Школа Людвига Гурлитта

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:54, доклад

Описание работы

Ещё одно течение в западноевропейской педагогике начала ХХ века связано с именами, так называемых, педагогов-индивидуалистов-эстетов (Г. Гансберг, Г. Гаудиг, Л. Гурлитт, Э. Линде, Г. Шаррельман и др.), которые, опираясь на идеи философии жизни В. Дильтея и экзистенциализма, смотрели на педагогику как на свободное художественное творчество, искали и культивировали в ребёнке индивидуальное, неповторимое, гениальное, уделяя первостепенное внимание творческому саморазвитию личности.

Работа содержит 1 файл

Людвиг Гурлитт.doc

— 38.50 Кб (Скачать)

РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (г. Ялта)

ЕВПАТОРИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И  ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

по дисциплине: История  педагогики

на тему: «Школа Людвига Гурлитта».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евпатория, 2012

 

Ещё одно течение в  западноевропейской педагогике начала ХХ века связано с именами, так называемых, педагогов-индивидуалистов-эстетов (Г. Гансберг, Г. Гаудиг, Л. Гурлитт, Э. Линде, Г. Шаррельман и др.), которые, опираясь на идеи философии жизни В. Дильтея и экзистенциализма, смотрели на педагогику как на свободное художественное творчество, искали и культивировали в ребёнке индивидуальное, неповторимое, гениальное, уделяя первостепенное внимание творческому саморазвитию личности.

Данный подход нашёл характерное  отражение во взглядах немецкого педагога Людвига Гурлитта (31 мая 1855 - 12 июля 1931). Его воззрения на проблемы обучения и воспитания формировались под влиянием философских трудов В. Дильтея, а также психолого-педагогических работ Б. Отто и Р. Панвица. Будоража общественное мнение резкой критикой современной ему официальной школы Германии в своих книгах «Немец и его отечество» 1902 год, и «Немец и его школа» 1905 год, он нарисовал яркую картину положения учащихся, вынужденных заниматься по 12 часов в день, заучивая много ненужного материала и видя единственную цель занятий только в сдаче экзаменов. Справедливо осуждая казарменный режим школы, подавление личности ребёнка, игнорирование воспитательно-образовательного значения творческой самодеятельности детей, Л. Гурлитт пришёл вообще к отрицанию необходимости систематических учебных занятий, по крайней мере, в народной школе.

Согласно Л. Гурлитту, образование  не должно преследовать рационалистических и практических целей, а призвано выявлять и направлять пробуждающуюся творческую силу и активность каждого растущего человека, помогая ему развиваться индивидуально по тому закону, который родился вместе с ним. А потому цель учебно-воспитательной деятельности, по его мнению, состоит в развитии всех добрых склонностей и сил, которые дарованы ребёнку природой. Роль же педагога при этом сводится к тому, чтобы наблюдать и помогать здоровому росту тех стремлений, которые у него проявляются, исходя из ситуации текущего момента, а не следуя научным теориям, инструкциям, программам и заранее написанным планам.

Л. Гурлитт решительно осуждал «насильственное  питание» детского мозга ненужными  и даже совершенно лишними теоретическими знаниями, требуя для них «здоровой  умственной диеты». Отрицая необходимость  систематических учебных занятий, он предлагал заменить их разнообразными свободными видами деятельности (игры, творческий труд, спорт, экскурсии, прогулки, беседы на интересные детям темы и др.), в ходе которых наилучшим образом проявляется и реализуется креативный потенциал растущего человека, развиваются его духовные силы. Особое значение в этом деле он придавал игре, утверждая, что именно в ней дети наиболее полно самовыражаются, душой и телом отдаются свободному полёту фантазии и художественно творят, так как стремление к самостоятельному творчеству в них очень сильно, начиная с самого раннего возраста.

По словам Л. Гурлитта, в первые годы преподавательской деятельности он старался подчинить себя и свои мысли о воспитании господствующему механизму учебного заведения и, в конце-концов, пришёл к выводу, что должен пожертвовать или собой, или своим местом в школе, остановившись в итоге на первом.

Тем не менее, ему в определённой степени удалось самому реализовать  на практике изложенные выше педагогические идеи. Это нашло конкретное выражение в его «наглядном методе», который он использовал на занятиях в гимназии, а также (и главным образом) в воспитании собственных (троих) детей.

«Моё домашнее воспитание, - писал  Л. Гурлитт, - есть протест против духа и содержания нашей школьной жизни. Чем более школа повышала свои требования, тем более уменьшал я свои, и этим как будто восстанавливал равновесие». Цель же такого воспитания он сформулировал так: «Я хочу, чтобы мои дети много видели и пережили для того, чтобы они могли сложить своё собственное миросозерцание, а не заимствовали его готовым из чужих слов. Я хочу дать их уму материал для постройки своего духовного мира. Я хочу, чтобы этот духовный мир был результатом их собственной работы, чтобы они вложили в его создание все свои силы и чувства. Я хочу защитить их от книжного знания, от отвлеченных речей, от пустых слов… Я хочу, чтобы мои дети радовались своему детству от всего сердца и считали бы эту радость своим человеческим правом». По собственным оценкам Л. Гурлитта, его домашний педагогический эксперимент прошёл вполне успешно.

Идеи и опыт Л. Гурлитта и других индивидуалистов-эстетов получили широкое распространение и дальнейшее развитие в теории и практике «свободного воспитания», экзистенциальной педагогике и, в какой-то степени, во всех остальных гуманистических образовательных моделях.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Библиотека по педагогике. Людвиг Гурлитт / [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s00/e0000612/index.shtml
  2. Иванов Е.В. История и методология педагогики и образования: Учебное пособие для магистратуры по направлению «Педагогика». - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2011. - 167 с.
  3. Педагогический словарь. Людвиг Гурлитт / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pedagogdictionary.info/Педагогический_словарь/448/Гурлитт_Gurlitt_Людвиг

Информация о работе Школа Людвига Гурлитта