Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:25, доклад
Долгое время термин «технология» оставался за пределами понятийного аппарата педагогики, относился к технократическому языку. Хотя его бук¬вальное значение («учение о мастерстве») не противоречит задачам педаго¬гики: описанию, объяснению, прогнозированию, проектированию педаго¬гических процессов.
 - представление 
о результативности 
 - определение 
эффективности использования в 
педагогическом процессе 
4) самоизучения, саморазвития:
 - познание 
себя, своих возможностей, создание 
условий саморазвития через 
5) развивающую (воспитательную):
- создание условий для развития личности, индивидуальности, воспитание различных свойств и качеств личности;
6) конструктивную:
 - повышение 
эффективности педагогического 
процесса, педагогического 
 Сущность 
педагогического 
Педагогическая диагностика представляется нам как сложное системное явление, в котором можно выделить ряд направлений:
Процедура педагогической диагностики предполагает следующую логику операций (действий):
6. ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Понятие рефлексии (от лат. обращение назад, отражение) рассматривается в философии, психологии, педагогике.
В педагогику понятие рефлексии особенно активно вошло лишь в последнее десятилетие. Хотя по сути своей педагогическая деятельность имеет рефлексивный характер, который проявляется в том, что, организуя деятельность учащихся, педагог стремится смотреть на себя и свои действия как бы глазами своих подопечных, учитывать их точку зрения, взгляды, представлять их внутренний мир, оценку ими своей деятельности; пытается «вчувствоваться» в воспитанника, понять его эмоциональное состояние. Строя свое взаимодействие с ребенком, педагог оценивает себя как участника этого взаимодействия, участника диалога, при этом создаются условия межсубъектных отношений участников педагогического процесса. В процессе педагогической рефлексии педагог идентифицирует себя со сложившейся педагогической ситуацией, с тем или иным содержанием педагогического взаимодействия, с воспитанником, со своим коллегой – другим педагогом, с различными моделями педагогической деятельности, различными педагогическими технологиями и т.д.
Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
Педагогическая рефлексия предполагает взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия, отображение педагогом внутреннего мира, состояния развития учащегося и наоборот.
 Рефлексия 
в педагогическом процессе – это 
процесс самоидентификации 
 Определению 
сущности педагогической рефлексии 
способствует рассмотрение ее структуры. 
Опираясь на представления о структуре 
педагогического процесса, педагогического 
взаимодействия, изложим свой взгляд 
на структуру рефлексии в 
Так как педагогический процесс предполагает обмен деятельностями педагога и учащихся, то рефлексия в педагогическом процессе будет включать следующие компоненты:
 - рефлексию 
педагогом деятельности 
 - рефлексию 
педагогом своей 
 - рефлексию 
педагогом педагогического 
 - рефлексию 
учащимся (воспитанником) своей 
- рефлексию учащимся деятельности педагога (учителя);
 - рефлексию 
учащимся педагогического 
Так как педагогический процесс организуется и осуществляется педагогом для создания условий развития учащихся, то и все компоненты рефлексии в педагогическом процессе обусловлены рефлексией воспитанника своей деятельности в педагогическом процессе. Именно этот компонент делает целесообразным рефлексию деятельности педагога, рефлексию взаимодействия.
 Определяя 
функции рефлексии в 
 Конечно 
же, рефлексия выполняет 
Среди других функций, присущих рефлексии в педагогическом процессе, назовем следующие:
- проектировочная – рефлексия предполагает моделирование, проектирование деятельности, взаимодействия участников педагогического процесса, целеобразование в деятельности;
- организаторская – рефлексия способствует организации наиболее продуктивной деятельности, взаимодействия педагога и учащихся;
- коммуникативная – рефлексия является важным условием общения педагога и воспитанника;
- смыслотворческая – рефлексия обусловливает формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
- мотивационная – рефлексия определяет направленность, характер, результативность деятельности, взаимодействия учителя и учащихся;
- коррекционная – рефлексия побуждает участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, взаимодействия.
Выделение этих и других функций, их реализация будут способствовать повышению развивающего потенциала рефлексии в педагогическом процессе, определять процедуру рефлексивной деятельности педагога и учащихся.
 Прежде 
всего, организуя рефлексивную деятельность 
студентов педвуза на занятиях дисциплин 
психолого-педагогического 
 Отметим, 
что процедура рефлексии 
На наш взгляд, процедура рефлексии в педагогическом процессе складывается из трех ведущих компонентов:
 Вначале 
субъект педагогического 
 - эмоционально-чувственной 
сфере (происходило ли 
 - сфере 
потребностей (пассивное или активное 
состояние; появилось ли 
 - мотивационной 
сфере (какие переживания 
 - сфере 
интересов (какие интересы 
 - сфере 
ценностных ориентаций (что явилось 
личностной ценностью; как 
- деятельностной сфере (какую деятельность это взаимодействие провоцирует; какую деятельность корректирует; от какой деятельности заставляет отказаться; насколько обогащает опыт деятельности и т.д.);
 - гностической 
сфере (что произошло со 
- сфере сознания (произошло ли осознание своей деятельности; осознает ли себя субъектом деятельности (взаимодействия); как изменилась «Я-концепция»; самооценка своей деятельности);
- сфере умений (какие умения приобрел или нет и др.).
 Вторым 
шагом в осуществлении 
 Заканчивается 
процедура рефлексии в 
 Критериями 
оценки при этом, на наш взгляд, являются 
компоненты состояния развития (т.е. 
эмоциональное состояние, состояние 
мотивов, деятельности и т.д.).  
 
14.Технология полного усвоения
Авторами технологии полного усвоения являются американские ученые Дж. Кэрролл и Б. Блум. Подробное описание этой технологии в отечественной литературе дано М. В. Клариным. Технология полного усвоения отличается от традиционной технологии (классно-урочной системы) по конечному результату. При классно-урочной системе, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, на выходе получаются неоднозначные результаты. Одни ученики лучше усваивают материал, другие — хуже, а некоторые вообще часть информации не усваивают, т. е. уровень овладения знаниями у учеников разный.
Технология полного усвоения задает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.