями, состояниями, свойствами), т. е. субъективными реакциями, которые мобилизуют или побуждают личность человека к определенной активности.
На основе теоретического анализа установлено, что главными составляющими, детерминирующими особенности и величину психической нагрузки, оказывающей воздействие на организм и психику человека, являются: информационно-операционная, ситуативная и личностная.
Информация о работе Особенности психологической нагрузки младшего школьника