Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:23, курсовая работа
На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. Права детей сегодня стали «модной» темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы че
Введение  
Глава 1. Проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста. 
1.1 Понятие «правовое  воспитание», его содержание и  особенности. 
1.2 Правовое воспитание  в условиях ДОУ. 
1.3 Особенности  формирования представлений о  правах человека у детей дошкольного возраста в процессе правового воспитания. 
1.4 Перспективное планирование занятий  по воспитанию   основ правовой культуры   у   дошкольников. 
Глава 2. Реализация правового воспитания в практике работы в ДОУ. 
 
Заключение  
Список литературы
Каждый ребенок 
должен знать свои права, обязанности, 
чтобы с легкостью ими 
В России проблема 
защиты детей стояла и стоит чрезвычайно 
остро. Экономический кризис, продолжающийся 
в стране пагубно влияет, прежде 
всего, на несовершеннолетних. Это видно 
из таких показателей, как увеличившегося 
числа бедных семей в стране; постоянным 
увеличением числа правонарушений и преступлений, 
совершаемых несовершеннолетними; ростом 
числа детей, оставшихся без родителей; 
ростом числа несовершеннолетних убегающих 
из дома и др. 
Работа по правовому 
воспитанию, прежде всего, своей целью 
ставит именно определение значимости 
правовых основ дошкольного образования. 
Думается, что достигнута эта цель может 
быть, если будет определено место отдельно 
взятых институтов “ права на образование” 
и “образовательное право” в современном 
российском обществе. Кроме этого задачей 
данной работы на пути к достижению ее 
цели также ставится поиск возможных вариантов 
решения актуальных проблем в данной области 
благодаря комплексному совершенствованию 
и норм о праве. На пути к достижению целей 
данной работы отчетливо видится еще одна 
задача, которая состоит в выявлении закономерностей 
основных проблем формирования нормативно-правовой 
компетентности педагогических кадров 
и правового воспитания дошкольников. 
Надо сказать, что в правовой литературе 
уже появились некоторые исследовательские 
работы, касающиеся правовых основ дошкольного 
образования. 
Интеграция всех 
линий воспитательного влияния 
на формирующуюся детскую личность 
оказалась как актуальной, так 
и достаточно сложной для коллектива, 
решить которую можно при организации 
активного диалога, общения (координации) 
и содержательного взаимодействия сотворческой 
деятельности (интеграции) всех участников 
воспитательно-образовательной деятельности 
ДОУ. 
Одним из важнейших 
условий развития общества является 
воспитание граждан правового, демократического 
государства, способных к социализации, 
уважающих права и свободы личности, обладающих 
высокой нравственностью, проявляющих 
национальную терпимость, уважительное 
отношение к языкам, традициям и культуре 
других народов. В настоящее время возрастает 
актуальность проблемы «Гражданско-правовых 
знаний взрослых и детей». Среди функций, 
которые выполняет ДОУ в системе народного 
образования, большое место должно занимать 
воспитание основ правового сознания 
с дошкольного возраста, формирование 
у детей элементарных представлений о 
своих правах и свободах, развития, уважения 
и терпимости к другим людям и их правах. 
Ребенком, по нормам 
международного права, признается человеческое 
существо от рождения до 18 лет. Права человека, 
как и права ребенка, начинаются с права 
на жизнь. Жизнь – это первое и главное, 
что дано человеку. Она уникальна, свята, 
неприкосновенна. 
Организуя работу 
по вопросам правового воспитания рекомендуется 
опираться на такие виды деятельности: 
игровая и художественно-продуктивная, 
организовать работу в 3-х направлениях: 
с воспитателями, с родителями, с детьми. 
Для решения 
поставленных задач по правовому 
воспитанию просьба рассматривать 
их в связи с теми программами, 
по которым работает ДОУ, потому что 
правовое воспитание включает в себя обучение 
и воспитание в их неразрывном единстве 
и представляет процесс овладения правилами 
и нормами общепринятых отношений между 
индивидом и обществом. 
При отборе материала 
по правовому воспитанию необходимо 
учитывать возрастные особенности дошкольников, 
в частности, их особую восприимчивость, 
желание и умение играть, что способствует 
эффективному познанию окружающего мира. 
Учитывать то, что ребенок руководствуется 
в отношении к действительности эмоциями 
и бессознательными стремлениями. Глубина 
и устойчивость впечатлений обеспечивается 
яркостью и чистотой эмоциональных реакций, 
получаемых ребенком. 
Следует помнить, 
что для предупреждения нарушения 
правил, ведущая роль принадлежит 
нравственному воспитанию, опережающему 
и сопровождающему правовое воспитание. 
Правовые нормы 
позволяют упорядочить 
Потенциал ребенка 
в области его 
Правовая культура 
не ограничивается лишь знаниями, оценками, 
установками, она шире, чем сфера 
сознания, так как включает в себя 
непосредственные действия человека, 
его поведение в различных, часто 
непредвиденных ситуациях. Она предполагает 
умение и готовность личности решить свои 
жизненные проблемы, жить среди людей, 
общаться с ними, ориентируясь на нормы 
права и не выходят за рамки закона. 
Создание правового 
пространства в ДОУ ставит следующие 
задачи: 
– С взрослыми: 
формирование гуманного отношения к ребенку; 
формирование правовой культуры; обеспечение 
защиты прав. 
– С детьми: создание 
условий для формирования у ребенка 
положительного самоощущения; способствовать 
развитию положительного отношения 
ребенка к окружающим людям; создание 
возможности для приобщения детей к ценностям 
сотрудничества с другими людьми; развитие 
коммуникативной компетентности ребенка; 
развитие социальных навыков; формирование 
правового сознания детей. 
Правовое воспитание 
дошкольников невозможно без формирования 
правовой компетентности педагогических 
кадров. Поэтому в нашем ДОУ используются 
разнообразные формы обучения правового 
сознания педагогов.  
Таким образом, 
правовое воспитание - это целенаправленное 
и систематическое влияние на 
сознание и поведение ребенка с целью 
формирования у него правовой воспитанности, 
то есть комплексного качества личности, 
которое характеризуется наличием и степенью 
сформированности у дошкольников глубоких 
и устойчивых правовых знаний и убеждений 
в правильном правовом поведении, реализация 
которого в практической деятельности 
отвечает требованиям общества. 
Процесс правового 
воспитания может осуществляться через 
формирование трех компонентов: информационно-познавательного, 
эмоционально-оценочного и поведенческо-
Критериями правового 
воспитания у ребенка дошкольного 
возраста являются: знания детей о 
своих правах и обязанностях, оценка 
собственного поведения и поведения 
других людей с точки зрения норм 
права, оперирование правовыми знаниями 
в собственном поведении и реализация 
правового поведения в различных видах 
деятельности, полнота знаний и потребность 
в получении новых знаний, умение адекватно 
оценить свои и чужие поступки с точки 
зрения норм права, умение оперировать 
знаниями по реализации собственного 
правового поведения, сформированность 
качеств самоконтроля, самооценки результатов 
деятельности, умение соблюдать запреты 
и исполнять обязанности) и уровни (высокий, 
средний, низкий) сформированности правовой 
воспитанности позволяют отследить динамику 
развития процесса правового воспитания 
детей старшего дошкольного возраста.  
“Временные (примерные) 
требования к содержанию и методам 
обучения и воспитания, реализуемые 
в ДОУ” ориентируют педагогов 
дошкольных образовательных учреждений 
на правовое воспитание дошкольников, 
предлагая знакомить детей с международными 
правовыми документами, регулирующими 
отношения между людьми. 
В ряде образовательных 
программ для дошкольных учреждений 
(“Детство”, “Истоки”, “Я – человек”, 
“Семицветик”, “Открой себя” и 
др.) заявлен гражданский аспект образования. 
В них поставлены отдельные задачи развития 
представлений детей о своей стране, знаменитых 
людях своего отечества, приобщения к 
историко-культурным ценностям своего 
народа. Однако проблема воспитания правовой 
культуры (ознакомление дошкольников 
с международными правовыми документами, 
с правами человека) в упомянутых программах 
не ставится. 
Базис правовой 
культуры детей дошкольного возраста 
– это система трех взаимосвязанных 
компонентов: нравственно-правовых представлений, 
нравственно-правовых суждений и ценностных 
ориентаций личности, адекватных представлениям 
и суждениям детей моделей нравственно-правового 
поведения в обществе сверстников и взрослых. 
Воспитание основ 
правовой культуры детей в ДОУ 
осуществляется в соответствии с рядом 
педагогических принципов: 
– гуманитарно-пропедевтическим,  
– содержательно-доминирующим, 
– деятельностного 
и интеграционного подходов,  
– включенности 
субъекта, 
– регионально-обусловленного 
содержания, 
– открытости.  
В содержании воспитания 
правовой культуры дошкольников выделены 
следующие линии: 
1. “Мои права 
и обязанности”; 
2. “Моя страна”; 
3. “Гражданин 
мира”. 
В процессе правового 
воспитания детей в ДОУ можно 
применять разнообразные 
Педагоги, разрабатывая 
содержание и методы формирования базиса 
правовой культуры дошкольника, предположили, 
что этот процесс будет эффективным при 
соблюдении следующих условий: 
– обеспечение 
открытого характера 
– обеспечение 
прав участников образовательного процесса 
на свободный выбор вида деятельности, 
ее времени и продолжительности; закрепление 
прав и обязанностей каждого члена коллектива, 
включая и детей, и взрослых; 
– организация 
предметно-пространственной среды 
в ДОУ, отвечающей принципам демократического 
общества (свободный доступ каждого члена 
детского коллектива к играм и игрушкам, 
владение личным имуществом в группе, 
экспонирование продуктов собственной 
деятельности и др.). 
 1.3 
Особенности формирования 
представлений о правах 
человека у детей старшего 
дошкольного возраста 
в процессе правового 
воспитания 
Изучение и 
анализ психолого-педагогической литературы 
показал, что уже с младшего дошкольного 
возраста дети начинают в своем поведении 
ориентироваться на принятые нравственные 
нормы, а в старшем дошкольном возрасте 
уже способны следовать им и, что особенно 
важно для формирования в последующем 
правового сознания, объяснять смысл нравственной 
нормы и значимость её выполнения. В старшем 
дошкольном возрасте возникает психологические 
предпосылки (Ж. Пиаже, С.Г. Якобсон и др.) 
для формирования различных этических 
представлений: о дружбе (А.В. Булатова, 
Т.А. Маркова), о милосердии (И.А. Княжева, 
Т.В. Черник), о чувстве долга и справедливости 
(Р.Н. Ибрагимова, А.М. Виноградова). 
Дети 6-7 лет вполне 
осознают и чувствуют несправедливость 
как по отношению к себе, так и по отношению 
к другим (любимым героям мультфильмов, 
к друзьям, родителям). Опираясь на такое 
проявление чувства справедливости, возможно 
рассчитывать на понимание ребёнком не 
только прав и обязанностей любого человека, 
но и своих. 
Авторами психологических 
исследований в области развития 
личности доказана ценность и значимость 
представлений о себе, своем «Я» 
и показана их роль в построении 
целостного «образа Я», в возникновении 
позитивной самооценки, в развитии способности 
к самосозиданию, потребности в этом (В.В. 
Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.В. 
Ольшанский, Н.И. Непомнящая и др.).