Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:43, курсовая работа
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении, по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
Введение…………………………………………………………………..
     Глава1. Психологическая готовность детей 6 и 7 лет к школьному обучению………………………………………………………………………………
      1.1Характеристика психологической готовности детей к школьному обучению (параметры, критерии)…….......................................................................         
     1.2. Особенности психического развития детей 6 - 7лет …..........................
     1.3 Педагогические условия психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в дошкольном учреждении(программа, взаимодействие с родителями)………………………………………………………………………….
     Глава 2. Экспериментальная работа и её результаты……………………..
                        2.1. Методики исследования……………………………………
                        2.2.Анализ результатов………………………………………….
       Выводы по второй главе……………………………………………..……...
       Заключение…………………………………………………………………..
     Список  литературы…………………………………………………………..
     Приложение
             
Полученный по методике 
Для выявления особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки применена методика "Домик" (Н.И.Гуткиной). Результаты сравнения двух групп детей – 6-летних и 7-летних – представлены в таблицах 2-3(Приложение 2).
Можно сказать, что в группе детей 6 лет и в группе детей 7 лет есть дети, как с высоким, так и с низким уровнем развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики. В группе 6-ти летних детей оказалось больше детей с высоким уровнем, чем в группе детей 7-ми летних. Дети, которые имеют низкий уровень, испытывали наибольшие затруднения при срисовывании домика, отвлекались от работы, задавали вопросы, после окончания работы свой рисунок с образцом не сверяли.
Для более точного выявления умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки был применён "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йнрасска. Результаты сравнения двух групп детей – 6-летних и 7-летних – представлены в таблицах 4-5 (Приложение 3).
В группе детей 6 лет и в группе детей 7 лет есть дети, как с готовностью к школе выше средней, так и со средней и готовностью ниже нормы. Сравнивая результаты исследований, в группе детей 6 лет и в группе детей 7лет оказалось, поровну детей с готовностью к школе выше средней, также поровну с готовностью средней, кроме этого в двух группах присутствуют по одному ребёнку с готовностью ниже норы, то есть не готовых к школьному обучению.
              
Итак, наши данные показали, что 
к шести годам дети обладают 
теми психологическими 
Выводы по данной главе.
                
На основании полученных 
Делая такой вывод, можно судить о том, что на готовность детей влияют такие педагогические условия, как взаимодействие воспитателя дошкольного учреждения с родителями дошкольников. В группе, где воспитываются дети 6лет, воспитатель активно взаимодействует с родителями, и это взаимодействие взаимное. Воспитатель активно использует традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников. Родители постоянно интересуются успехами своих детей, неудачами, и адекватно принимают советы воспитателя в решении возникших проблем. В группе же 7-ми летних детей воспитатель не так активно взаимодействует с родителями, это зависит от личности самого воспитателя.
Ещё одно педагогическое условие, которое положительно влияет на подготовку детей к школе, это программа, которая реализуется в ДОУ. В старшей группе, где воспитываются 6-ти летние дети, впервые дети обучаются по экспериментальной программе «Предшкола нового поколения», которая рассчитана на два года. Детям очень нравится работать с воспитателем, программа насыщена разнообразными формами взаимодействия. Благодаря введению данной программы у воспитанников происходит расширение кругозора ребёнка, комплексное развитие устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение), содействие интеллектуальному развитию ребёнка, содействие появлению у детей ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации учения, формирование способности произвольного регулирования деятельности. У детей же 7-ми лет, данная программа не была введена.
         Делая 
вывод, можно сказать у детей 6-ти 
летних, более  высокий уровень развития 
внутренней позиции школьника, и они не 
уступают 7-ми летним детям по готовности 
к школьному обучению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
Проведенное нами исследование состояло из двух частей – теоретического анализа проблемы и эмпирического изучения школьной готовности 6-летних и 7-летних детей. В теоретической части работы мы рассмотрели основные подходы к исследованию готовности детей к школьному обучению и педагогические условия психологической готовности детей к обучению в школе. Особое внимание было уделено анализу теоретических представлений о психологической готовности к школе.
                 
Теоретический анализ позволил 
выделить представление о 
              
Один из выводов касается 
       Второй 
вывод выходит из первого причиной 
сформированности внутренней позиции 
школьника обуславливается влиянием 
педагогических условий, таких как благоприятное, 
активное взаимодействие воспитателя 
с детьми и влияние программы дошкольного 
обучения на развитие детей. 
 
 
 
 
 
Литература
1. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. – М.: Педагогика, 1986.- 176с.
2. Бабаева Т.И. У школьного порога. - М.: Просвещение, 1993.- 128с
3. Выготский Л.С. Психология. – М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2002. – 1008 с.
4. Истратова О.Н. Справочник по психолога начальной школы/ Эксакусто. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 442с.
5. Ильина М.Н. Подготовка к школе. С.-Пб.: Дельта, 1999. – 224 с.
6.. Каруле А.Я. Обучение шестилетних детей в школе: Из опыта работы подготовительных классов в школах Латвийской ССР. –М.: Педагогика, 1984.- 96с.
7. Кон И.С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Учеб. пособие для студ. пед. Вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 624 с.
8. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – С.-Пб.: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2003. – 512 с.
9. Коломинский Я.Л., Танько Е.А.Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1988-190с.
10. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
11. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников – Книгинев, 1983г.
12. Маклаков 
А.Г. Общая психология. – С.-Пб.: Питер, 2002. 
– 592 с. 
13.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:
Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
14. Мухина В.С. Психология дошкольника. –М: Просвещение. 1975г.-239с.
15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
16. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2002. – 256 с.
17. Обухова Л.Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы, - М: Тривола 1995-360 с.
18. Практическая психология образования: Учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной.– 4-е изд., перераб. и доп. М.: Питер, 2004. – 562 с.
19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога . –М.: 1996г.
20. Социально – психологическая адаптация первоклассников / Авт.-сост. Захарова О.Л. – Курган, 2005. – 42 с.
21.Хилько М.Е., Ткачёва М.С. Возрастная психология: Конспект лекций.- М.: Высшее образование, 2007.- 191с.
     22. 
Концептуальные основы и