Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 1 файл

шпоры по речи))).docx

— 120.99 Кб (Скачать)

. Лингвистическая основа – учение о языке как знаковой системе

Соссюр рассматривал язык как универсальную знаковую систему, имеющую вследствие этого четко  выраженную структуру. Знак представляет собой некое целое, являющееся результатом  ассоциации означающего (акустического  образа слова) и означаемого (понятия). Означающее и означаемое неотделимы друг от друга как две стороны  бумажного листа (мысль - его лицевая  сторона, а звук - оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав оборотную). Кроме того, язык носит  коллективный характер и коммуникативен по своей природе. Отсюда и представление  о коде как о совокупности правил или ограничений, обеспечивающих функционирование речевой деятельности естественного  языка или любой знаковой системы, то есть коммуникацию.учение о типах  связных высказывании.

 

15.Вопросы развития  речи детей в педагогической  системе К.Д. Ушинского.

«Учение о родном языке», «родное слово»(1864), «детский мир»(1861), «человек как предмет воспитания»Создал систему обучения родному языку. Положения: 1.)Язык – результат взаимодействия на человека, объективного мира и отношение человека к нему.2)Язык – прирожден, свойственен человеку, это не дар с небес.3)Язык – отражает многовековой опыт духовной жизни народа.4)Язык это важнейший народный наставник. Пед. Концепция : -роль родного языка в развитии каждого ребенка в системе обучения -место родного языка в начальной работе с дошкольниками -цели преподавания родного языка -дидактические принципы  -средства обучения родному языку -место литературы в обучении родному языку -метод обучения через упражнения -форма организации обучения – урок.

Цели преподавания родного языка: 1)Развивать дар слова.

развивать у детей способность  самостоятельного развития мысли 2)усваивать формы языка выработанные народом и литературой 3)практически усвоить грамматику, логику языка, для того чтобы правильно выражать свои мысли.

Для реализации цели предлагал использовать наглядные материалы, упражнения –придумывание предлож.из данных слов, рассказывание по картинкам, сравнение предметов (общее, различия), чтение худ. Произв.Цели достигаются одновременно, а не последовательно! Материалистические взгляды великого педагога проявлялись в понимании исторической и социальной роли языка и мышления, а также их происхождения.. Усваивая родной язык, ребенок овладевает огромным богатством, испытывает влияние этого величайшего народного наставника. Прогрессивным было утверждение К. Д. Ушинского о необходимости обучения ребенка именно на родном языке.К. Д. Ушинский называл родной язык «удивительным педагогом».

Итак, К. Д. Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, что способствовало выделению развития речи в специальный раздел педагогики. Теоретические и практические положения великого педагога послужили основой для появления методики развития речи детей как самостоятельной науки.

Многие прогрессивные  взгляды К. Д. Ушинского на первоначальное обучение родному языку были использованы в дальнейшем в русской и советской  дошкольной педагогике, воплощены в  практике дошкольного воспитания.

 

16. Основные теоретические положения методики развития речи детей,  разработанные. Е.И. Тихеевой. 1867-1944

 Задачи обучения: 1)развитие аппарата речи детей, его гибкости 2)накопление содержания речи, обогощен.словаря 3)работа над функциями речи,Факторы развития речи:  -закономерность развития речи -условия в которых протекает подготовительный период формирования речевого аппарата -речевая среда дает детям словесные формы и образцы для подражания

. Вслед за К. Д. Ушинским  она считала родной язык фоном, на котором развертывается все обучение и воспитание в детском саду и школе. Основное место в своей педагогической теории Е. И. Тихеева отводила методике развития речи.В. И. Тихеева пришла к выводу о необходимости составления специальных программ и планов обучения детей в детском саду, а также организованных занятий. Важную роль сыграло появление в 1937 г. книги Е. И. Тихеевой «Развитие речи дошкольника». В ней освещался опыт работы по формированию речи детей руководимого Тихеевой детского сада С материалистических позиций рассматривалась роль языка как орудия социального воспитания.

Считая, что развитие речи должно быть обязательно связано с какой-нибудь деятельностью ребенка (игра, труд, праздники, интеллектуальная деятельность), Е. И. Тихеева и свою методическую систему строила лишь вокруг этих видов деятельности.. Наиболее подробно разработала Е. И. Тихеева такие вопросы, как обогащение словаря (план-программа ознакомления с окружающей обстановкой; методы работы над словарем детей), а также развитие связной речи (рассказы об игрушках и картинках, занятия по живому слову).

Е. И. Тихеева была против слишком раннего обучения детей грамоте и иностранному языку. Она считала, что ребенка необходимо предварительно хорошо подготовить. Правда, Е. И. Тихеева допускала, что с детьми, хорошо овладевшими родным языком, можно начать изучение иностранного языка и несколько ранее, чем в 7—8 лет, но предупреждала, что родной язык должен оставаться первейшим фактором нормального всестороннего развития ребенка.Практические рекомендации, содержавшиеся в книге «Развитие речи дошкольника», широко применяются до сих пор.

ведущие прц: 1)деятельностный подход к развитию речи (игра, труд) 2)взаимосвязь развития речи с другими сторонами воспитания личности ребенка (умст, соц, эстет, физ, сенс.) 3)наглядности (среди веществ мира)4)повторения и постепенности (окр. мир, среда, соц.жизнь, природа, дидакт.материал)

Виды занятий  по обучению речи: 1. по словарю 2. по живому слову

 

17.Современные  направления исследований по  методике развития речи дошкольников (по классификации Сахина)

Проблема взаимосвязи  речи и мышления всегда находилась в центре внимания философов и  психологов (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Н.И. Жинкин, Ф.А. Сохин и др.). Такие крупнейшие психологи ХХ века, как Л.С. Выготский  и Ж. Пиаже, посвятили свои самые  важные исследования именно проблеме взаимосвязи детской речи и мышления. Их дискуссия о речи и мышлении ребенка остается в психологии до сих пор актуальной.

 Бельгийский ученый, Ж.  Пиаже, считал, что речь и мышление  ребенка идентичны и развиваются  параллельно друг другу. А Л.С.  Выготский доказывал, что речь  и мышление не могут быть  идентичными, поскольку имеют  разные генетические корни и  по-разному развиваются, а их  слияние происходит только на  четвертом году жизни. Эти полярные  взгляды до сих пор находят  своих приверженцев и критиков.

 К настоящему времени  наработана достаточная теоретическая  база для понимания места и  роли языка и речи в жизни  человека, для понимания особенностей  развития речи в онтогенезе. На  основе исследований работ целой  плеяды отечественных психологов, педагогов, психолингвистов (Л.С.  Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и многие др.) сформулированы закономерности развития речи детей и обучения их родному языку.

 Важнейшим для методики  развития речи является утверждение  Л.С. Выготского о том, что  сущность развития ребенка –  это процесс его постепенного  вхождения в культуру, прежде  всего, через овладение "орудиями  ума", т.е. словами-понятиями, формирующими  человеческое сознание. Ученик Л.С.  Выготского, А.Р. Лурия, развивая  эту мысль, писал, что ребенок  учится смотреть на мир сквозь "очки" человеческой культуры, через понятия, слова. Речь, таким  образом, дифференцирует, аккумулирует, сохраняет в сознании ребенка  все впечатления, полученные чувственным  путем.

 Для теории и практики  дошкольного образования одной  из важнейших задач является  разработка эффективных технологий  речевого развития детей, адекватных  их возрасту и отвечающих основным  требованиям, имеющих непосредственное  отношение к данной проблеме. Многочисленные исследования посвящены  изучению вопросов, связанных с  развитием разных сторон речи  детей. Упорядочить обзор этих  исследований помогут направления  в изучении психолого-педагогических  проблем речевого развития, выделенные  сотрудниками лаборатории развития  речи. И хотя выделенные направления  классифицировали, в первую очередь,  исследования сотрудников, аспирантов  и соискателей данной лаборатории,  их в полной мере можно использовать  для систематизации всех исследований, посвященных проблемам речевого  развития дошкольников.

 Первое направление,  структурное, рассматривает и  изучает вопросы фонетического,  лексического и грамматического  аспектов речи детей. В рамках  данного направления могут быть  включены исследования, посвященные  поиску теоретического обоснования  различных систем и технологий

 Второе направление,  функциональное, посвящено исследованию  вопросов, связанных с формированием  навыков использования языка  в его коммуникативной функции:  развитие связной речи. В данную  группу исследований относятся  работы,

К. Чулкова).

 Третье направление,  когнитивное, включает исследования, связанные с развитием у детей  способностей к элементарному  осознанию явлений языка и  речи. Костяк исследований данного  направления составили работы, проведенные  в лаборатории развития речи  под руководством Ф.А. Сохина  в 70-80 годы ХХ века и под  руководством О.С. Ушаковой в  последующие десятилетия. Эти  исследования доказали, что элементарное осознание языковых явлений являются основой для речевого развития детей, а в основе обучения родному языку лежит формирование у детей способности ориентироваться в языковой действительности. Это позволяет переводить речевые навыки из непроизвольного плана в план произвольный, что обеспечивает творческий характер речи и тенденцию к ее саморазвитию.

 В связи с вышесказанным  представляется необходимым уточнить  термины "развитие речи" и  "обучение родному языку". Ф.А.  Сохин замечал, что формулировка "обучение родному языку"  часто вызывает протест как  школьных, так и дошкольных педагогов,  которые под этим обучением  понимают только обучение теории  языка. Но в данном случае, по  мнению ученого, следует говорить  не об учебном предмете, а о  предмете усвоения. В таком случае  можно и нужно говорить как  о развитии речи дошкольников, так и об обучении их языку,  поскольку развитие речи включает  формирование у детей элементарного  осознания некоторых явлений  языка и речи. Развитие речи  – это формирование речевых  навыков и умений, а обучение  языку – это развитие элементарного  осознания языковых и речевых  явлений.

 

18.Станауленне  дашкольнай лигвадыдактыки у  Беларуси.

Уключае 5 перыядау.

1-шы перыяд: 2-ая палова 19 ст.-пачатак 20 ст. Гэты перыяд абгрунтавання значэння роднай мовы мовы для выхавання асобы. У гэты час методыка навучання бел.  мовы не распрацоуваецца. Галоуная задача: абарона роднага слова.На карысць роднай мове у навуч. и выхав. Дзяцей выказваюцца такия письменники и паэты: Ф.Багушэвич, Э.Пашкевич (Цётка) , В.Дунин-Марцинкевич,  Я.Колас, Я.Купала ,М.Богданович.Дзейнасць беларуских асветникау  не прашла   дарэмна, у 1914 годзе Царски Урад дазволиу адкрыць беларуския школы. Але яны з я вилися тольки пасля Лютаускай рэвалюцыи 1917 года.

2-ги перыяд:пачатак 20 ст.-20-ыя гг 20 стагоддзя. Гэты перяыд стварэнне першых падручникау для дзяцей на беларускай мове. У 1905 годзе выходзе «Беларуски лемантар,або першая навука чытання». Затым на яго аснове Каганец выдае кирыличны варыянт лемантара.У 1906г.-Цётка «Гасцинец для малых дзяцей», «Першае чытанне для дзяцей беларусау ».У 1909 г.-Колас другое чытанне для дзяцей беларусау. У 1915 годзе Ластоуски выдае падручник «Першая чытанка.Книжыца для беларуских дзетак дзеля навуки чытання».

3-ци перыяд:20-ыя гг.20 ст.-30-ыя гг.20 стагоддзя. Станауленне дашкольнай лигвадыдактики на Беларуси.У гэты перыяд значны уклад устанаулення меттодыка развицця маулення унесла Луцевич.У 1915 гаду яна працуе выхавальницей, а затым загадчыцай детскага д.с. № 8у г. Мнску.Галоуны напрмак работы Луцевич было развиццё асобы дзицяцци сродками роднага слова. Янаапрацоувае казки и выдае некальки зборникау, вершау и казак для дязуей. Асаблива значна для педагогау дашк.установы у 1940 быу выдзены зборник вершау для дашк. У дашк. Установе пад кирауництвам Луцевич працавали М.У.Савёнак и Н.И.Каржонак.

Савёнак выдала зборник рассказвау у дашк. установе. У им змешчаны метадычныя парады и литаратурны матэрыял для  рассказвання.

Каржова выдае дапоможник «Грамата у д.установе»и «О группах  школ»-у гэтым дапам. Быу акрэслены  метад нав. Грамаце метадам цэлых  слоу.Ва усих дапаможникау,якия выйшли у гэты перыяд асвятлялися пытанни  метод. Развицця дзяцей на беларускай мове. Праблема руска-белар.

У даваенны перыяд не распрацоуы.Пакуль у грам. Не выр. яркавып. двухмоуя  4перыяд:40-ыя гг.20 стагодддзя- першая палова 80 гг 20 ст.

У гты перыяд адбываецца далейшая распрацоука пытанняу зместу и метадау  навучання дзяцей мове.Стварэнне  метадау забясп. прац. развицця маулення дзяцей.Пастаноука праблемы руска-беларускага  двухмоуя у дашкольникау.Методыка развицця беларускага маулення дашкольникау у гэтыя гады не распрацовалися.Педагоги працавали па дапаможникам,я кия  были выдадзены у Расии.Занятки  па развиццю маулення вялися на рускай мове.

З 1963 гаду у рэспублицы дзейничыла «Праграма воспитания в д.с» тольки на рускай мове.Паступова паняцце  родная мова у д.а. стала суадносицца  з рускай мовай.Азнаямл.з бел. Мовай  разглядвалася як дадатковы нацыянальны  кампанет.Асноуны акцэнт у вырашэнни  праблемы бел. моун. разв. дзяцей рабиуся  на их азнаямленни з мастацкай  литарат.

У 1967 годзе выходзиць хрэстаматыя  «Наш свециць сонца яснае».

У 1968 годзе хрэстаматыя  на рускай мове «мы вясёлыя рабята»-были укючаны фальклорныя творы на беларускай мове,и творы таких  паэтау и письменникау .В Витка,А.Вольски,У.Муравейка,С.Шушкевич,Купала,Колас.  На прыканцы 20-пач.21 стагодддзя пачынаецца 5 этап развицця беларус.дашкольнай дыдактыки.У 1985 годзе Старжынскай быу апусбликаваны 1-шы дапаможник для педагогау беларускамоуных дзицячых садоу-Навучання дашкольникау роднай мове.У 1933 г. Выходзиць дапаможник Старжынскай «Развиццё маулення дашкольникау».

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"