Школа диалога культур Библера

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 03:59, реферат

Описание работы

Родился 4 июля 1918 в Москве. Окончил Исторический факультет МГУ, аспирантуру Института философии АН СССР, участник Великой отечественной войны. В 1951 году защитил кандидатскую диссертацию. В связи с компанией борьбы с космополитизмом выслан в Сталинабад, где работал на кафедре философии Таджикского государственного университета. В 1959 возвратился в Москву. Работал на кафедре философии Московского горного института (1959-1963), в Институте истории естествознания и техники АН СССР (1963-1968), Институте всеобщей истории АН СССР (1968-1982), Институте педагогики и общей психологии АПН СССР (1982-1989), с 1992 - в Российском государственном гуманитарном университете.

Работа содержит 1 файл

ШДК Библера.docx

— 37.79 Кб (Скачать)

7-8 классы — культура Нового времени. Учебный цикл здесь начинается с культуры Возрождения, диалогов с культурами Античности и Средневековья, характерных для Нового времени. Именно здесь ведущей становится идея познающего разума, основанная на эксперименте, и идея «восходящего развития», характерная для нововременной мысли — но в постоянном диалоге с другими идеями. Каждая из этих культур (античная, средневековая, нововременная) осваивается не как определённый исторический этап, но как сторона современной культуры, как насущная здесь и теперь — в постоянном диалоге с другими культурами. Для этого, в частности, предусмотрены межвозрастные диалоги.

9-10 классы  посвящены культуре современности,  которая понимается как культура  диалога культур. Здесь сводятся  воедино знания и умения, загадки  и отгадки, наработанные в предыдущих  классах и учебных циклах. Внутренняя  противоречивость современных понятий  и современных образов культуры  сосредоточивается в форме парадоксов.

11 класс  выделяется Библером как педагогический в нацеленности на диалоги между классами по основным темам и проблемам диалога культур.

Соответственно  этому содержанию меняется и представление  об учебной деятельности.

Одним из основных способов организации учебной  деятельности является учебный диалог. Особенно велика его роль на начальных  этапах обучения. Учебный диалог включает в себя слово ребёнка, его высказывание своей мысли, своей точки зрения. Детские вопросы, догадки и гипотезы, домыслы и «заблуждения», самостоятельная постановка проблем втягиваются в урок-диалог. В том, как строятся высказывания, доказательства и опровержения в спорах, обсуждениях и т. д., обнаруживает себя логика, в какой мыслит ребёнок. Ученик не воспроизводит заданные ему понятия, а если и воспроизводит, то делает их предметом своего рассмотрения, согласия или несогласия, возражения-принятия. Возникает возможность разномыслия, разноречия. Задача учителя — выявить, явить себе, другим учащимся голос ученика, представить ему самому его собственное видение, понимание в сопряжении, в столкновении с другими видениями и пониманиями. Ученик таким образом не «усваивает» готовый учебный предмет, но и не просто выражает своё мнение, а, оказываясь в позиции столкновения мнений, гипотез, концепций, включается в диалог и делает его предметом своей внутренней речи.

Основные особенности  методик «ШДК»

А) Введение в ситуацию диалога

Одна из особенностей методики Школы  диалога культур заключается  в том, что происходит введение в  ситуацию диалога, побуждение к поиску открытого знания, а не принуждение  к усвоению закрытого. Это введение предлагает использовать следующие  элементы:

- диагностика готовности учащихся  к диалогическому общению и  обобщению базовых знаний, коммуникативного  опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения;

поиск опорных мотивов, то есть тех  волнующих ребят вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл  изучаемого материала;

переработка готового учебного материала  в систему проблемно-конфликтных  вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до вечных человеческих проблем;

продумывание различных вариантов  развития сюжетных линий диалога  и сюжетных линий урока;

проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных  ролей и условий их принятия учащимися;

гипотетическое выявление зон  импровизации, то есть таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее  предусмотреть поведение участников (погружение, мозговой штурм, десанты, игровые ситуации, диспуты, дискуссии  и т. п.).

Б) Понятие «точки удивления»

Другая особенность - использование  так называемых точек удивления  и загадок бытия. Под ними подразумеваются  те «узелки» в сознании ребенка, где  можно формировать основные опорные  элементы предметов школьного цикла. В этих «точках» происходит закрепление  исходных механизмов психологического и логического взаимопревращения  сознания в мышление, мышления - в  сознание.

«Точки удивления» можно  разделить на несколько групп:

- загадки слова (слово в его  самобытности, слово в разных  «речевых жанрах», слово как  момент предложения в жесткой  системе грамматических правил, в его слитности и неразделимости, слово и язык);

загадки числа (рождение идеи числа, математического  отношения к миру, сопряжение и  диалог процессов изменения, счета, степени);

загадки явлений природы (отдельное  самостоятельное явление и природная  целостность, бесконечная Вселенная  и частность, особенность, проявление и возможность, исток);

загадки момента истории (время  и вечность, актуализация памяти о  бывшем до меня и без меня, замыкание  на феномене культуры, «наследственность», генеалогия, история и ее памятники);

загадки Я-сознания (если семи-восьмилетний человек не станет странным для самого себя, не удивит сам себя словом, числом, явлениями природы и истории, своим собственным образом как обучающегося (в смысле обучающего себя), то идея Школы диалога культур по большому счету обречена на провал).

В) Игровые средоточения.

Среди особенностей методики выделяют также «игровые средоточия». Их основной смысл состоит в том, чтобы  подготовить школьника к роли субъекта учебной деятельности. Это  новая грань между сознанием  и мышлением, между игрой и  культурной деятельностью. Существуют следующие средоточия:

- физические игры (гимнастика, развитие  самостоятельных форм ритма, мелкой  моторики);

словесные игры (головоломки, основанные на поэтике литературы, законах логики);

создание художественного образа (на полотне, в глине, камне, в графике, в зачатках архитектурного видения);

элементы ручного труда, ремесла;

музыка;

театр.

Смысл педагогической деятельности определяется необходимостью «открытия» ученика, поиском  способа инициации его стремления к исследованию, обратного взаимодействия с взрослым. Ставя учебную проблему, преподаватель выслушивает все  варианты и переопределения, помогает проявить различные формы логики разных культур, выявить точку зрения и соотнести культурные концепции. Значение такой работы - в посредничестве.

В методике проведения самих уроков в «ШДК» тоже имеются свои новшества, направленные на указанные задачи.

 

История ШДК

В 1976 г. в Институте содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР В. С. Библер выступил с серией докладов под общим названием: «Ах, какой воспитанный, образованный, просвещенный, культурный человек!.. (Об историческом, личностном и педагогическом споре этих определений)».  В этих докладах Библер показал, что понятия просвещение, воспитание, образование, которые часто употребляются как синонимичные, находятся друг с другом в сложных, противоречивых, спорящих отношениях — вплоть до прямого антагонизма; что в основе каждого из них лежат особые установки на цель педагогического процесса — формирование, соответственно, человека воспитанного, просвещенного, образованного. Впервые была обоснована идея человека культуры как новая, по сравнению с идеей человека образованного, «регулятивная идея» школы, отличная от идеи человека образованного и отвечающая, по мысли Библера, идее современного диалогического или гуманитарного разума. Задача школы диалога культур — вводить ребёнка, ученика в культуру, формировать человека культуры (а не воспитанного, просвещенного, образованного человека). В человеке культуры не снимаются, но диалогически сопрягаются иные педагогические идеи (воспитания и пр.).

В это же примерно время, или чуть позже, в Харькове группа школьных учителей во главе с С. Ю. Кургановым начали проводить учебные диалоги в разных классах и на разном предметном материале. Пафос их работы был связан с попыткой выстроить такие уроки, на которых ученик не просто усваивал бы анонимную «культуру», упакованную в облегченные и приспособленные для его усвоения схемы и говорящую устами авторитетных (если не авторитарных) Учителя и Учебника, но развивал бы своё личностное, индивидуально-неповторимое мышление. Ученик и учитель в этих уроках выступали как (в определённом смысле) равноправные собеседники. Потребность в новом способе обучения рождалась из самой педагогической практики. Знакомство с книгой Библера «Мышление как творчество», а затем и с ним самим и другими его работами помогло педагогам увидеть обнаруженные ими закономерности как проявление всеобщей культурной ситуации XX века, понять логический смысл своей работы, увидеть, что диалогизм обучения связан не только с особенностями организации учебного процесса, но и с самим содержанием образования. В самом конце 1970-х годов коллектив харьковских педагогов под общим руководством В. С. Библера начал систематическую разработку и экспериментальное проведение уроков-диалогов в харьковских школах. Среди таких учебных диалогов уроки по природоведению в начальной школе («Парообразование», «Какую форму имеет Земля», «О живом и неживом»), по истории на занятиях с семиклассниками («Мог ли Спартак победить»), уроки по внеклассному чтению в 3-м классе, уроки, посвящённые античным мифам и т. д. Исследовательскую работу и экспериментальные уроки проводили на первом этапе С. Ю. Курганов, В. Ф. Литовский, И. М. Соломадин, В. А. Ямпольский, Г. В. Згурский и другие.

Концепция ШДК с самого начала складывалась в тесном сотрудничестве с педагогами-практиками. Многие идеи и практические наработки  первых учителей-диалогистов — С. Ю. Курганова и В. Ф. Литовского — оказались крайне важными для теоретической разработки концепции. Учителя отнюдь не просто реализовывали на практике теоретические идеи, но были настоящими соавторами концепции. Позже в работу включились и другие учителя из разных городов России и Украины. В середине 80-х годов возникло то, что позже было названо «диалогическим движением». В январе 1987 г., на Всесоюзной конференции учителей-диалогистов в институте Общей и педагогической психологии АПН был заслушан доклад В. С. Библера «Диалог культур и школа XXI века», в котором подробно был рассмотрен вопрос об исходных позициях ШДК, обоснованы и разработаны программа школы, основные этапы обучения. Подобные конференции и семинары проходили в институте до 1991 года, с 1991 по 1994 в РГГУ несколько раз в год в дни школьных каникул. На основе выработанных идей проводилась экспериментальная работа в целом ряде школ России и Украины. Назовем некоторые из них: 106 школа г. Красноярска (1-9 кл., учитель С.Ю Курганов), учебный центр «Диалог» г. Новосибирска (Троицкий Ю. Л.), школа «Зимородок» г. Новосибирска (1-6 кл., учителя Н. И. Кузнецова, В. И. Касаткина), 7 школа г. Чайковского (начальные классы, директор А. С. Куляпин), в одной из школ Харькова (В. Ф. Литовский и др.), Киева (А. Г. Волынец), московский культурологический лицей № 1310 (директор Т. Б. Михайлова) и др. В докладах на семинарах и конференциях, а также в своих работах учителя осмысливали свой опыт и опыт своих коллег с точки зрения проблем психологии и педагогики, равно как и теоретических проблем концепции ШДК.

Степень и характер ориентации педагогов  на идеи ШДК были различны. Некоторые  пытались выстроить на основе концепции  программу по всем предметам. Другие ограничивались разработкой отдельных  курсов, в основном так наз. «гуманитарного»  цикла. Многие на разном материале и  по-разному пытались выстроить «точки удивления». Полностью идеи ШДК практически  не были реализованы нигде. Однако многие педагоги строили свои программы  и проводят занятия, ориентируясь на эту концепцию и воплощая те или  иные её тезисы и принципы. В некоторых школах России и Украины эта работа продолжается и сейчас (харьковской гимназии «Очаг», (С. Ю. Курганов, В. Осетинский, Е. Г. Донская, И. М. Соломадин и др.) и в новосибирской школе «Умка» (Н. И. Кузнецова и В. Г. Касаткина).

На одном из этапов разработки ШДК  возникло новое направление работы. Наряду с продолжением теоретических  разработок и педагогических экспериментов  существенным оказалось создание так  называемой бумажной школы — целостных циклов воображаемых уроков-диалогов, ориентированных на различные классы и учебные предметы ШДК. Эти циклы, написанные в форме учебных пособий, предназначенных для учеников и учителей, позволяют осуществить идеи и наработки ШДК в целостном, максималистском виде, что пока по разным причинам не удается в реальном педагогическом эксперименте. Подробно значимость такой бумажной школы В. С. Библер обосновал в предисловии к первой из таких книг — «Загадки числа» И. Е. Берлянд,  который предназначен для 1-2 классов (классов точек удивления) . Помимо этого, для 3-4 классов разработан цикл уроков по античной культуре, для 1-2 класса — «Загадки слова». В настоящее время теоретические исследования по проблеме ШДК проводятся исследовательской группой Диалог культур (Москва, РГГУ), группой Диалог культур XXI (Киев), харьковской гимназии Очаг. Большой семинар по теории и практике Школы диалога культур проводился в 2005—2010 гг. в Киеве.

 


Информация о работе Школа диалога культур Библера