Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:50, реферат
Учебная деятельность — ведущая деятельность младшего школьника. Под ведущей деятельностью в советской детской психологии понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий).
— развитие понятий (в 3—5 лет слова — как ярлыки, заменяющие предметы или действия, к 6—7 годам слова обозначают существенные признаки предметов — конкретные понятия);
—
развитие мышления на дооперациональном уровне (Пиаже), постепенный переход к операционному уровню;
— интерес 
к половым органам, к рождению 
детей: а)-фаллическая стадия психосексуального 
развития (в 3—4 года); б) формирование и 
преодоление Эдипова комплекса (в 
5—6 лет), формирование внутренней совести, 
цензора, моральных суждений;  
— формирование целеустремленности, активности,
предприимчивости, самостоятельности либо в случае негативного
хода развития — пассивности, чувства
вины, склонности к подражению образцам;
— формирование 
готовности к школе.  
Критерии готовности ребенка к школе. Специалисты в области возрастной психологии считают, что о готовности ребенка к школе следует судить по таким характеристикам, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразованиями, возникшими в его игровой деятельности, но подготовившими переход к учебной.
      Л.С. 
Выготский характеризует 
      Исследования 
показали, что для школьников первого 
класса с низким уровнем произвольности 
характерен низкий уровень игровой деятельности. 
После проведения с ними специальных игр 
уровень их игровой деятельности заметно 
повысился. Благодаря этому произошли 
положительные изменения и в их произвольном 
поведении'. 
Данное новообразование является центральным при диагностике готовности ребенка к школе.
Для диагностики уровня сформированности произвольности можно использовать методику Д.Б. Эльконина, которая известна под названием «графический диктант».
Суть 
этой методики в следующем. Детям 
дается лист бумаги в клеточку. Указывается 
точка отсчета. Учитель показывает ее 
на доске, где работает с одним из учеников 
(на доске имеется увеличенная копия листка). 
После этого идет «диктант»: куда должен 
двигаться ребенок от указанной точки 
отсчета. Например, учитель говорит: «Вверх 
на клеточку; на две клеточки вправо, на 
одну влево и т.д.» Дети, следуя по маршруту, 
указанному учителем, создают какой-то 
узор. После этого предлагается работать 
самостоятельно. Всего выполняется три-четыре 
задания. Также под  руководством Д. 
Б. Эльконина был проведен интересный 
эксперимент. Перед ребенком куча спичек. 
Экспериментатор просит брать по одной 
и перекладывать их в другое место. Правила 
нарочно сделаны бессмысленными. Испытуемыми 
были дети 5, 6, 7 лет. Экспериментатор наблюдал 
за детьми через зеркало Гезелла. Дети, 
которые готовятся к школе, скрупулезно 
выполняют эту работу и могут сидеть за 
этим занятием час - Дети поменьше некоторое 
время продолжают перекладывать спички, 
а потом начинают что - то строить. Самые 
маленькие привносят в эти занятия свою 
собственную задачу. Когда происходит 
насыщение, входит экспериментатор и просит 
поработать еще: "Давай договоримся, 
вот эту кучку спичек сделаем и все". 
И более старший ребенок продолжал эту 
однотонную, бессмысленную работу, потому 
что он договорился со взрослым. Детям 
среднего дошкольного возраста экспериментатор 
говорил: "Я уйду, а Буратино останется". 
Поведение ребенка менялось: он посматривал 
на Буратино и делал все правильно. Если 
несколько раз осуществлять это действие 
с замещающим звеном, то и без Буратино 
дети подчиняются правилу. Этот эксперимент 
показал, что за выполнением правила лежит 
система отношений ребенка со взрослым 
человеком. Когда ребенок подчиняется 
правилу, он встречает взрослого с радостью. 
Итак, за 
выполнением правила, считал Д. Б. Эльконин, 
лежит система социальных отношений 
между ребенком и взрослым. Сначала 
правила выполняются в 
Кроме произвольности, готовность к школе включает еще несколько важных новообразований. Следует отметить, что разные авторы акцентируют внимание на разных из них. Так, Д.Б. Эльконин указывает еще два: уровень владения средствами, прежде всего - знаково-символическими, а также умение учитывать позицию другого человека.
Важность умения использовать в деятельности знаково-символические средства подчеркивается многими специалистами. Так, Н.Г. Салмина считает, что к моменту поступления ребенка в школу у него должен быть сформирован такой вид знаково-символической деятельности, как замещение (употребление заместителей, которые выполняют ту же функцию, что и замещаемый предмет. Так, в игре ребенок замещает лошадку палочкой и скачет на ней верхом).
Кодирование - второй вид знаково-символической деятельности. Суть его в умении отобразить явление, событие в определенном алфавите, по определенным правилам.
Схематизация и, наконец, моделирование.
Ряд авторов включают в готовность определенный уровень общения ребенка (М.И. Лисина, Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова).
Безусловно, это важный показатель готовности ребенка к школе. Именно в общении формируется у ребенка умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы. М.И. Лисина считает, что показателем готовности является уровень сформированности у ребенка внеситуативно-личностного общения. Этот вид общения характеризуется стремлением ребенка к сопереживанию и взаимопониманию.
      Наконец, 
Е.Е. Кравцова считает, что воображение 
является центральным психологическим 
новообразованием, обеспечивающим готовность 
к школьному обучению'. 
      Очевидно, 
что все названные 
Моделирование занимает важное место в учебной деятельности младшего школьника. Это необходимый компонент умения учиться. Выделяется несколько видов учебного моделирования. Л.И. Айдарова разработала несколько видов моделей, которые успешно используются при изучении русского языка: 1) модели конкретных явлений в виде драматизации (представление в роли), используемых в качестве моделей сообщения; 2) схематическое изображение слова, отражающее в нем характерные признаки определенной грамматической категории, и др.
Моделирование широко используется при решении математических задач. Например, Л.М. Фридман пишет, что текстовая задача - это «словесная модель заданной ситуации», а процесс решения задачи - это процесс преобразования модели. Главное состоит в том, чтобы уметь переходить от словесной к тематической модели. При этом ученик должен уметь построить ряд вспомогательных моделей - схемы, таблицы и т.п.
Решение задачи идет как переход от одной модели к другой: от текстовой модели к вспомогательным (таблицы, схемы); от них - к математическим, на которых и происходит решение задачи. Отсюда логично следует вывод о необходимости учета степени готовности детей к использованию моделей. Исследования показали, что приемы моделирования доступны уже дошкольникам. Л.А. Венгер и его сотрудники установили, что дошкольники успешно работают с тремя видами моделей: а) отражающими структуру отдельного объекта; б) отражающими структуру класса объектов; в) условно-символическими, отображающими не наглядные отношения.
Аналогично без определенного уровня развития общения ученик не сможет выделить и принять учебную задачу, включиться в совместную деятельность и осознать в ней свою позицию и позицию партнера, и т.д.
Заканчивая рассмотрение готовности ребенка к школе, мы видим, что однозначного решения о слагающих ее компонентах пока нет. Но все ведущие специалисты считают, что ориентироваться надо на новообразования, на то, что составляет завтрашний день развития, а не на то, что уже сложилось у ребенка, что он может делать самостоятельно.
      «Педагогика 
- писал Л.С. Выготский, - должна ориентироваться 
не на вчерашний, а на завтрашний день 
детского развития. Только тогда она сумеет 
вызвать в процессе обучения к жизни те 
процессы развития, которые сейчас лежат 
в зоне ближайшего развития»'. 
 
Так, мы видели, что у детей этого возраста еще не развились ни произвольная память, ни произвольное внимание, но произвольность уже зародилась. И она, при выполнении ребенком с помощью учителя требований учебной деятельности, постепенно приведет к развитию и произвольной памяти, и произвольного внимания, и умения произвольно вести наблюдение.
      Деятельность 
учения, которая в качестве ведущей 
приходит на смену игровой, поведет 
развитие детей начальной школы 
дальше, позволит им овладеть всеми 
основными сторонами своей 
Психологические особенности младшего школьного возраста (6-11 лет)
— перестройка познавательных процессов — формирование произвольности, продуктивности и устойчивости — развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ на уровне КОНКРЕТНЫХ ПОНЯТИЙ — развитие саморегуляции поведения, воли;
— усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
— овладение навыками домашнего труда;
— расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе;
— игры 
развивающие занимают второе место 
после учебы — формирование самооценки 
на основе оценивания учителями и 
достигнутых результатов в 
— формируются уверенность в себе, компетентность либо в
случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей
формируются неверие в свои силы, чувство неполноценности,
фрустрированность, потеря интереса к учению,
«школьные неврозы».
действия по инструкции взрослого; 3) «Образец и правило» и
«Оценка критичности» — умение исправить свою ошибку на материале методики «Образец и правило»; 4) беседа о школе.
При любом обучении дети, заканчивающие начальную школу, существенно отличаются от поступивших в первый класс. Требования учебной деятельности неизбежно ведут учеников к формированию произвольности как характеристики всех их психических процессов. Произвольность формируется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика: слушает объяснения, решает задачи и т.д. Постепенно он научается делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы. Таким образом, учащиеся научаются управлять своим поведением (в той или иной степени), преодолевать трудности, двигаться к поставленной цели, искать лучшие пути ее достижения.
Информация о работе Педагогические методы формирования учебной деятельности младших школьников