Школьная система специального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 10:33, контрольная работа

Описание работы

Одно из ведущих мест в государственной политике и модернизации общества занимает образование. Образование играет огромную роль в жизни любого общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Школьная система специального образования………………………....4

2. Характеристика специальных (коррекционных) школ………………..10

2.1 Особенности урока в специальной школе……………………………14

Заключение……………………………………………………………………….15

Библиографический список……………………………………………………..16

Приложение………………………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

на печать Школьная система специального образования.docx

— 40.24 Кб (Скачать)

    Обучение  в специальной образовательной  коррекционной школе или школе-интернате, где имеются классы для здоровых детей.

    Чем раньше начинается организация и  проведение коррекционной работы, тем  успешнее осуществляется преодоление  дефекта и его последствий. С  учетом онтогенетических особенностей детей со специальными образовательными потребностями выделяют ряд принципов  коррекционной учебно - воспитательной работы.

    Эта работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования. Она является основой процесса социализации аномальных детей. Коррекционной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у детей общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков. Система коррекционной учебно-воспитательной работы строится на активном использовании сохранных возможностей нетипичного ребенка, «пудов здоровья», а не «золотников болезни», по образному выражению Л.С.Выготского [5, с.38-40].

    I вид специальных школ: для глухих детей. Здесь образовательный процесс организован следующим образом: начальное общее образование осуществляется в течение 5–6 лет (6–7 лет, если есть подготовительный класс); полное среднее общее образование – 2 года, но осуществляется как вечерняя школа. В 1 класс принимаются дети с 7 лет, количество не более 6 человек, в класс со сложной структурой – не более 5 человек. Учебная деятельность направлена на формирование и развитие устной и письменной речи, общения, умения воспринимать и понимать речь окружающих на слухозрительной основе, умения использовать остатки слуха для восприятия речи на слух и умозрительно с использованием звукоусилительной аппаратуры.

    II вид специальных школ: для слабослышащих, имеющих частичную потерю слуха и различное недоразвитие речи, поздно оглохших, оглохших в раннем школьном возрасте и сохранивших самостоятельную речь. В таких школах существует два отделения: для детей с легким недоразвитием речи и с глубоким недоразвитием речи. Из 1 отделения в другое переходят с согласия родителей и ПМПК. Принимают с 7 лет, если посещали детский сад – то в подготовительный класс. Наполняемость классов: 1 отделение – до 10 человек, 2 отделение – до 7 человек. Образование осуществляется в 3 ступени: начальное общее образование (4–5 лет; 5–6 лет или 6–7 лет), основное общее (6 лет в 1 и во 2 отделении) и среднее общее образование (2 года обучения и в первом, и во втором отделении). Используется звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, индивидуальные слуховые аппараты и фонетическая ритмика.

    III и IV вид специальных школ (III – незрячие, IV – слабовидящие и поздно ослепшие). Сюда принимаются незрячие дети и имеющие остаточное зрение 0,04 диоптрия и ниже, и более высокой остротой зрения – до 0,08 при наличии сложных сочетаний нарушения зрительных функций с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. В первый класс принимаются дети 6–7 и 8–9 лет. Наполняемость первых классов – до 8 человек. Общий срок обучения – 12 лет (общее полное среднее образование).

    Школы IV вида – для слабовидящих детей с остротой зрения от 0,05 до 0,4 диоптрий на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При обучении учитываются зрительные функции: поле зрения, острота зрения вблизи, форма и течение патологии и т. д.

    V вид специальных школ: для детей с нарушениями речи. Здесь могут быть 1 или 2 отделения, в которые принимаются дети: 1 отделение: с алалией, афазией, дизартрией, ринолалией, заиканием; 2 отделение: с тяжелой формой заикания при нормально развитой речи. В 1 класс принимаются дети с 7–9 лет. Подготовительные классы с 6–7 лет. Обучение 10–11 лет. Специальный речевой режим.

    VI вид специальных школ: для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – ДЦП, врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата. Здесь образование имеет 3 ступени: 1 – начальное общее (4–5 лет); 2 – основное общее (6 лет); 3 – среднее (2 года). 1 класс – с 7 лет. Подготовительный класс – с 6 лет. Количество – не более 10 человек. Комплексная коррекционная работа – двигательная сфера, речь и познавательная деятельность.

    VII вид специальных школ: для детей с стойкими затруднениями в обучении, имеющих ЗПР. Здесь образование включает 2 ступени: 1 – начальное общее (3–5 лет); 2 – основное общее (5 лет). Варианты: а) принимаются только в подготовительный 1–2 класс; б) если ребенок учился в обычной школе с 7 лет, то принимают во 2 класс, а если с 6 лет – в 1 класс. Количество – не более 12 человек. Проводится диагностическое обучение.

    VIII вид специальных школ. Ребенок может быть принят в первый или подготовительный класс в возрасте 7–8 лет. Количество учеников в подготовительном классе не более 6–8 человек, в остальных – не более 12 человек. Могут создаваться классы для детей с глубокой УО (не более 5–6 человек). Дети принимаются в возрасте до 12 лет и обучаются до 18 лет. Комплектование таких классов проводится по трем уровням: 1) 6–9 лет; 2) 9-12 лет; 3) 13–18 лет.Не принимаются дети с психопатоподобным поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Легкая степень УО. Сроки обучения 8 лет; 9 лет; 9 лет и программа профессиональной подготовки; 10 лет и профессиональная подготовка; 10 лет, если учитывается подготовительный класс[4, c.37].

    2.1 Особенности урока в специальной школе 
 

    1. В основном строится по смешанному или комбинирующему типу, т.к.:

  • дети не могут воспринимать новый материал большими порциями;
  • усвоению нового материала должна предшествовать пропедевтическая работа;
  • требует незамедлительного закрепления в практической деятельности;
  • на всех этапах работы необходим контроль усвоения материала.

    В старших и средних классах  уроки приобретают классические черты.

    2. Широко используются групповые формы работы: дифференцированно-групповые или бригадные задания (по желанию). Возможна работа парами.

    Такая работа позволяет осуществлять взаимообучение детей, развивает самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи.

    3. Индивидуализированная форма работы на уроке применяется в отношении тех учащихся, которые значительно отличаются по своим познавательным возможностям, темпам и объему познавательной деятельности от остальных детей [4, c.50]. 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 
 

    Существует  модель современного образовательного учреждения для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями  в развитии. Десятилетний опыт работы такого образовательного учреждения (Псковский  лечебно-педагогический центр) показал  возможность и необходимость  включения в образовательное  пространство детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями  развития.

    Существуют  и другие варианты специальных образовательных  учреждений, создаваемых сегодня  энтузиастами специальной педагогики сообразно возможностям местных  социокультурных условий, национальных и региональных особенностей[3, c.58]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Библиографический список 
 

    
  1. Липа, В.А. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. - Донецк: Лебіь, 2002. - 327 с.
  2. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития.//Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО./ Н.Н. Малофеев - ВЫПУСК -2000-№1.-c.18-25
  3. Назарова, Н.М. Основной учебник по специальной педагогике/ Н.М. Назарова. – М., 2000.
  4. Пузанова, Б.П. Специальная педагогика / Б.П. Пузанова. — СПб.: Питер, 2005. - С. 267
  5. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии./ Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова— СПб.: Питер, 2006. — С. 304
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение  №1 
 

    Таблица 1. Система учреждений, оказывающих  специализированную помощь детям и  подросткам о ограниченными возможностями здоровья 

Министерство  образования Министерство  здравоохранения Министерство  труда и социального развития Общественные  организации
Специальные детские сады и ясли Дома ребенка Дома-интернаты  для инвалидов Всероссийское общество инвалидов (детей-инвалидов) (ВОИ)
Специальные (коррекционные) школы Детские поликлиники Центры коррекции  и реабилитации Всероссийское общество глухих  
(ВОГ)
Специальные (коррекционные) школы-интернаты Отделения детских  больниц Психоневрологические  дома-интернаты Всероссийское общество слепых (ВОС)
Специальные детские дома Детские санатории Психолого-педаго-гические и медико-социальные центры Ассоциации  родителей детей-инвалидов
Специальные группы в детских садах Центры патологии  речи Центры социальной помощи Благотворитель-ные общества
Специализирован-

ные классы в общеобразователь-ных школах

Сурдологичес-кие центры    
Логопедические  пункты в общеобразователь-ных школах Диагностичес-кие центры    
Специальные закрытые образовательные учреждения      
ПМПК      
Межведомственные  ПМПК      


Информация о работе Школьная система специального образования