Особенности 
воображения детей с нарушениями 
слуха 
Сущность воображения 
как познавательного процесса заключается 
в преобразовании представлений, создании 
новых образов на основе имеющихся. 
Воображение выражается в построении 
образа средств и конечного результата 
деятельности, в создании программы 
поведения в тех случаях, когда 
ситуация неопределенна, в воссоздании 
образов, соответствующих описанию 
объекта. 
Познавательная 
его функция реализуется благодаря 
отделению предмета от образа и обозначению 
его с помощью слова, в результате 
у ребенка формируется способность 
составлять план предстоящих действий. 
Аффективно-защитная функция обуславливает 
возможность предохранить легкоранимую 
личность ребенка от тяжелых переживаний, 
душевных травм. 
Воображение может 
быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее 
воображение заключается в создании 
образов, соответствующих описанию. 
Творческое воображение предполагает 
создание образов, реализуемых в 
оригинальных продуктах деятельности. 
У детей с 
нарушениями слуха специфические 
особенности воображения обусловлены 
замедленным формированием их речи, 
в частности своеобразным развитием 
значений слов, отставанием в развитии 
сюжетно-ролевой игры и мышления. 
Их сюжетные игры более однообразны, 
стереотипны, чем у слышащих детей, 
они больше склонны к простому 
подражанию. Дети с нарушениями слуха 
часто не могут использовать предметы-заместители, 
у них наблюдаются трудности 
в формировании познавательной функции 
воображения, позже, чем у слышащих, 
происходит разделение в цепочке «предмет 
— образ — слово». 
Образы, возникающие 
у детей с нарушениями слуха 
при чтении литературных произведений, 
не всегда соответствуют описанию. 
Такое несоответствие часто является 
результатом неполного понимания 
детьми смысла прочитанного. В рисунках, 
сделанных к рассказу, изображаемая 
обстановка не всегда соответствует 
его содержанию. Большие расхождения 
между текстом и рисунком возникают 
из-за того, что дети вносят в рисунки 
много подробностей из своего прошлого 
опыта, так как текст рассказа 
актуализирует образы хорошо знакомых 
детям предметов, больше относящихся 
к образам памяти, чем воображения. 
Большие трудности 
наблюдаются у детей с нарушениями 
слуха в воссоздании пространственных 
отношений между объектами, описанными 
в литературном произведении. Еще 
одной причиной отставания в развитии 
воссоздающего воображения является 
бедность запаса представлений, неумение 
их перестраивать. 
Большой интерес 
представляет исследование творческого 
воображения детей с нарушениями 
слуха, так как ограниченность общения 
со взрослыми и сверстниками не дает им 
возможности получать достаточное количество 
информации, а отставание в развитии мышления 
и речи препятствует усвоению приемов 
и способов переработки имеющихся представлений. 
В младшем школьном возрасте наблюдается 
отставание в развитии творческого воображения. 
Глухие первоклассники проявляют недостаточную 
гибкость в использовании идей. Типичными 
были рисунки, в которых одна и та же фигура 
превращалась в один и тот же предмет (круг 
— в колесо), которые представляли собой 
повторяющиеся композиции (круг, квадрат 
— часы). Созданные детьми с нарушениями 
слуха композиции оказались менее оригинальными, 
чем у слышащих детей, более стереотипными 
и шаблонными, дети больше зависели от 
заданных моделей, образцов действий. 
Отставание младших школьников с нарушениями 
слуха в развитии творческого воображения 
объясняется недостаточностью их сенсорного 
опыта, его малым разнообразием, а главное 
— несформированностью комбинаторных 
механизмов воображения, что приводит 
к трудностям в переструктурировании 
прошлого опыта.