Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:41, реферат
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа .В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
Введение
1. Формирование патриотизма 
2. Цели и задачи программ по патриотическому воспитанию
3. Реализация программы патриотического воспитания
Заключение
Список использованных источников
Патриотическое 
воспитание в группе продлённого 
дня. 
 
 
     Введение 
 
1. Формирование патриотизма  
 
2. Цели и задачи программ по патриотическому 
воспитанию 
 
3. Реализация программы патриотического 
воспитания 
 
Заключение 
 
Список использованных источников  
Введение  
В 
полной мере и здоровой 
натуре тяжело лежат 
на сердце судьбы Родины; 
всякая благородная 
личность глубоко осознаёт 
своё кровное родство, 
свои кровные связи 
с отечеством… Любить 
свою Родину ¾ значит 
пламенно желать видеть 
в ней осуществление 
идеала человечества 
и по мере сил своих 
споспешествовать этому.
     Белинский 
В.Г. 
 
 
Патриотическое 
воспитание - процесс взаимодействия воспитателей 
и воспитанников, направленный на развитие 
патриотических чувств, формирование 
патриотических убеждений и устойчивых 
норм патриотического поведения. Целью 
патриотического воспитания является 
воспитание убежденного патриота, любящего 
свою Родину, преданного Отечеству, готового 
служить ему своим трудом и защищать его 
интересы. 
 
О важности приобщения ребенка к культуре 
своего народа написано много, поскольку 
обращение к отеческому наследию воспитывает 
уважение, гордость за землю, на которой 
живешь. Поэтому детям необходимо знать 
и изучать культуру своих предков. Именно 
акцент на знание истории народа, его культуры 
поможет в дальнейшем с уважением и интересом 
относиться к культурным традициям других 
народов. 
 
Патриотическое воспитание детей является 
одной из основных задач дошкольного образовательного 
учреждения. Следует подчеркнуть, что 
в настоящее время выходит достаточно 
много методической литературы по данному 
вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь 
отдельные стороны патриотического воспитания 
детей в конкретных видах деятельности, 
и нет стройной системы, отражающей всю 
полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, 
поскольку чувство патриотизма многогранно 
по содержанию. Это и любовь к родным местам, 
и гордость за свой народ, и ощущение своей 
неразрывности с окружающим миром, и желание 
сохранять и приумножить богатство своей 
страны.  
 
Исходя из этого, в данном направлении 
воспитательной работы можно выделить 
целый комплекс задач: 
 
- воспитание у ребенка любви и привязанности 
к своей семье, дому, детскому саду, улице, 
городу; 
 
- формирование бережного отношения к 
природе и всему живому; 
 
- воспитание уважения к труду; 
 
- развитие интереса к русским традициям 
и промыслам; 
 
- формирование элементарных знаний о 
правах человека; 
 
- расширение представлений о городах 
России; 
 
- знакомство детей с символами государства 
(герб, флаг, гимн); 
 
- развитие чувства ответственности и 
гордости за достижения страны; 
 
- формирование толерантности, чувства 
уважения к другим народам, их традициям. 
 
Данные задачи решаются во всех видах 
детской деятельности: на занятиях, в играх, 
в труде, в быту - так как воспитывают в 
ребенке не только патриотические чувства, 
но и формируют его взаимоотношения со 
взрослыми и сверстниками. 
1. Формирование патриотизма 
 
Патриотическое воспитание ребенка - сложный 
педагогический процесс. В основе его 
лежит формирование патриотизма как личностного 
качества. 
 
В широком понимании патриотизм трактуется 
как олицетворение любви к своей Родине, 
активная сопричастность к ее истории, 
культуре, природе, к современной жизни, 
ее достижениям и проблемам.  
 
На каждом возрастном этапе проявления 
патриотизма и патриотическое воспитание 
имеют свои особенности. Патриотизм применительно 
к ребенку младшего школьного возраста 
определяется нами как его потребность 
участвовать во всех делах на благо окружающих 
людей, представителей живой природы, 
наличие у него таких качеств, как сострадание, 
сочувствие, чувство собственного достоинства; 
осознание себя частью окружающего мира.  
 
В период младшего школьного возраста 
развиваются высокие социальные мотивы 
и благородные чувства. От того, как они 
будут сформированы в первые годы жизни 
ребенка, во многом зависит все его последующее 
развитие. В этот период начинают развиваться 
те чувства, черты характера, которые незримо 
уже связывают его со своим народом, своей 
страной. Корни этого влияния - в языке 
народа, который усваивает ребенок, в народных 
песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях 
о природе родного края, о труде, быте, 
нравах и обычаях людей, среди которых 
он живет.  
 
Под патриотическим воспитанием детей 
мы понимаем взаимодействие взрослого 
и детей в совместной деятельности и общении, 
которое направлено на раскрытие и формирование 
в ребенке общечеловеческих нравственных 
качеств личности, приобщение к истокам 
национальной и региональной культуры, 
природе родного края, воспитание эмоционально-действенного 
отношения, чувства сопричастности, привязанности 
к окружающим.  
 
Цель воспитания патриотизма у детей младшего 
школьного возраста - формирование у них 
потребности совершать добрые дела и поступки, 
чувство сопричастности к окружающему 
и развитие таких качеств, как сострадание, 
сочувствие, находчивость, любознательность. 
 
Задачи патриотического воспитания детей 
младшего школьного возраста включают:  
 
- формирование духовно-нравственного 
отношения и чувства сопричастности к 
родному дому семье, детскому саду, городу, 
селу;  
 
формирование духовно-нравственного отношения 
и чувства сопричастности к культурному 
наследию своего народа;  
 
- формирование духовно-нравственного 
отношения к природе родного края и чувства 
сопричастности к ней;  
 
- воспитание любви, уважения к своей нации, 
понимания своих национальных особенностей, 
чувства собственного достоинства, как 
представителя своего народа, и толерантного 
отношения к представителям других национальностей 
(сверстникам и их родителям, соседям и 
другим людям).  
 
Содержание патриотического воспитания 
детей младшего школьного возраста раскрывается 
следующим образом:  
 
- приобщение детей к культурному наследию, 
праздникам, традициям, народно-прикладному 
искусству, устному народному творчеству, 
музыкальному фольклору, народным играм.  
 
- знакомство с семьёй, историей, членами 
семьи, родственниками, предками, родословной, 
семейными традициями; с детским садом 
его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, 
традициями; с городом, селом, его историей, 
гербом, традициями, выдающимися горожанами, 
селянами прошлого и настоящего времени, 
достопримечательностями;  
 
- проведение целевых наблюдений за состоянием 
объектов в разные сезоны года, организация 
сезонного земледельческого труда в природе 
посев цветов, овощей, посадка кустов, 
деревьев и другое;  
 
- организация творческой продуктивной, 
игровой деятельности детей, в которой 
ребенок проявляет сочувствие, заботу 
о человеке, растениях, животных в разные 
сезоны года в связи с приспособлением 
к новым жизненным условиям и ежедневно 
по необходимости.  
 
Патриотическое воспитание детей реализуется 
в образовательных учреждениях по различным 
программам.  
 
Программа <Дом, в котором я живу> разработана 
для детей в возрасте с 3 до 7 лет и предусматривает 
распределение работы по патриотическому 
воспитанию по трем блокам: 1 блок- <Моя 
семья>, 2 блок- <Родной город>, 3 блок- 
<Родная страна>. Каждая из тем повторяется 
в возрастных группах, изменяются только 
содержание, объем познавательного материала, 
сложность и длительность изучения.  
2. Цели и задачи программ 
по патриотическому 
воспитанию 
Реализация программы направлена на решение 
следующих задач: 
 
1. Повысить педагогическую компетентность 
педагогов по организации работы по патриотическому 
воспитанию 
 
2. Сформировать комплекс нормативно- правового 
и организационно- методического обеспечения 
системы патриотического воспитания. 
 
3. Ориентировать родителей на патриотическое 
воспитание детей путем прикосновения 
к истории своей семьи 
 
4. Воспитывать любовь и уважение к своему 
городу, краю, Родине, гордость за принадлежность 
к гражданам России 
 
5. Прививать чувство гордости, глубокого 
уважения и почитания символов Российской 
Федерации - герба, Гимна, Флага. 
 
6. Воспитывать личность гражданина-патриота 
Родины, способного встать на защиту государственных 
интересов страны.  
 
В программе патриотического воспитания 
дошкольников <Моя страна> представлены 
циклы занятий по разным видам детской 
деятельности: познавательной, художественно-речевой, 
художественно-творческой, музыкальной. 
Циклы объединены темами <Русь изначальная>, 
<Все мы вышли из природы>, <Россия. 
Золотой век>.  
 
Главной целью данной педагогической 
системы является создание оптимальных 
условий для всестороннего развития нравственно-патриотического 
потенциала дошкольника через грамотное 
построение целостного педагогического 
процесса в дошкольном учреждении на основе 
синтеза опыта традиционной российской 
системы общественного дошкольного образования 
и обобщения, систематизации, интеграции 
достоверных, научно исторических материалов.  
 
Программа <Моя страна> в практической 
деятельности способствует решению следующих 
воспитательных задач: 
1. Формирование эстетически развитой 
личности. 
 
2. Развитие активности творческого потенциала 
нравственных начал у дошкольника через 
осознание самого себя в своих поступках, 
чувствах, поведении. 
 
3. Соприкосновение дошкольника с высоконравственными 
идеалами общечеловеческих ценностей 
и национальной культуры мирового значения. 
 
Реализация данных и других разработанных 
современными методистами программ по 
патриотическому воспитанию детей дошкольного 
возраста направлена, прежде всего, на 
воспитание будущего гражданина. 
 
Осуществление патриотического воспитания 
старших дошкольников включает воспитание 
патриотических чувств, любви к Родине, 
развитие интереса к народной культуре, 
к родному языку, традициям и обычаям. 
 
В настоящее время одной из острейших 
проблем является воспитание патриотизма. 
Дошкольные образовательные учреждения, 
являясь начальным звеном системы образования, 
призваны формировать у детей первое представление 
об окружающем мире, отношение к родной 
природе, малой Родине, своему Отечеству. 
Очевидно, что для этого необходимо определить 
нравственные ориентиры, способные вызвать 
чувства самоуважения и единения. 
 
11 июля 2005 года Правительством Российской 
Федерации принята Государственная программа 
«Патриотическое воспитание граждан Российской 
Федерации на 2005-2010 годы». Системе образования 
принадлежит ведущая роль в гражданском 
и патриотическом становлении подрастающего 
поколения. 
 
Чувство Родины у ребенка начинается с 
любви к самым близким людям – отцу, матери, 
бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где 
он не раз гулял, и вид из окна квартир 
и детский сад, где он получает радость 
от общения со сверстниками, и родная природа 
– все это Родина. Сколько открытий делает 
ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления 
еще им не осознанны, все начинается с 
восхищением тем, что видит перед собой 
маленький человек. 
 
Очень важным для воспитания патриотических 
чувств и исторические знания. Знание 
истории необходимо для формирования 
гражданской позиции растущего человека, 
воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, 
гордости за людей, трудами и талантами 
которых славна Россия, чувства сопричастности 
к прошлому, настоящему и будущему своего 
народа. 
2.1.Каково же содержание 
проблемы? 
 
Наиболее идеологически незащищенными 
оказались дошкольники. В силу возрастных 
особенностей, их воспитание целиком зависит 
от окружающих ребенка взрослых. По мнению 
педагогов, социологов и врачей, именно 
бездуховность часто приводит к тому, 
что такой ребенок оказывается незащищенным 
внутренним эмоциональным интеллектуальным 
барьером.  
 
Воспитательные традиции Древней Руси 
насчитывают более двух тысяч лет. Исторические 
элементы патриотизма в виде привязанности 
к родной земле, языку, традициям начли 
формироваться ещё в древности. Педагогическая 
мысль на Руси X- XIII веков выдвигает отдельную 
личность как цель воспитания, воспитание 
веры в победу, в непобедимость богатырей 
русских  
 
Важное место в народной педагогике России 
занимали пословицы и поговорки. 
 
Стержнем всего российского воспитания 
является патриотизм. Понятие «патриотизм» 
включает в себя любовь к Родине, к земле, 
где родился и вырос, гордость за исторические 
свершения народа.  
 
Проводя параллель с нашим временем, стоит 
вспомнить, что «любовь к родному краю, 
родной культуре, родной речи начинается 
с малого - с любви к своей семье, к своему 
жилищу, к своему детскому саду. Постепенно 
расширяясь, эта любовь переходит в любовь 
к родной стране, к её истории, прошлому 
и настоящему, ко всему человечеству». 
Так писал академик Д. С. Лихачёв. 
 
Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного 
возраста педагог должен правильно использовать 
источники педагогического мастерства, 
опыт накопленный веками. 
 
А теперь давайте рассмотрим, что же включают 
в себя «Пути и средства патриотического 
воспитания русского человека»:  
 
1. Понятие о патриотизме, героизме и их 
проявлениях. 
 
2. Взгляды на патриотизм в летописях. 
 
3. Русские народные былины как средство 
воспитания патриотизма (любовь к Родине, 
ненависть к врагам, готовность встать 
на защиту родной земли). 
 
4. Роль русских сказок в процессе формирования 
любви к Родине, к своему народу, к природе 
родного края; сказки о солдатской дружбе 
и прочее. 
 
5. Героические и патриотические песни 
русского народа и их воспитывающая роль  
 
6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, 
героизме, смелости, трусости, предательстве. 
Их использование в воспитательной работе 
с детьми. 
Россия - родина для многих. Но для того 
чтобы считать себя её сыном или дочерью, 
необходимо ощутить духовную жизнь своего 
народа и творчески утвердить себя в ней, 
принять русский язык, историю и культуру 
страны как свои собственные. Однако национальная 
гордость не должна вырождаться в тупое 
самомнение и самодовольство. Настоящий 
патриот учится на исторических ошибках 
своего народа, на недостатках его характера 
и культуры. Национализм же ведёт к взаимной 
ненависти, обособлению, культурному застою. 
 
Духовный, творческий патриотизм надо 
прививать с раннего детства. Но подобно 
любому другому чувству, патриотизм обретается 
самостоятельно и переживается индивидуально. 
Он прямо связан с духовностью человека, 
её глубиной. Поэтому не будучи патриотом 
сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить 
чувство любви к Родине. Именно пробудить, 
а не навязать, так как в основе патриотизма 
лежит духовное самоопределение. 
 
«Русский народ не должен терять своего 
нравственного авторитета среди других 
народов - авторитета, достойно завоёванного 
русским искусством, литературой. Мы не 
должны забывать о своём культурном прошлом, 
о наших памятниках, литературе, языке, 
живописи... Народные отличия сохранятся 
и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием 
души, а не только передачей знаний». (Д. 
С. Лихачёв ). 
 
Именно поэтому родная культура, как отец 
и мать должна стать неотъемлемой частью 
души ребёнка, началом продолжающим личность. 
Исходя из выше изложенного наметились 
следующие приоритеты: 
 
1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие 
душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство 
красоты, любознательность, должны быть 
национальными. Это помогает детям с самого 
раннего возраста понять, что они - часть 
великого русского народа.  
 
2. Мы широко используем все виды фольклора 
(сказки, песенки, пословицы, поговорки, 
хороводы и т. д.). В устном народном творчестве 
как нигде сохранились особенности черты 
русского характера, присущие ему нравственные 
ценности, представление о добре, красоте, 
правде, храбрости, трудолюбии, верности. 
Знакомя детей с поговорками, загадками, 
пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем 
их к общечеловеческим нравственным ценностям. 
В русском фольклоре каким-то особенным 
образом сочетается слово, музыкальный 
ритм, напевность. Адресованные детям 
потешки, прибаутки, звучат как ласковый 
говорок, выражая заботу, нежность, веру 
в благополучное будущее. В пословицах 
и поговорках метко оцениваются различные 
жизненные позиции, высмеиваются недостатки, 
восхваляются положительные качества 
людей. Особое место в произведениях устного 
народного творчества занимают уважительное 
отношение к труду, восхищение мастерством 
человеческих рук. Благодаря этому, фольклор 
является богатейшим источником познавательного 
и нравственного развития детей.  
 
3. Большое место в приобщении детей к народной 
культуре в работе по патриотическому 
воспитанию занимают народные праздники 
и традиции. В них фокусируются накопленные 
веками тончайшие наблюдения за характерными 
особенностями времён года, погодными 
изменениями, поведением птиц, насекомых, 
растений. Причём эти наблюдения непосредственно 
связанны с трудом и различными сторонами 
общественной жизни человека во всей их 
целостности и многообразии. 
 
4. Другим важным направлением нашей работы 
является ознакомление детей с народной 
декоративной росписью. Она, пленяя душу 
гармонией и ритмом, способна увлечь ребят 
национальным изобразительным искусством.  
 
 5. Природа - один из важнейших факторов 
народной педагоги. Она не только среда 
обитания, но и родная сторона, Родина. 
Знакомя с природой края мы решаем не только 
природоохранные задачи, но и воспитываем 
любовь к каждому объекту в природе. 
 
6. Знакомство с историческим прошлым России 
- новое, но очень интересное направление 
в работе по воспитанию патриотизма у 
детей. А зачем детям - дошкольникам нужны 
знания об истории страны? Ведь систематизированный 
курс истории - это задача школы. Да, конечно. 
Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, 
необходимо ещё до школы сформировать 
у них первоначальные достоверные представления 
об истории нашей Родины, интерес к её 
изучению в будущем. 
В последние годы многие страницы истории 
переосмысливаются, поэтому мы проявляем 
корректность в отборе познавательного 
материала, учитываем возрастные особенности 
восприятия и социальную подготовленность 
ребёнка.  
 
Нами разработаны и реализуются два проекта 
по патриотическому воспитанию детей 
дошкольного возраста «Марпосадская сторона 
– новь и старина» и «Странички истории», 
целью которых является воспитание патриотизма 
через краеведческие знания о своем городе 
и положительном историческом прошлом 
России. 
 
Ожидаемые результаты проектов - формирование 
у старших дошкольников основ патриотизма, 
гражданственности, знаний об истории 
своей малой родины и России, ответственности 
за судьбу Отечества и готовности к его 
защите. 
3. Реализация программы 
патриотического воспитания 
Поэтапная работа по данному направлению 
патриотического воспитания реализуется 
по трем направлениям: 
 
1. Работа с детьми 
 
2. Работа с родителями 
 
3. Методическое сопровождение. 
Каждое из направлений связано между собой 
и включает в себя:  
 
1. Знакомство с родным городом, его историей 
 
2. Знакомство с родным краем и Россией 
 
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими 
событиями своей страны и народа. 
 
4. Знакомство с былинными героями и их 
подвигами. 
 
5. Знакомство с государственной символикой 
города, республики, стран. 
В процессе реализации проекта по работе 
с детьми используются: игры – занятия, 
игры – развлечения, праздники, художественные 
постановки, экскурсии, экскурсии на предприятия 
города, чтение художественной литературы, 
занятия с использованием электронных 
презентаций, занятия в музее детского 
сада и города.  
 
Формирование патриотических чувств проходит 
эффективно в тесной связи с семьёй. Именно 
родители на ярких, доступных примерах 
жизни, своего труда, отношения государства 
к детям демонстрируют ребёнку, что на 
него возлагают надежды не только родные, 
но и всё общество, вся страна. Мы со своей 
стороны оказываем педагогическую поддержку 
семье в этих вопросах, через встречи, 
консультации и беседы, совместные праздники 
и экскурсии. 
 
Родителям можно посоветовать и такие 
формы привлечения детей к общественной 
жизни, как прогулки и экскурсии и целью 
знакомства с историческими местами (близкой 
истории), памятниками погибшим воинам; 
посещение краеведческого музея, картинной 
галереи и т.д. 
 
           Данный проект предполагает большую отдачу 
от самого педагога, задача которого не 
просто рассказать факты из жизни отдельного 
человека – героя и страны, а переосмыслить 
значимость каждого отдельного события, 
его роли в развитии государства, пронести 
через сердце и душу и вовлечь в этот процесс 
маленького гражданина.  
 
Педагог организует предметно-развивающую 
среду с учетом данного проекта, ведет 
подборка художественной литературы, 
готовит презентации, посвященные памятным 
датам, разрабатывает конспекты игр-занятий 
и сценарии развлечений 
 
Какая притягательная сила заключена 
в том, что нас окружает в детстве? Почему 
даже уехав из родных мест на долгие годы, 
человек вспоминает их с теплом, а живя 
в городе, селе он постоянно, с гордостью 
рассказывает гостю о красоте и богатстве 
родного края? Думается, это - выражение 
глубокой привязанности и любви ко всему, 
что с ранних лет вошло в сердце как самое 
дорогое. Свою любовь к родным местам, 
представление о том, чем они знамениты, 
какова природа, каким трудом заняты люди 
- всё это в своей работе мы передаем детям, 
что чрезвычайно важно для воспитания 
нравственных и патриотических чувств. 
 
Чем мы можем гордиться так это своей историей. 
Мне хочется пробудить в детях чувство 
гордости за русских людей, давших миру 
великих полководцев и мыслителей, освободителей 
мира от фашизма и первопроходцев космоса. 
 
Нашим детям есть чем гордиться, они не 
должны расти Иванами не помнящими родства. 
Заключение 
Родина, Отечество… В корнях этих слов 
близкие каждому образы: мать и отец, родители, 
те, кто дает жизнь новому существу. Чувство 
любви к Родине сродни чувству любви к 
родному дому. Объединяет эти чувства 
единая основа – привязанность и чувство 
защищенности. Значит, если мы будем воспитывать 
у детей чувство привязанности, как таковое, 
и чувство привязанности к родному дому, 
то при соответствующей педагогической 
работе со временем оно дополнится чувством 
любви и привязанности к своей стране. 
 
На мой взгляд, суть патриотического воспитания 
состоит в том, чтобы посеять и взрастить 
в детской душе семена любви к родной природе, 
к родному дому и семье, к истории и культуре 
страны, созданной трудами родных и близких 
людей, тех, кого зовут соотечественниками. 
Список использованных 
источников 
1. Журнал "Дошкольное воспитание" 
N3, 1993; N4, 1993. 
 
2. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание 
учащихся: учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ, 
2004. - 83с. 
 
3. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание: 
Воспитание! - М.: Новая школа, 1996. 
 
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная 
педагогика: Учебник для студ. Сред. Проф. 
Учеб.заведений/. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский 
центр "Академия", 2006.  
 
5. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает 
доброе. – М.1973. 
 
6. Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др.-СПб.: 
Детство: Программа развития и воспитания 
детей в детском саду / Детство-Пресс, 2002. 
 
7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое 
воспитание в детском саду Линка – Пресс, 
М., 2003. 
 
8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего 
человека. - М.: Педагогика, 1989. 
Информация о работе Патриотическое воспитание в группе продлённого дня