Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:59, курсовая работа
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…»
Огромная роль в развитии и воспитании детей дошкольного возраста принадлежит игре - важнейшему виду деятельности.
Творческим играм детей с задержкой психического развития посвящены труды многих ученых ………….
Введение
1. Теоретическое обеспечение проблемы развития речи в онтогенезе
1. Особенности связной речи детей с задержкой психического развития.
2. Виды связной речи. Пересказ – важное средство развитие связной речи.
2. Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей с ЗПР
1. Значение творческих игр.
2. Виды игр.
3. Театрализованная игра как вид творческих игр.
3. Приёмы стимуляции всестороннего развития детей в театрализованной игре.
1. Участие детей с ЗПР в театрализованной игре.
2. Театрализованные игры для развития речи
3.1. Участие детей 
с ЗПР в театрализованных 
Владение родным языком — это не только умение правильно построить предложение, хотя бы и сложное («Я не хочу идти гулять, потому что на улице холодно и сыро»). Ребенок должен научиться связно рассказывать.
В формировании связной речи отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать предмет, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, научаясь мыслить.
Связная речь как 
бы вбирает в себя все достижения ребенка 
в овладении родным стороны языка. Работа 
по развитию связности речи начинается 
языком, в освоении его звуковой стороны, 
словарного состава, грамматического 
строя. 
Это не значит, однако, что развивать связную 
речь ребенка можно только тогда, когда 
он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую 
и грамматическую раньше. 
Самые простые задания на построение связного 
высказывания, например пересказ небольшой 
сказки, предъявляют к монологической 
речи ребенка два важнейших требования: 
во-первых, речь должна строиться преднамеренно 
в большей мере, чем, например, реплика 
в диалоге (ответ на вопрос и т.п.), во- вторых, 
она должна планироваться, т.е. должны 
намечаться вехи, по которым будут развертываться 
сложное высказывание, рассказ. Формирование 
этих способностей в простых формах связной 
монологической речи служит основой перехода 
к более сложным ее формам (например, к 
творческому рассказыванию).
Задача развития письменной речи у дошкольников сейчас, естественно, не может ставиться (именно письменной связной речи, умений составить текст, а не умений составить из разрезной азбуки или написать два-три предложения; последнее может осуществляться при обучении дошкольников грамоте). Для этого необходим хороший уровень навыков грамотного письма.
И все же психологические 
особенности письменной речи гут 
быть использованы для формирования 
у дошкольников умений преднамеренно, 
произвольно строить 
«разделения труда» ребенок составляет 
текст, взрослый записывает. Такой прием 
составление письма — давно существует 
в методике развития речи дошкольников.
Используя составление 
письма, можно достичь значительны-
Формирование произвольности речи, способности 
выбора языковых средств является важным 
условием не только развития связности 
речи, но и вообще усвоения языка, овладения 
тем, чего у ребенка пока еще нет в активной 
речи.Допустим, что маленький ребенок 
активно владеет только двумя первыми 
словами из синонимического ряда «идти 
— шагать — топать — брести» (хотя понимать 
все эти слова он может). Если у него еще 
не развита способность отбирать языковые 
средства в соответствии с задачами высказывания, 
он просто воспроизведет то слово, которое, 
так сказать, первым придет в голову 
(скорее всего, это будет «идти», как более 
общее по значению). Если способность отбора 
уже есть (хотя бы элементарная, начальная), 
то ребенок употребит слово, более подходящее 
к данному контексту («шагать», а не 
«идти»). Главное, чтобы перед ребенком 
встала сама задача отбора. Выбирать он 
сможет, конечно, только из того, что у 
него есть. Но «есть» — это и в активном 
словарном запасе, и в пассивном, т.е. в 
том словаре, который ребенок понимает, 
но сам им не пользуется. И когда условия 
построения высказывания будут таковы, 
что ни одно из слов, которыми ребенок 
владеет активно, не подходит к данному 
контексту, он может обратиться к своему 
пассивному запасу и употребить не «идти», 
а, например, «брести». Аналогично обстоит 
дело и с активизацией сложных грамматических 
(синтаксических) конструкций. 
Связная речь, таким образом, аккумулируя 
успехи ребенка в усвоении всех сторон 
родного языка, выступая как одна из важнейших 
целей речевого воспитания, вместе с тем 
с первых занятий по ее формированию становится 
важным условием овладения языком — его 
звуковой стороной, лексикой, грамматикой, 
условием воспитания умений уместно пользоваться 
языковыми средствами художественной 
выразительности речи.
Словарь. 
Связная речь-это непросто последовательность 
слов и предложений, это последовательность 
связных друг с другом мыслей, которые 
выражены точными словами в правильно 
поставленных предложениях. 
Игра – один из тех видов деятельности, 
которые используются взрослыми в целях 
воспитания дошкольников, обучения их 
различными действиями с предметами, способами 
и средствами общения. 
Речь – это своеобразная форма познания 
человеком предметов и явлений действительности 
и средство общения людей друг с другом. 
Устная речь - это обычная, звуковая, разговорная 
речь, которой пользуются при непосредственном 
общении друг с другом. театрализованная 
игра – это игра развивает творческие 
способности:
- художественно – речевое;
- музыкально-игровые;
- танцевальное;
- певческое; эти игры приобщают детей к искусству
-литературному
-драматическому
- театральному.
 
ЗПР - это нарушение нормального 
темпа психического развития ребенка.
Приложение 1.
Игра с мячом (для среднего и старшего возраста).
Воспитатель. Ребята, 
сейчас к вам придет мишка. Он хочет 
с вами поиграть. 
Приготовимся к его приходу. Поставим 
на стол /детский/ стул /тоже детский/ и 
все накроем занавеской. За столом поставим 
еще один маленький стул. 
Ребята садитесь перед столом и зовите 
мишку. 
Дети садятся на расстоянии 1.5-2 метра от 
стола и зовут мишку. Воспитатель заходит 
за стол, садится там, чтобы детям было 
видно его, и надевает на руку куклу. 
Мишка /появляется на верхней части спинки 
стула, в руках у него небольшой мячик/. 
Здравствуйте, дети! Хотите со мной поиграть? 
/Ответ детей/ Хорошо! 
Я буду бросать вам мяч, и говорить начало 
какого-нибудь слова. А вам надо поймать 
мяч и закончить моё слово. Например, я 
бросаю Оле мяч и говорю: 
“велоси…”, - а Оля ловит мяч и добавляет 
“пед”. Получается слово 
“велосипед”. Потом она возвращает мне 
мяч, я его бросаю Васе и говорю: 
“каран…”, - Вася ловит мяч и добавляет: 
“даш”. Получается слово “карандаш”. 
Поняли, как мы будем играть? /Ответ детей/. 
Хорошо! 
Мишка бросает мяч и сначала говорит слова 
длинные, в несколько слогов, чтобы детям 
было легче отгадать слово и добавить 
последний, нужный слог, например: колоколь-чик, 
бубен-чик, мороже-ное, верев-ка, верто-лет, 
незабуд- ка, и т.д. Потом он переходит к 
словам из двух слогов: кни-га, ру-ка, гла- 
за, Та-ня, Во-ва, ро-за, ли-са, мед-ведь и 
прочие. Затем предлагает детям играть 
без него. 
Дети садятся в кружок, начинают перебрасывать 
мяч друг другу и произносить начало слов. 
Мяч можно не бросать, а перекатывать по 
полу. 
Мишка /смотрит на детей/. Я вижу, ребята, 
вы хорошо играете и без меня. Ну, так я 
попрощаюсь с вами и пойду. До свиданья, 
до свиданья! 
Мишка скрывается за спинкой стула, воспитатель 
снимает куклу и выходит к детям.
Приложение 2.
Конспект занятия 
по связной речи. 
Тема: Пересказ рассказа, составленного 
по демонстрируемому действию. 
Цели: Учить детей отвечать на вопрос развернутой 
фразой из трех-четырех слов, пересказывать 
текст, составленный из трех-четырех простых 
предложений, с наглядной опорой в виде 
натуральных объектов, предметов и действий 
с ними. Развивать внимание и словесно-логическое 
мышление детей. 
Организационный момент. Логопед предлагает 
сесть только тому, кто повторит названия 
трех-четырех игрушек: машинка, кубик, 
мяч (робот, кукла, пирамидка; луноход, 
конструктор, коляска и т. п.). 
1. Дети сидят полукругом около игрового 
уголка. Логопед предлагает всем смотреть 
внимательно на то, что сейчас произойдет. 
В помещение входят мальчик и девочка 
из той лес группы, с которыми логопед 
оговорил заранее, какие действия необходимо 
им произвести. Мальчик берет кубики и 
строит башню на ковре. Девочка кормит 
куклу Барби, сидящую на стульчике (см. 
приложение IV, рис. I). 
2. Когда дети просмотрели выполненные 
мальчиком и девочкой действия, логопед 
задает вопросы, на которые просит отвечать 
полно и точно: 
— Кто вошел в группу? 
— Что взял Алеша? 
— Что взяла Катя? 
— Что строил Алеша? 
— Кого кормила Катя? 
(Вопрос что делал? в начале обучения вызывает 
сложности у детей данной категории.) 
3. Словарная работа. Логопед объясняет, 
что сейчас ребята будут подбирать слова 
и за каждое правильно сказанное слово 
они получат звездочку. Далее говорит: 
«Алеша выстроил башню, а что еще можно 
строить?» 
Дети подбирают слова: строят дом (гараж, 
дачу, магазин, аптеку и т. п.). 
Логопед продолжает: «Катя кормила Барби, 
а что еще можно делать с куклой?» 
(Логопед помогает детям жестами, подсказывающими 
словами и т. п.) 
4. Динамическая пауза. Дети встают около 
своих стульчиков. Логопед читает стихотворение, 
содержащее словесные команды. Ребята 
совершают соответствующие действия.
Девочки и мальчики 
прыгают, как мячики, Ножками топают, 
ручками хлопают, Головкой кивают, все 
вместе отдыхают. 
5. На ковер выставляются три красные и 
одна желтая игрушки. Логопед просит детей 
убрать «лишнюю» игрушку (неподходящую 
по цвету остальным) и подталкивает ход 
рассуждений детей наводящими вопросами: 
«Какого цвета игрушки? Все они одного 
цвета?» и т.п. Таким же образом можно рассмотреть 
три большие игрушки и одну совсем маленькую 
(«лишнюю» по размеру) и т.д. 
6. Логопед напоминает детям о том, что 
делали в кукольном уголке Алеша и 
Катя, затем объясняет, что сейчас ребята 
услышат рассказ. Не торопясь, четко, громко 
и выразительно логопед рассказывает: 
— Алеша и Катя вошли в группу. Алеша взял 
кубики. Катя взяла куклу Барби. 
Алеша строил башню. Катя кормила куклу. 
Дети играли. 
Логопед просит детей самих рассказать 
о том, что они видели. Начинается опрос 
с детей из сильной подгруппы. Опрашиваются 
трое-пятеро ребят. 
7. Подводится итог занятия, оценивается 
деятельность детей.
Список литературы:
1. Артемова Л. 
В. “Театрализованные игры 
2. Венгер Л. А., Мухина Л. А. “Психология” М 1988 год.
3. Выготский 
Л. С “Воображение и 
4. “Дошкольная 
педагогика” под редакцией 
М 1988 год.
5. Запорожец 
А. В. “Некоторые 
6. Карпинская Н. С. “Художественное слово в воспитании детей” М 1982 год.
7. Кузнецова Л. В. “Использование игры в коррекционных целях”//Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения М 1981 год.
8. Леонтьев А. 
Н. “Психологические основы 
9. Слепович Е. 
С. “Игровая деятельность дошкольников” 
М 1989 год. 
10. Ульенкова У. В. “6-летние дети с задержкой 
психического развития” М
1990 год. 
11. Эльконин Д. Б. “Психология игры” М 
1978 год.