Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 01:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по предмету "Педагогики".

Работа содержит 1 файл

экзамен - ответы на билеты.doc

— 331.00 Кб (Скачать)

Исключительно важную роль в истории развития педагогической мысли России сыграл К.Д. Ушинский..(1824.–.1870) – великий русский педагог–демократ основоположник русской педагогической науки и народной школы в России автор выдающихся трудов "Человек как предмет воспитания", "О камеральном образовании", "Руководство к родному слову". Педагогические взгляды К. Д. Ушинский строились на следующих принципах – народности самобытности русской педагогической науки, воспитания в труде.К. Д. Ушинский понимал воспитание как целенаправленный процесс всестороннего формирования личности. Он рассматривал его как общественное, социальное явление, имеющее свои объективные закономерности, знание которых вменял в обязанность каждому учителю, воспитателю.Рассматривая человека как предмет воспитания. К. Д. Ушинский указывал на необходимость тщательного изучения педагогами законов человеческой природы. Он писал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях." Для этого учителю необходимо в совершенстве знать не только педагогику но и психологию. В целях достижения полноценного воспитания и развития личности. К. Д. Ушинский разработал ряд важнейших принципов.Одним из таких ведущих принципов является принцип народности. К. Д. Ушинский отстаивал самобытность русской педагогической науки которая воплотила в себе многовековую практику воспитания. Согласно этому принципу, первое место в формировании человека должен занимать язык своего народа, а поэтому его надо знать в совершенстве как историю своей родины. He менее важным принципом педагогической системы К. Д. Ушинского является принцип воспитания в труде. Трудолюбие он считал основой счастья человека.Самое воспитание – писал Ушинский – если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья а приготовлять к труду жизни.Одинаково необходимым он считал физический и умственный труд считая одним из важных видов умственного труда человека учение. К. Д. Ушинский требовал чтобы оно как и всякий труд было не игрой и забавой а достаточно серьезным и трудным занятием. К. Д. Ушинский настоятельно рекомендовал привлекать детей и подростков во внеучебное время к разным видам физического труда.К. Д. Ушинский многое сделал в области дидактики в разработке содержания образования принципов, методов и форм обучения. Он выдвинул принцип воспитывающего обучения рассматривая изучение любого предмета как единый процесс умственного и нравственного развития.В области содержания образования К. Д. Ушинский настаивал на том, чтобы оставить в учебниках только то что действительно полезно для человека.К. Д. Ушинский вскрыл научно–материалистические основы принципов обучения. Например раскрывая сущность принципа наглядности, убедительно показал что необходимость этого дидактического положения вытекает из особенностей восприятия человеком окружающего мира чем больше органов чувств участвует в восприятии изучаемого предмета или явления тем представление о нем остается в памяти ярче глубже конкретнее.Важное значение К.Д. Ушинский придавал сознательности, систематичности и прочности обучения. Много внимания он уделял правильной организации урока, труда учителя и учеников. Он считал необходимым ставить детей в активную позицию, включая их в разнообразные формы педагогически целесообразной деятельности.К. Д. Ушинский высоко ценил роль учителя в процессе воспитания, уверяя, что именно от педагогического мастерства наставника зависит педагогический эффект. Великий педагог утверждал, что влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений. Поэтому от требовал, чтобы каждый учитель относился с любовью к своей профессии.

  1. Педагогические взгляды Н. И. Пирогова. Критика сословно-профессионального образования и идея общечеловеческого воспитания. В статье «Вопросы жизни» и в других своих педагогических сочинениях Н. И. Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором. «Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание»,— писал Пирогов, указывая, что для этого все до известного возраста, когда определяются склонность и способности, «должны пользоваться плодами одного и того же нравственно-научного просвещения». Он восстает против ранней, преждевременной специализации детей, которая суживает их кругозор и тормозит их нравственное развитие. «К чему променивать так скоро выгоды общечеловеческого образования на прикладной, односторонний специализм? Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку»,— восклицает Пирогов, указывая, что основанием профессионального обучения должно быть широкое общее образование. 
    Статья «Вопросы жизни», главной идеей которой была защита общечеловеческого образования, произвела большое впечатление на современников, вызвала ряд откликов на нее со стороны передовой педагогической общественности. Ее приветствовала как буржуазно-либеральная, так и буржуазно-демократическая и революционно-демократическая пресса. Однако революционеры-демократы под высоконравственным, культурным человеком понимали стойкого революционера — борца с крепостничеством и царизмом; идеал человека, как его понимал Пирогов, сформулирован в духе абстрактного гуманизма.
  2. Не менее демократичными являются и педагогические взгляды первого наркома просвещения А.В. Луначарского. «Новая социалистическая школа, – писал А.В. Луначарский, – должна решить двойную задачу: с одной стороны – вооружить учащихся знаниями прошлого и новой наукой, с другой оградить ребёнка от тлетворного влияния буржуазной идеологии. Всё это необходимо подчинить единой цели – формированию гармонической личности и созданию гармонического общества» [11]. В то же время А.В. Луначарский предостерегал: «Стадная личность легко подчиняется всякому бонапартизму, вождизму. Стадный человек не может критически относиться к тому, что представляет ему жизнь. Мы должны развернуть особенности, дарования, целесообразные навыки, которые человек себе выбрал и которые общество ему указало» [6]. Деятельность А.В. Луначарского и его труды вызывали и вызывают самые различные оценки, иногда резко противоположные. Однако сложно упрекнуть первого наркома просвещения в том, что под его руководством в Наркомпросе, а также среди советских педагогов разрабатывались новые педагогические идеи, теории, шёл огромный по своим масштабам педагогический поиск принципов новой педагогики, целью которой было воспитание новой свободной, сильной и творческой личности, что имело большое значение для развития советской школы и культуры. После Октябрьской революции 1917 г. вся системанародного образования была кардинально преобразована. Школа сталабесплатной, общедоступной независимо от национальности, пола, социального и имущественного положения. Школа была провозглашена светской, т. е. независимой от церкви.В 1936 году Советский Союз стал страной грамотности. Совершенство и размах образования в нашей стране - одна из важных причин победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Однако подлинным триумфом советской системы образования были успехи в 
    атомной и ракетно-космической областях. После запуска первого 
    искусственного спутника земли в СССР конгресс США создал специальную 
    комиссию с заданием выяснить «Кто виновен в национальном позоре США?» 
    Так американцы определили для себя значение запуска первого спутника у 
    нас. Назвав советскую среднюю и высшую школу «секретным оружием» 
    большевиков, американцы приступили к значительному реформированию своей 
    школы.Вместе с тем школа и' образование в СССР функционировали в условиях 
    жесткого партийного диктата. В отдельные периоды этот диктат 
    осуществлялся настолько ограниченными людьми, что целые науки и научные 
    направления оказывались под запретом. Так, в свое время были объявлены 
    лженауками генетика и кибернетика. Вот почему интеллигенция в массе 
    своей всегда была оппозиционно настроена по отношению к режиму и 
    искренне приветствовала крушение господства партократии. 
    Однако вместе с желанным плюрализмом в деле воспитания и образования в 
    практику российской школы пришел принцип элитарного образования для 
    богатых и превращение массовой школы в скудно обеспеченный отстойник для 
    детей малообеспеченных родителей. Знаменитый Указ №1, провозгласивший 
    принцип приоритетности образования и установивший оплату труда учителей 
    на уровне средней зарплаты в промышленности, не выполняется ни по одной 
    позиции и используется только в лексиконе российских острословов как 
    синоним известного выражения «потемкинская деревня». И все-таки 
    российская школа всех степеней жива. И она будет жить, пока на ниве 
    народного просвещения трудятся настоящие российские патриоты и подлинные 
    энтузиасты своего дела.
  3. Большое внимание идеям демократического воспитания молодёжи в своих работах обращал С.Т. Шацкий. В 1911 году он открывает колонию «Бодрая жизнь» в Калужской губернии. Колония-школа на протяжении 20 лет (1911-1931 гг.) являлась местом педагогических экспериментов. Они проводились сначала в области трудового и художественного воспитания и организации жизни детского коллектива, а позднее в области учебной, методической, воспитательной и общественной работы школы на I и II ступени.С.Т. Шацкий, по свидетельству В.Н. Шацкой, сформулировал следующие правила педагогической деятельности: прежде всего, педагогу необходимо умение организовывать детскую жизнь так, чтобы производительный труд стал основой жизнедеятельности; во-вторых, необходимо знать законы детского общежития, следовать им и творчески направлять их; нужно открывать для детей окружающий мир, помогать расширять их социальные устремления от общения со сверстниками до уровня широких общественных интересов, широкой включённости в жизнь общества. Школа, по мысли С.Т. Шацкого, должна выступать центром воспитания детей в окружающей среде, так как именно она регулирует и координирует воспитательные воздействия семьи и общественности. Советская массовая школа, по С.Т. Шацкому, должна объединять в себе школу и клуб, органически слить обучение и воспитание в единый процесс. Именно такие школы, тесно связанные с жизнью района, организующие воспитание детей не только в стенах школы, но и в семье, и на улице, нужны были, согласно его наблюдениям и исследованиям, обществу.Воспитатели школы С.Т. Шацкого не противопоставляли себя детям и, что особенно ценно, признавали их право на творчество, личное мнение, и это, по воспоминаниям воспитанников, являлось образом жизни. Центральная задача учителя такой школы – создать условия для раскрытия духовных и физических сил ребёнка, умело руководить развитием его ярких индивидуальных качеств личности Новая школа, по мнению П.П. Блонского, призвана создавать творца новой человеческой жизни посредством самовоспитания и самообразования. Система воспитания должна развивать активность и логику мысли ребёнка, помогать ему перерабатывать мыслью очевидный чувственный мир. Новая школа должна давать ребёнку целостное знание, для чего необходимо опираться на комплексные программы с целью погружения ребёнка в исследуемое явление. Единую трудовую школу П.П. Блонский называл школой жизни.
  4. Возглавлял в 20-е гг. в Петрограде школу имени Ф.М.Достоевского (знаменитая "Республика ШКИД"). Идеи В.Н.Сорока-Росинского о национальной школе можно свести к ряду положений:
  5. Русская национальная школа имеет цель - формирование подрастающего поколения, духовно близкого к родной литературе, культуре, опыту народа, поколений, способного продолжать культурную работу путем творчества.
  6. Национальная школа определяется явлениями русской хозяйственности, общественной, государственной, духовной жизнью.
  7. Ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет главные этапы человеческого рода, жизни своих предков, следовательно, исходный пункт воспитания - культура инстинктов и чувств в которых проверяется национальное.
  8. Задача национальной школы: через свободное развитие ребенка помощь ему в овладении трудовыми, научными, нравственно-культурными навыками, содействовать волевой подготовки, раскрытию способности к действию, творческому выявлению своего "Я".
  9. Работа национальной школы определяется народным характером, и она должна быть пронизана идеей народа, духом национального чувства, русской культурой, направлена на благо народа, готов воспитанников через формирование национального чувства, через креативность их национальных, культурных, этнических ценностей к служению народу.

Черты русской  национальной школы:

  • Она порождение условий русской жизни, характерных черт народа, его жизни.
  • Русская школа не имеет выражений политических пристрастий - она аполитична, она призвана готовить полезных обществу граждан.
  • В русской школе должны трудиться учителя, знающие и признающие национальные приоритеты.
  • Школа должна определяться принципом народности: она доступна народу, всем слоям населения.
  • В основу учебно-воспитательного процесса должны быть положены: родной язык, знания с уклоном в родиноведение, следовательно, формирование отношения к природе, истории, языку, раскрывающие национальные, культурные тенденции данного времени.
  • Школа связана с жизнью своего народа.

В сентябре 1920 года в доме по Старо-Петергофскому проспекту  появилось семеро мальчиков для  продолжения своего обучения, таким  образом, было образовано новое учебное  заведение: "Петроградский отдел народно-индустриального воспитания имени Достоевского" для трудновоспитуемых. С первых дней надо было решить противостояние: Мы-учащиеся, Они-педагоги; надо было на деле доказать, что тут люди честные, и никто никого тут обижать не собирается, выбрали старост по различным отраслям хозяйства, им в помощь дежурных на каждый день, чтобы они чувствовали себя сотрудниками. Не объектами, но субъектами. Заведена "Летопись".

Надо было организовать обучение. Ребят поделили по тяге к  знаниям на два отделения. Но чем занять детей после уроков? Выручала хорошая библиотека. От чтения перешли к ролевому чтению, и это делалось по-немецки. Инсценировке подвергались русский язык, литература, немецкий и история.

В основу школы  был положен т в о р ч  е с к и й т р у д. Использовалось игровое начало в обучении и воспитании. В школе никакой вид труда не применялся как наказание. Классное руководство и преподавание, а также домашнее задание строились дифференцированно. Использовались тематические выступления. Учеба - вот главное оружие перевоспитания. Надо было ускорить процесс обучения. Снижение утомляемости достигалось за счет того, что всякое знание переходило в деяние. Преследовалась ориентация на индивидуально-типологические особенности ученика. Обучение способствовало развитию самостоятельности, инициативности учащихся, при этом использовались принципы:

  1. Поменьше учителя, побольше ученика.
  2. Поменьше объяснений, побольше упражнений.
  3. Тяжело в учении, легко в подходе.

В школе использовался  метод тренировочных упражнений, фактор влияния личности учителя на воспитанника. В школу поступали дети 13-14 лет, а в 16-17 лет они заканчивали школу.

  1. . С. Макаренко, выдающийся советский педагог и писатель (1888–1936), выдвинул основные принципы создания и педагогического руководства детским .коллективом, разработал методику трудового воспитания, изучал проблема формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье, одним из таких принципов был гуманизм. Он подчеркивал, что в отношении к детям необходимо "чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости". С гуманизмом у А.С. Макаренко тесно сочетается оптимизм, умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, "проектировать" в человеке развитие самого лучшего.Считая невозможным рассматривать человека в отрыве от общества, основное место в своей педагогической системе он уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив.Свои воззрения выдающийся советский педагог изложил в книгах "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей".А. С. Макаренко обосновал законы жизни и деятельности коллектива, этапы и пути его формирования, большое значение придавал трудовому воспитанию, дисциплине и методике дисциплинирования, был одним из тех первых советских педагогов, кто разрабатывал вопросы семейного воспитания. Основные положения системы педагогических взглядов А. С. Макаренко. Макаренко подверг острой критике буржуазную и мелкобуржуазную педагогику. Он писал, что буржуазная и мелкобуржуазная педагогика металась от муштры детей и подавления их личности к абсолютной свободе детей от обязанностей, от авторитарной педагогики слепого повиновения детей к анархической теории «свободного воспитания».В те годы, когда Макаренко начинал свою работу в колонии имени Горького, многие педагоги не освободились еще от идеалистического, слащавого отношения к детям в духе «свободного воспитания», Макаренко предостерегал от сентиментального любования детьми. «Дети — цветы жизни»,— любили повторять педагоги и многие родители, однако многие из них не дали себе труда задуматься над этими прекрасными словами, из которых вовсе не следует, что «нужно цветами любоваться, ахать, носиться, нюхать, вздыхать». Надо подумать, какие плоды могут развиваться из этих цветов. Следование мелкобуржуазной теории «свободного воспитания» развивает у детей эгоизм, лень, барство, избалованность и расхлябанность. В обращении с детьми не нужно сентиментального заласкивания, поцелуев, объятий и т. п., но необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему.Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности.С социалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм — умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное. Он глубоко верил в творческие силы человека, был убежден, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы.Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта воспитания (такова и была вся педагогическая теория самого А. С. Макаренко). Он критиковал метафизические педагогические теории, построенные умозрительным путем.В школах колонии имени А. М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского не применялась комплексная система расположения программного материала. Макаренко был сторонником систематического преподавания учебных предметов, он резко отрицательно относился ко всякого рода прожектерству в методике обучения — к «Дальтон-плану», «методу проектов» и т. п.Горячо выступал он против извращений в вопросе о трудовом воспитании. Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Макаренко возражал против заимствованного некоторыми педагогами того времени из американской прагматической педагогики неправильного лозунга «труд как центр всей школьной работы», когда в школьной жизни главное внимание уделялось трудовым навыкам в ущерб приобретению систематических общеобразовательных знаний.Макаренко высоко ценил педагогику, считал ее самой диалектической и сложной наукой. Он с уважением относился к педагогическим идеям виднейших прогрессивных педагогов прошлого и боролся за подлинную марксистско-ленинскую педагогическую науку, остро выступая против антимарксистских извращений в педагогике.Марксистско-ленинская педагогика определяет цель коммунистического воспитания как подготовку всесторонне развитых людей, строителей коммунистического общества. Макаренко конкретизировал эту цель, перечисляя те качества, которые должно развивать в подрастающем поколении коммунистическое воспитание.Мы должны воспитать преданных социалистической Родине патриотов, образованных людей, квалифицированных работников; людей, обладающих чувством долга и чести, сознающих свое достоинство, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, стойких, бодрых и жизнерадостных.Умея видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве. Только в нашем, социалистическом обществе, писал Макаренко, созданы все условия для расцвета творческих сил личности. Исходя из этого положения, Макаренко исключительно большое место в своей педагогической системе уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив.
  2. В.А. Сухомлинский (1918–1970) – советский педагог, исследовал моральные проблемы молодежи. Им написано более 30 книг и 300 статей. Особенно широко известны его книги "Руководство учебно–воспитательной работой в школе", "Верьте в человека", "Павлышская средняя школа"(директором которой он был), "Сердце отдаю детям". Книги В.А.Сухомлинского отличаются глубиной и актуальностью, большой любовью к детям. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы. Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял, как мы уже отмечали, нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю» (Там же). При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным. Большинство же – школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы.

   

Новой в теории Сухомлинского, вызвавшей широкий  отклик, была идея сближения школы  и семьи, как он это называл – «содружество семьи и школы». В статье «Слово к отцам», в других работах автор пропагандировал идею возвращения педагогической ответственности в семью. Он писал, что не только школа воспитывает и дает образование, но и семья, причем с первого дня существования ребенка она выполняет эти же функции. Поэтому семья .и школа должны развиваться вместе. Сухомлинский призывал к педагогическому просвещению не только детей и учителей, но и родителей. Сухомлинский по этому вопросу писал: «Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания» (Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. С. 377).

   

Семья и школа  вместе должны развивать в ребенке  чувство долга и ответственности, правила жизни в обществе. Это должно осуществляться исходя из правила, что подлинное человеколюбие есть высокая дисциплина поступков, чувств, мыслей.

   

Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов  последующего поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. Педагоги этого направления выступили против авторитарной педагогики и школы, они предложили свой подход для преобразования отечественной школы. Мы можем в данном случае обратиться к разработкам В. В. Серикова, В. А. Петровского, И. С. Якиманской, В. В. Зайцева, А. Г. Козловой, Е. В. Бондаревской (См.: Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994).

   

Авторитарная  педагогика провозглашала принципы: педагог должен выполнить задачу, возложенную на него обществом, а  ребенок (ученик) должен соответствовать  той идеальной модели, которая  также запрограммирована обществом. Личностно-ориентированный подход ставил принципиально другие задачи. Он основывался на признании права каждого из участников образовательного процесса быть личностью, способной к самоопределению, свободному выбору своего жизненного пути, при чем личностью, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим, к окружающей действительности.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"