Шпаргалка по "Педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 08:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 20 экзаменационных вопросов по "Педагогика"
22. Роль обучения в развитии личности
23.Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
24. Основные дидактические категории
25. Движущие силы и закономерности процесса обучения
...
41. Принципы и правила обучения
42. Государственный образовательный стандарт

Работа содержит 1 файл

по педагогике с 22.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

14)   результаты обучения – то к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей. 
 

25. Движущие силы  и закономерности  процесса обучения

Процесс обучения – совокупность последовательных действий учителя и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, в ходе чего осуществляется развитие познавательных сил, овладение элементами культуры умственного и физического труда. Обучение в современной школе направлено на подготовку молодых поколений к активному участию в жизни общества.

Нередко полагают, что движение учебного процесса всецело определяет учитель, его  объяснения, указания, вопросы. Вскрытие действительных движущих сил процесса обучения – сложная задача, что  обусловлено множеством разнообразных  факторов, участвующих в таком многогранном, подвижном и противоречивом процессе. Не все то, чему учат, усваивают ученики, и далеко не всегда учитель в состоянии вызвать у них желание учиться. Замечено, что чем больше учитель «учит» своих учеников и чем меньше предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить и действовать, тем менее энергичным и плодотворным становиться процесс обучения. И наоборот, процесс обучения, в котором в тесной связи с объяснениями учителя осуществляется живая, активная познавательная деятельность учащихся, оказывается эффективным в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся. Таким образом, организованное обучение не стоит на месте, а непрерывно развивается, приобретая внутренние силы своего движения.

Движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся – их умственного развития.

Искусство учителя заключается в том, чтобы, вооружая знаниями учащихся, последовательно подводить их к более усложняющимся задачам и к их выполнению. Определение степени и характера трудностей в учебном процессе находится в руках учителя, который и вызывает движущую силу учения – развивает умение и нравственноволевые силы школьников.

Так же движущей силой является противоречие, если оно является содержательным, т. е. имеющим смысл. Условием становления  противоречия в качестве движущей силы обучения является соразмерность его  с познавательным потенциалом учащихся. Если противоречие между выдвигаемой задачей и наличными познавательными возможностями учащихся таково, что даже при напряжении усилий учащиеся класса в подавляющем большинстве не в состоянии выполнить задачу и даже не могут ее выполнить в ближайшей перспективе, – такое противоречие не становится движущей силой учения и развития, оно тормозит умственную деятельность учащихся.

Как показывает практика, процесс обучения имеет  некоторые общие закономерности. Их выявление помогает разработать  способы осознанного управления обучением. Закономерности обучения – это теоретическая база для понимания обучения. Как правило, они носят вероятностно-статистический характер и не предполагают практических установок для конкретных действий, но благодаря раскрытию их возможна разработка конкретных правил работы преподавателя.

Следует четко понимать, что эти закономерности весьма субъективны и зависят  в своем проявлении от деятельности преподавателя. Итак, процесс обучения – объективный процесс, учитывающий  субъективные особенности его участников. В связи с этим определяется существование двух групп закономерностей и сложная обусловленность объективными и субъективными факторами процесса обучения.

Современные педагоги выделяют два вида закономерностей  обучения: внешние и внутренние.

Внешние закономерности зависят от социальных процессов, политической ситуации, уровня культуры в обществе и т. д.

Внутренние  закономерности связаны с целями, методами и формами обучения.

Некоторые из этих закономерностей.

    1. Процесс обучения носит как образовательный, так и воспитательный характер. В ходе его реализации влияние на ученика может склоняться в одну либо в другую сторону.

    2. Процесс обучения требует постоянного  повторения пройденного материала.

    3. Процесс обучения требует интенсивности и сознательности работы ученика и учителя.

    4. Процесс обучения требует от  обучаемого применения поисковых  методов и анализа изученного  материала.

В процессе обучения, кроме дидактических законов, действуют психологические, физиологические, гносеологические законы и закономерности. Они

    преимущественно определяют взаимоотношения  ученика и учителя в процессе  обучения.

Закономерности  обучения также можно  поделить на два вида:

    1) объективные, присущие процессу  обучения по его сущности, проявляющиеся как только он возникает в какой-либо форме, независимо от способа деятельности обучающего и содержания образования;

    2) закономерности, проявляющиеся в  зависимости от предпринимаемой  обучающим и обучающимся деятельности  и средств, следовательно, и содержания образования, которым они пользуются.

Таким образом, процесс обучения – объективный  процесс, окрашенный субъективными  особенностями его участников. 
 

26. Функции и структура  процесса обучения

Обучение  как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение младшим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры производительного  труда,  знаний  об  активном  преобразовании   и   охране

окружающей  среды. Оно обеспечивает  преемственность  поколений,  полноценное функционирование общества и соответствующий  уровень  развития  личности.  В этом  заключается его объективное назначение в обществе.

Социальная, педагогическая, психологическая сущность обучения наиболее

полно и ярко проявляется в его практически  целесообразных  функциях.  Среди них  наиболее  существенная  –  образовательная  функция.   Основной   смысл образовательной функции  состоит  в  вооружении  учащихся  системой  научных знаний, умений, навыков и её использование на практике.

Научные знания включают в себя факты,  понятия,  законы, закономерности,  теории,  обобщенную  картину   мира.   В   соответствии   с образовательной функцией они  должны  стать  достоянием  личности,  войти  в структуру  её  опыта.  Наиболее  полно  реализация   этой   функции   должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний,  их  прочность  и действенность. Это требует такой организации процесса  обучения,  чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую  область  научного знания,  не  выпадали  элементы,  важной  для  понимания основных  идей   и существенных причинно – следственных связей, чтобы в  общей  системе  знаний не  образовывались  незаполненные  пустоты.  Знания  должны  особым  образом упорядочиваться,   приобретая   все   большую   стройность   и    логическую соподчиненность,  чтобы  новое  знание  вытекало  из  ранее   усвоенного   и пролагало путь к освоению последующего.

Конечным  результатом  реализации  образовательной  функции является

действенность  знаний,  выражающаяся  в  сознательном  оперирование  ими,  в способности  мобилизовать  прежние  знания  для  получения  новых,  а  также сформированность  важнейших  как  специальных  (по  предмету),  так и общеучебных умений и навыков.

Умение  как умелое действие направляется четко  осознаваемой целью, а  в

основе  навыка,  то  есть  автоматизированного   действия,   лежит   система

упрочившихся  связей. Умения  образуются  в  результате  упражнений,  которые варьируют условия учебной  деятельности  и  предусматривают  её  постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в  одних и тех же условиях.

Осуществление   образовательной   функции   неразрывно   связано   с формированием   навыков   работы   с   книгой,    справочной    литературой,

библиографическим   аппаратом,    организации    самостоятельной     работы,

конспектирования  и др.

Воспитательная  функция. Воспитывающий характер  обучения  –  отчетливо

проявляющаяся закономерность, действующий  непреложно  в  любые  эпохи  и  в любых  условиях.  Воспитательная  функция  органически  вытекает  из  самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем  она  осуществляется  и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.  Объективно обучение  не  может  не  воспитывать   определенных   взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование  личности  вообще  невозможно  без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Обучение  воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в  нужном

направлении.  Поэтому   реализация   воспитывающей   функции   требует   при организации учебного предмета, отборе  содержания,  выборе  форм  и  методов исходить из правильно  понятых  задач  воспитания  на  том  или  ином  этапе развития общества. Важнейшим аспектом  осуществления  воспитывающей  функции обучения является  формирование  мотивов  учебной  деятельности,  изначально определяющих её успешность.

Развивающая функция. Так же  как воспитывающая  функция,  развивающий характер обучения объективно вытекает из  самой  природы  этого  социального процесса.  Правильно  поставленное   обучение   всегда   развивает, однако развивающая функция осуществляется  более эффективно   при   специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на  всестороннее  развитие личности. Эта специальная направленность  обучения  на  развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучение». В контексте традиционных подходов к организации  обучения  осуществление  развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных  процессов нагляднее других выражает  общее развитие ученика. Однако это сужающее развивающую  функцию  понимание  направленности обучения  упускает  из  виду,  что  и  речь, и связанное с нею мышление эффективнее   развиваются   при    соответствующем    развитии    сенсорной, эмоционально-волевой,  двигательной  и  мотивационно  -  потребностной  сфер личности.  Таким  образом,  развивающий   характер   обучения   предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

Все основные функции  обучения,  выражающие  его  глубинную  сущность,

тесно взаимосвязаны и взаимодействуют  между собой. Знания  являются  основой мировоззрения,  профессиональных интересов, материалом  для   психического развития  и  формирования духовных потребностей;  духовные потребности стимулируют расширение познания и профориентационные  искания;  психическое развитие облегчает процесс   освоения   знаний;   эмоционально-волевое  и действенно-практическое  развитие  выступает  в  качестве сильного стимула учебного, общественно полезного, производительного труда.

При рассмотрении структуры процесса обучения необходимо выявить его строение, основные компоненты и связи между ними. Обучение является разновидностью учебной деятельности, которая носит двусторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие (учебно-материальное, морально-психологическое и эстетическое) преподавателя и обучаемых. При первом, самом широком, рассмотрении процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов - преподавания и учения.

Обучение  невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без  их дидактического взаимодействия. Как бы активно не стремился сообщать знания преподаватель, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если преподаватель не обеспечил мотивацию и организацию такой деятельности, то процесс обучения фактически не протекает - дидактическое взаимодействие реально не функционирует. Поэтому в процессе обучения происходит не просто воздействие педагога на ученика, а именно их взаимодействие, реализуется единство обучающихся и личностных влияний педагога, внутреннего отражения, преломления этих влияний учеником, возникновение самостоятельных усилий учащегося по овладению знаниями, умениями, навыками, определенными элементами коммуникабельности.

Взаимодействие  преподавателей и обучаемых может  протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме. При непосредственном взаимодействии преподаватель и обучаемые совместно реализуют задачи обучения. При опосредованном взаимодействии обучаемые выполняют задания и инструкции, данные преподавателем заранее. Процесс учения может протекать и без преподавателя в данный момент, ярким примером может служить дистанционное обучение. Процесс же преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения.

Процесс учения вместе с тем не является механической суммой процессов преподавания и учения. Это качественно новое, суть которого отражает дидактическое взаимодействие в его разнообразных формах. Целостность этого процесса кроется в общности целей преподавания и учения, в невозможности существования преподавания без учения как такового. В процессе обучения функционируют не только процессы познавательного характера, но и общения преподавателя и обучаемых. Однозначные информационные воздействия по-разному преломляются во внутреннем мире учеников. Общение в процессе обучения оказывает исключительно сильное влияние на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе, на создание благоприятных морально-психологических условий для активного учения. Увлеченное отношение преподавателя к своему предмету, четкость, организованность в работе, такт в отношениях с учениками, своевременное оказание им помощи в учебе, объективность в оценивании успехов и выдержка в сложных ситуациях - все это чрезвычайно сильно влияет на процесс усвоения. В результате умелое общение значительно повышает воспитательный эффект обучения. Если педагоги концентрируют внимание только на управлении учебной деятельностью, но не обеспечивают при этом правильного стиля общения, то результат влияний может оказаться недостаточным. Неэффективными могут оказаться усилия и в том случае, если обеспечено благоприятное общение, но не организована учебная деятельность. Вот почему при раскрытии сущности обучения нужно видеть единство познания и общения. 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогика"