Шпараглка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содежрит ответы на вопрсоы по дисциплине "Педагогика"

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 133.58 Кб (Скачать)

 

 

 

 

11.Пед. концепция  Дж.Локка «Воспитание джентльмена». Джон Локк 1632-1704, англ. философ и просветитель. Решительно выступив против врождённых качеств, дающих чел привилегированное положение, считал, что ребёнок рождается с душой чистой, как доска. Теорией «табула раза» он пытался доказать, что решающее значение в развитии чел имеет воспитание. Но для каждой социальной категории должна быть создана своя система воспитания. Так, для детей народа он предлагал открывать рабочие школы, где учат только религии, ремеслу и в которых дети трудом окупают стоимость своего содержания. Что касается детей аристократии, то для них Локк разработал концепцию воспитания джентльмена, воспитания новой породы людей., наилучшим образом приспособленных к обществу. В своём главном пед труде «Мысли о воспитании» 1693 Локк провозгласил целью воспитания формирование джентльмена-дельца, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно. Джентльмена он представлял чел деятельным, физ крепким и закаленным, умеющим владеть собой. Обладающим ясной мыслью и жизненно необходимыми знаниями. Т.о., воспитание джентльмена – это формирование характера. Он должен получить всестороннее воспитание: физ, нравственное, умственное, трудовое, религиозное. И лучшей средой для этого он считал домашнее воспитание, которое проходит под влиянием подготовленного воспитателя. «Здоровый дух в здоровом теле!» - этим изречением Ювенала начинает Локк свою книгу. Длительное пребывание на свежем воздухе, достаточный, но не чрезмерный сон, простая и умеренная пища, закаливание – вот главные его советы, оказавшие известное влияние на педагогику 18в. Нравственное воспитание – главная и наиболее разработанная часть системы воспитания джентльмена – это прежде всего воспитание твёрдого характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Основой воспитания твёрдого характера Локк считал привычки, которые создаются и укрепляются с помощью упражнений. При этом он особо подчёркивал значение примера старших, убеждения, поощрения, порицания, глубокого изучения природы ребёнка и индивидуального подхода к нему. Образование он ставил на второй план, считая формирование характера и благоразумия более важной задачей. Программу образования джентльмена строил на новых для того времени основаниях: образование должно сообщать воспитанникам реальные, практически полезные знания: арифметика и геометрия, география и астрономия, история и хронология, этика и право, законоведение, логика и риторика, т.е. он отдавал приоритет реальному образованию, более отвечающему, как он полагал, потребностям времени, нежели классическая система. Главную задачу обучения Локк видел в выработке умения самостоятельно мыслить. При этом замечал, что дети должны учиться радостно, необходим учёт интересов и любознательности воспитанников. Юный джентльмен, считал Локк. Должен обучаться танцам, фехтованию, верховой езде и, вместе с тем, ремёслам, бухгалтерии. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, предупреждает праздность, знание ремёсел делает чел независимым. Идеи Локка оказали определённое влияние на дальнейшее реформирование как классической, так и реальной систем образования.

 

12.Движение Просвещения  во Фр. Д.Дидро и К.А.Гельвеций о воспитании. В нач школах по-прежнему обучали детей катехизису, молитвам, грамоте. Господствовали суровые наказания: покаяние, применялись ферула (кож. жгут, которым били по лев руке.), розги. Находились они под строгим контролем церкви. Ср. образование давалось по преимуществу в иезуитских коллегиях, на артистических факультетах университетов и сводилось к обучению латыни. Буржуазия отдавала своих детей в частные пансионы, где на равных правах преподавались мат, естественные науки, новые иностр.яз., а также прикладные предметы. Для углубленного изучения технических дисциплин гос. в 18в создавались инженерные, горные школы, в которых изучение теоретических основ профессии сочеталось с летней практикой на стройках и в горных выработках. Дени Дидро 1713-1784, создатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» 1751-1780, горячий поборник просвещения, в отличие от представителей правого крыла фр. просветителей пропагандировал идею народного просвещения. Свои мысли об организации школы он выразил в «Плане университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства», составленного в 1775г по просьбе Екатерины 2, и в целом ряде заметок по ? образования, написанных во время пребывания в Петербурге. Дидро высказывался за всеобщее бесплатное нач обучение, выступал против сословных ограничений при приёме в ср и высш уч заведения, резко критиковал засилие классицизма и вербализма, уделял особое внимание точным и естественным наукам в содержании образования, тем самым поддерживал реальное направление в образовании, требовал исключения религии из школьного обучения. Клод Адриан Гельвеций 1715-1771 считал средством создания всеобщего счастья изменение законов и улучшение воспитания. Проблемы воспитания достаточно полно рассмотрены в его работах «Об уме» 1758, «О  человеке, его умственных способностях и его воспитании» 1773. Он обличал церковь и выдвигал идею светской школы. Цель воспитания – формирование здравомыслящих граждан, патриотов. Дебатировавшийся в ту эпоху ? о том, что предпочесть – общественное или семейное воспитание. Гельвеций решал в пользу общественного, ибо только оно может создать патриотов. Существующее неравенство умов он пытался объяснить различием условий формирования людей. Различиями воспитания. Французские просветители стремились к осуществлению своих идей через развитие науки и искусства, и только Ж.Ж.Руссо подошёл к рассмотрению этих проблем

 

13. Теория свободного  воспитания Ж.Ж.Руссо «Эмиль или  о воспитании» Жан Жак Руссо 1712-1778, выходец из семьи ремесленника, не получивший систематического образования, но достигший многого путём самообразования: он был политиком и писателем, социологом и философом, музыковедом и композитором, психологом и педагогом. В мировую педагогику он вошёл как создатель теории естественного (свободного) воспитания. Он был сторонником верности природе, «естественности». Основу его мировоззрения составили естественные право, религия, воспитание. Его произведения «О причине неравенства между людьми» 1777, «Общественный договор» 1760, «Эмиль, или О воспитании» 1762 и др. глубоко волновали умы предреволюционного буржуазного общества, были «Евангелием» революционной якобинской Франции. Феодальному воспитанию, смотревшему на ребёнка лишь как на материал для «выработки» из него духовного лица, военного, придворного, дипломата, Руссо противопоставил свою систему воспитания, основой которой были идеализация природы ребёнка, внимание к его Л, учёт возрастных особенностей, трудовой характер воспитания, развитие самодеятельности и активности воспитанника. Свои взгляды на воспитание он отразил в Книге «Эмиль, или О воспитании», в которой показал, что путём правильно поставленного воспитания можно переустроить мир. Это переоценка значения воспитания была свойственна всем просветителям. Власть и богатство создали неравенство, чел потерял свободу и стал испорченным. Испорченное общество, в свою очередь, неизбежно способствует созданию испорченных людей. Отсюда вывод: ребёнка (Эмиля) следует воспитывать вне испорченного феодального общества в соответствии с природой (природосообразно) в условиях естественной жизни. Нужно ли воспитывать детей простого народа? Нет! Воспитывать следует тех, кто не прибывает в «естественных условиях». Нужно перевоспитывать помещиков, аристократов, их детей, поэтому идеал своего воспитания Руссо рисует на примере Эмиля, происходящего из знатной семьи. Он делит жизнь своего воспитанника на 4 периода: от рождения до 2лет, когда следует обращать особое внимание на физ воспитание; от 2-12 лет – «сон разума» , когда главным образом нужно развивать «высшие чувства», так называемую сенсорную культуру; 12-15 – широко развертывается умственное и трудовое воспитание; 15-18 – «период бурь и страстей», когда осуществляется, по преимуществу, нравственное воспитание. Такое распределение по возрастам формально и ненаучно, но он было нужно Руссо для построения своей теории естественного воспитания. В первой периоде он рекомендует главное внимание обратить на физ развитие ребёнка, на ознакомление ребёнка с окружающими предметами. Во 2 периоде не следует заставлять ребёнка рассуждать, не нужно читать ребёнку наставлений. заставлять его заучивать сказки и рассказы, поскольку в этом возрасте ребёнок ещё не способен рассуждать. В этот период необходимо всячески развивать его внешние чувства, и автор даёт ряд указаний: пусть ребёнок всё сам измеряет, взвешивает, считает, сравнивает, когда он почувствует в этам нужду. Единственная книга, которую он рекомендует прочитать в этот период, является роман Д.Дефо «Робинзон Крузо», который учит чел делать всё самостоятельно. К 12 годам Эмиль крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться, знает окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне подготовлен к умственному и трудовому воспитанию. В этом возрасте подросток не обладает в достаточной мере нравственными понятиями, не может правильно понять взаимоотношения людей, а потому он должен изучать то, что связано с окружающим миром и природой. Критерием при выборе предметов для изучения должен быть интерес. При этом Руссо игнорирует систематические знания. Поскольку свободным может быть лишь тот чел, который сам трудится, автор считает необходимым вооружить Эмиля разными видами ремесленного и сельскохозяйственного труда. На 16 году жизни Руссо возвращает Эмиля в общество. Наступает период нравственного воспитания, а его можно получить только в обществе. Развращённый город не страшен Эмилю, он достаточно закалён от городских соблазнов и пороков. Руссо выдвигает 3 задачи: воспитание добрых чувств, суждений и воли. До 17-18 лет юноше не следует говорить о религии. Но Руссо – деист и убеждён, что Эмиль думает о первопричине всего существующего и самостоятельно приходит к познанию божественного начала. Для девочек Руссо воспитание ограничивал физ., эстетическим и религиозным, считал, что никаких серьёзных умственных занятий им не нужно. Многие  идеи Руссо позднее были апробированы выдающимся русским писателем и педагогом Л.Н.Толстым в Яснополянской школе, в концепциях нового воспитания, системе М.Монтессори и школах С.Френе. В нач.20в в Женеве был открыт институт имени Ж.Ж.Руссо, в котором работали известные психологи и педагоги, в частности Ж.Пиаже.

 

14. Пед. деятельность И.Г.Песталоцци. Теория элементарного образования. Иоганн Генрих Песталоцци 1746-1827 известен как один из великих и благородных подвижников воспитания униженных и оскорблённых. За ним справедливо закрепилась слава «народного проповедника», «отца сирот», создателя подлинно народной школы. Он был не только   организатором, практиком образования (руководил 2 сиротскими приютами), не только крупным теоретиком педагогики, автором теории элементарного образования, применявшейся в 19в в нач школе, но и писателем. Молодая Фр. республика за роман «Лингард и Гертруда» 1781-1787, за выдающуюся пед деятельность наградила Песталоцци званием «Гражданин Фр. республики». На его мировоззрение огромное влияние оказала немецкая философия и учение Ж.Ж.Руссо о естественном состоянии и общественном состоянии. Как и Руссо, считал, что «всё зло исходит из города», был деистом, отрицал церковь, но признавал верховное существо, Бога. Выдвигая идею классового мира хотел разрешить её путём воспитания из жестоких помещиков людей добрых и сердечных, а из обездоленных крестьян -  обеспеченных и просвещённых. Эта идея проходит через педагогический роман «Лингард и Гертруда». Основная цель воспитания по Песталоцци – развитие природных способностей чел, заложенных в нём, постоянное их совершенствование. При этом он выступает за гармоническое развитие сил и способностей чел, считая, сто все хорошие задатки чел должны быть максимально развиты. Центром воспитания чел является формирование человечности, деятельной любви к людям. Свой идеал народной школы Песталоцци попытался реализовать в 2 сиротских приютах. Наряду с обучением чтению, письму, арифметике, пению осуществлялась трудовая подготовка воспитанников: занимались сельским хозяйством, работали в прядильной и ткацкой мастерских. Для экономии времени дети, работая в мастерской. Одновременно следили за буквами, которые писались на доске, слушали рассказ учителя, заучивали что-либо наизусть, упражнялись в устном счёте и т.д. Трудовая деятельность использовалась и для развития из способности к суждению, упражнения внимания, умения сосредотачиваться, а также для выработки таких качеств, как трудолюбие, скромность, уважение к личному достоинству. Осмысливая свой опыт работы в сиротских приютах, он пришёл к мысли. Что стремление детей к деятельности и развитие их природных сил требуют максимального упрощения приёмов ир методов обучения в нач школе. Так у него зародилась идея об элементарном первоначальном обучении как инструменте развития Л воспитанника, которую он воплотил в теории элементарного образования. Само название подразумевало такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности детей выделяются простейшие элементы, что позволяет непрерывно продвигаться в обучении от простого к более сложному, доводя знания и умения детей до возможной степени совершенства. Так, основными элементами знания Песталоцци считал форму. Число и слово и сводил элементарное образование к умению измерять, считать и владению словом. Он разработал систему упражнений по формированию этих умений, настолько упростив её, что любая мать-крестьянка могла использовать её, чтобы начать обучение своих детей. Он впервые в педагогике создал и подробно разработал методику нас обучения родному яз., арифметике и географии. Эта разработка нашла широкое применение в нач школе. Выступил основоположником идеи развивающего обучения, но вместе с тем он резко разграничивал развитие мышления и накопление знаний, отдавая предпочтение первому. Один из основоположников концепции формального образования: предметы преподавания рассматривались им больше как средство развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Рассматривал задачи народной школы, выделял её особую роль в нравственном воспитании; основу для нравственного воспитания он видел в разумных семейных отношениях, в любви и расположении друг к другу воспитателей и воспитанников. Песталоцци наметил сравнительно широкую программу нач обучения и дал обстоятельные методические рекомендации к её практическому осуществлению, разработал систему упражнений для развития способностей, психологизировал принцип природосообразности. Данный подход, новаторский по сути для того времени, существенно обогатил педагогическую науку. Его ученики и последователи использовали открытые ми методы и приёмы обучения.

 

15. Пед. взгляды социалистов-утопистов. Для первых десятилетий 19в было характерно возрождение идей раннего утопического социализма. Наиболее яркими представителями этого направления общественной мысли были К.А.Сен-Симон 1760-1825, Ф.М.Ш.Фирье 1772-1837, Р.Оуэн 1771-1858. Социалисты-утописты показали, что новое общество, основанное на рациональной организации хозяйства. Должно преодолеть безработицу, кризисы перепроизводства, обеспечить расцвет промышленности и сельского хозяйства и в своей совокупности содействовать благосостоянию всех слоёв населения. Освобождённые могучие силы, полагал Оуэн, откроют простор удовлетворению потребностей чел. Планомерное приложение науки и производству позволит покончить с прежним разделением труда, с превращением людей в «живые машины». Вместе с тем, социалисты-утописты 19в были убеждены, что новая организация общества не может явиться результатом насильственного свержения старого строя. Стимулом движения к новым общественным отношениям провозглашалось «братство людей» как следствие развития чел разума, прогресса науки и общественного мышления. Они принимали активное участие в разработке проектов уставов и руководств для школы, отстаивая в них идеи о необходимости гуманного отношения к детям, учёта возрастных и индивидуальных особенностей и создания благоприятных условий для умственного. Нравственного и физ развития каждого ребёнка. На основе своих соц. Убеждений особенно активную работу в этом направлении вели Оуэн в Англии и его последователи, которые с середины 70г1в создали сеть культурно-просветительных учреждений для рабочих, публикуя научно-популярную литературу. Характеризуя воспитание, присуще новому обществу, Сен-Симон, Фурье и Оуэн уже подошли к пониманию социально-педагогического значения индустриального производства, предупреждая о негативных последствиях, к которым может привести пренебрежение им. В их сочинениях проявилось осознание необходимости распространения всеобщего образования и его связи с организацией общественного труда. Рациональное чередование физ и умственных занятий. Связь обучения с трудом, науки с производством рассматривались или не только как средство воспитания здорового поколения, но и как непременное условие преодоления старого разделения труда. Именно в таком контексте Фурье говорил о том, сто труд должен быть осмыслен знанием. Сен-Симон обращал внимание на значение реальных знаний и необходимость обоснования содержания школьного образования: углубленное изучение таких предметов, как геометрия, физика, химия и др. естественно-научных дисциплин. Он высказывал мысль о целесообразности включения в содержание общего образования школьников «общеполезных сведений. Относящихся к промышленности». Аналогичные мысли высказал и Оуэн, видевший в научно-техническом прогрессе основу для переустройства общества на разумной основе. Фурье оценивал традиционный для того времени отрыв школьного образования от практики как «бессмысленный ход воспитания», и, напротив, связь воспитания с практикой, с трудом представлялась ему основой материального процветания общества. Для развития у молодёжи «индустриальных влечений» считал целесообразной организацию участия детей с самого раннего возраста в трудовых объединениях взрослых – «фалангах» - в виде разнообразных, непродолжительных по времени и сменяющих друг друга трудовых занятий – «сеансов», своеобразных трудовых игр. В качестве «приманок» детей к таким занятиям воспитателям рекомендовалось использовать «маленькие орудия» и «маленькие мастерские», размер которых предлагалось увеличить сообразно возрасту детей. Моральное воздействие на детей Фурье предлагал осуществлять в форме поощрений и товарищеских испытаний при переводе ребёнка из одной возрастной группы в другую. В отличие от своих единомышленников Оуэн не ограничивался только размышлениями по ? рациональной организации воспитания, но и осуществлял оригинальные пед опыты, начало которым было положено ещё в годы, когда он был совладельцем и директором-распорядителем одной из шотландских текстильных фабрик в Нью-Лэнарке 1800-1829. На фабрике был запрещён труд детей до 10 лет и сокращён рабочий день до 10 ч 45 мин., что было неслыханным новшеством для того времени, когда значительную часть рабочих англ. промышленности составляли дети 5-10 лет, которые трудились наравне со взрослыми по 14-15ч. в смену. В соответствии со своим убеждением о необходимости непрерывного воспитательного воздействия на чел для выработки у них положительных качеств Оуэн в 1816г открыл Новых институт для формирования характера. В него входили: дошкольные учреждения для детей от1-5 лет, нач школка до 10 лет, вечерние классы для работавших на фабриках подростков, вечерний очаг культуры, где обучали неграмотных рабочих, функционировал лекторий, родители получали консультации по воспитанию детей, проводились муз вечера, танцы, игры и т.д. На 1.01.1816г институт охватывал своим воспитательным воздействием 759чел в возрасте от 1-25лет. Однако после 1817г в деятельности Оуэна наступил поворот: он пришёл к убеждению о бесперспективности любых соц. и пед начинаний, проводимых в рамках филантропической деятельности. Как Сен-Симон и Фирье, он пришёл к выводу о необходимости коренных соц реформ. Наряду с этим он положил начало попыткам создания ячеек нового общества в виде коммунистических колоний-общин. Принципиально новое направление деятельности Оуэна получила в созданных им коммунистических общинах: «Нью-Хармони» 1825-1828 в штате Индиана в Сев Америке и «Хармони-Холл» в Англии, в графстве Гемпшир 1839-1845.  В обеих общинах, просуществовавших сравнительно недолго. На практике осуществлялось сочетание разностороннего образования воспитанников с их участием в сельскохозяйственном труде на полях и фермах, а также в школьных мастерских, а затем также и на промышленных предприятиях. В общем, с соц учениях 19в сформировались 2 подхода к воспитанию: к ? о путях и пределах развития чел как Л, всестороннее развитие которой представлялось Сен-Симону, Фурье и Оуэну как великая общечеловеческая цель и пед функция воспитания, а также как средство соц реконструкции, гармонизации общественных отношений.

 

16.Пед. взгляды  И.Ф.Гербарта и их влияние на школьную практику. Иоганн Фридрих Гербарт 1776-1841, философ, психолог, математик, нем педагог 19в. С 1802г работал в Гёттингенскром и Кенигсбергском университетах на должности профессора, где читал лекции по психологии и пед., руководил учительской семинрией и преподавал в ней математику. Его первый пед. труд посвящен творчеству Песталоцци. Пед. сочинения Гербарта «Первые лекции по пед.»1835, «Общая пед.»1806, отличаются рациональностью и сложностью восприятия. Он видел в пед как науке, методологический инструментарий, настаивал на суверенности пед науки. В то же время он понимал пед. как искусство, владея которым, педагог в каждом конкретном случае поступает в соответствии с тем, что представил ему практический опыт. Пед., по Гербарту, будучи самостоятельной наукой. Опирается на практическую философию, т.е. этику и психологию. Первая указывает цель образования, вторая – путь и средства её достижения, а также предупреждает о возможных препятствиях при движении к цели. Самым простым элементом психической деятельности являются, по его мнению, представления, на основе которых строятся эмоции, воля, мышление. Поэтому психология – это наука о представлениях, их проявлении, сочетании и исчезновении. Предложил 2 термина, которые прочно вошли в современную психологию: ассоциация и апперцепция. Он выделил также непроизвольное внимание и произвольное. Чувства, по Гербарту, задержанные представления. Когда в душе существует гармония представлений, возникает чувство приятного, а если представления дисгармонируют друг с другом, возникает чувство неприятного. Воздействуя на представления ребёнка, можно оказать соответствующее влияние на формирование его сознания, чувств, воли. Из этого следовало, что правильно поставленное обучение имеет воспитывающий характер. Главный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного чел. Это – ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание. Он замечал, чт управление должно решать задачу поддержания порядка. Он указывал, что оно само по себе не воспитывает, а лишь создаёт предпосылки для воспитания. Предложил приемы управления: угроза, надзор, запрет, приказ, включение детей в деятельность и др. Их подробный перечень был представлен в спец. Разработанной штрафной книге, которая вскоре стала международной и получила распространение в школах многих стран мира. В том числе России. Авторитет и любовь он рассматривал как вспомогательные средства управления. В теории обучения стремился продолжить разработку учения Песталоции, обнаружить «естественную последовательность» учебного процесса и найти определенную «очередность», «сериальность», посредством которых можно безошибочно подвести учащихся к цели познания. Процесс обучения обязательно проходит через углубление в изучаемый материал и осознание его учащимися. Углубление и осознание могут осуществляться либо в состоянии покоя души. Либо в состоянии её движения. Отсюда следуют четыре ступени обучения: ясность, ассоциация, система, метод. Ясность – это углубление в состоянии покоя. Изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается. В психологическом отношении требуется мобилизация внимания; в дидактическом – использование наглядности при изложении учителем нового материала. Ассоциация – углубление в состоянии движения. Новый материал связывается с имеющимися представлениями. т.к. ученик ещё не знает, что получится в результате связывания нового со старым, то в псих. плане имеется ожидание, а в дидакт. – лучше всего проводить беседы, непринуждённый разговор. Система – осознание в состоянии покоя, поиск учащимися под руководством учителя выводов, определений. Законов на основе новых знаний. Связанных со старыми представлениями. Псих. эта ступень соответствует исканию, дидакт. – формулировке обобщений. Метод – осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. С псих. стороны данная ступень характеризуется действием, с дидакт – различного рода учебными упражнениями. Эти ступени являются формальными, потому что не зависят от конкретного содержания учебного материала, возраста учащихся, дидактической цели урока. Данная дидактическая модель легла в основу авторитарной традиционной школы. Гербарт утверждал, что обучение должно основываться на многосторонности интересов. Одни из них направлены на познание окружающей действительности. Другие – общественной жизни. Всего он выделил 6 видов интересов: эмпирический – «что это такое?» - развивает стремление к наблюдению; умозрительный – «почему это так?» - ведёт к размышлению; эстетический – обеспечивает художественную оценку явлений; симпатический – направлен на членов своей семьи и ближайший круг знакомых; социальный – направлен на общество, свой народ и всё человечество; религиозный – направлен на общение с Богом. Основная цель воспитания – формирование сильного характера добродетельного чел. Педагог выдвигает перед учащимися как необходимые цели, которые понадобятся в любой области деятельности, так и возможные. Которые чел сможет когда-нибудь поставить перед собой в области определённой специальности. Обеспечивая возможные цели, воспитание должно развивать в чел многообразную, разностороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов шире и полнее. Воспитание обязано сформировать нравственность будущего деятеля. Нравственное воспитание предполагает внедрение моральных понятий. Оно отдельно от управления и опирается на прямо противоположные принципы (у Коменского управление собой – это и есть нравственное воспитание). Общественная и личная нравственность, покоится на 5 критериях: внутренней свободе, совершенстве, доброжелательности, праве и справедливости. Они всегда неизменны. Упорядоченная жизнь чел требует, чтобы люди всегда руководствовались ими. Внутренняя свобода призывает чел совершать лишь такие поступки, которые оправдывают его разум, без колебаний принимать важные решения. В системе нравственного воспитания все методы опираются на то хорошее, что уже есть у ребёнка для того, чтобы «поднять в глазах воспитанника его собственное Я посредством глубокого проникающего одобрения». С этой целью выдвинул средства и правила: устанавливать границы поведения для детей; ставить ребёнка в такие условия, когда он не только из слов воспитателя, но и собственного опыта понимает, что «непослушание ведёт к тяжёлым переживаниям»; формулировать чёткие правила поведения; поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», не давать повода для того, чтобы он усомнился в истине; «волновать» душу ребёнка одобрением и порицанием; «увещевать» воспитанника, указывая на его промахи и исправляя их. Допустимы и наказания, но в отличие от дисциплинарных, они не связаны с идеей возмездия, а являются доброжелательным предостережением. Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удаётся. Пед взгляды Гербарта получили широкое распространение после его смерти и в общих чертах они формируют традиционную авторитарную педагогику до настоящего времени. 

Информация о работе Шпараглка по "Педагогике"