Теорико - методологические основания инновационных процессов в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации “ в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.
Целью данной работы является изучение теорико – методологических оснований инновационных процессов в образовании.

Содержание

Введение………………………………………………… …………….……...…. ……..3
Глава 1. Теоретическое обоснование инновационных процессов .........................6
1.1 Понятие об инновациях. . . . . . . . . . . . . . ……………..…..……………...6
1.2 Классификация инноваций ……………………………………...............10
1.3 Факторы, влияющие на возникновение инноваций в образовании……………………………………………………….…..............15
Глава 2 Исследования инновационных процессов в образовании…………..............19
2.1 Инновационные процессы в дошкольном образовании…………….19
2.2 Инновационные процессы в школьном образование, на примере МОУСОШ № 8 города Тулы…………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………..…..............29
Список литературы………………………………..…………………………………..31

Работа содержит 1 файл

Ермоленко.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

    РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    БРЯНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    имени академика И.Г. Петровского

    филиал  в г. Новозыбкове 
 
 
 
 

    Курсовая  работа:

    Теорико - методологические основания инновационных процессов в образовании. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнил:

                    студент 403 группы

                    Ермоленко С.А. 

                    Научный руководитель:

                    Кандидат  педагогических наук, доцент

                    Шлома Алла Викторовна 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

    Новозыбков, 2011

Содержание

Введение………………………………………………… …………….……...…. ……..3

Глава 1.  Теоретическое обоснование инновационных процессов .........................6

      1.1 Понятие об инновациях. . . . . . . . . . . . . . ……………..…..……………...6

      1.2 Классификация  инноваций ……………………………………...............10

      1.3 Факторы, влияющие на возникновение инноваций в образовании……………………………………………………….…..............15

Глава 2 Исследования инновационных процессов в образовании…………..............19

              2.1 Инновационные процессы в дошкольном образовании…………….19

          2.2 Инновационные процессы в школьном образование, на примере МОУСОШ № 8 города Тулы…………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………..…..............29

Список  литературы………………………………..…………………………………..31 

Введение. 

         Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте  инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно  возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

     Современная российская школа – это результат  огромных перемен, произошедших в системе  отечественного образования за последние  годы. В этом смысле образование  не просто часть социальной жизни  общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

         Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.  Многие образовательные учреждения стали вводить  некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.

     В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась  в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных  изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и др.

     Поиски  решения педагогических проблем  инноватики связаны с анализом имеющихся  результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. 
На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М. М. Поташника, А. В Хуторского, Н. Б Пугачёвой, В. С. Лазарева,  В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.

     Сегодня инновационный поиск вошёл в  “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации “ в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.

    Целью данной работы является изучение теорико – методологических оснований инновационных процессов в образовании. Для достижения цели необходимо изучить следующие вопросы:

  1. Разобрать понятие инновации.
  2. Рассмотреть классификации инноваций.
  3. Инновационная направленность педагогической деятельности.
  4. Исследование инновационных процессов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретическое обоснование  инновационных процессов. 

1.1 Понятие об инновациях. 

     Термин  «инновация» происходит от английского  слова innovation, что в переводе означает «введение новаций» (новшеств).

     В конце 50-х годов в Германии, США  и других странах стали создаваться  центры по изучению и обобщению педагогических новшеств, выходить специальные периодические  издания, посвященные нововведениям в области образования (например, «Information et innovation en education», «Educational Innovation in the United States» и др.).

     В нашей стране происходили те же самые  процессы, однако назывались они иначе. Речь шла об избирательном внедрении, распространении педагогического опыта, готовности и возможности перенять его практическими работниками, новизне предлагаемых новшеств и способах их оценки.

     Как правило, инновации возникают в  результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс — это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.

     Инновация в образовании – это специфическая форма управления развитием образования, позволяющая системно изменять структуру, содержание и организацию образовательного процесса в целом. В результате трансформируется и сама культура управления, поскольку инновационный способ развития предъявляет к ней особые требования.

Конкретные виды деятельности, естественно, различаются  своим предметным содержанием, при  этом предмет понимается как то, на что направлено действие субъекта, к чему он определённым образом относится  и что выделяется им из объекта в процессе его преобразования. Другое дело, что для инновационной деятельности чрезвычайно важно удерживать целостность объекта, это можно сделать, если и сама цель, и действия субъекта по её реализации соотнесены с объектом, соразмерны ему. «Иначе говоря, предвидимый в цели результат предстаёт здесь в качестве проблемы, разрешение которой происходит как развитие самого человека, его формирование как субъекта, способного постигать собственную меру объекта и действовать в соответствии с этой мерой»

    Прогрессивные изменения образовательной реальности связаны, как правило, с новыми педагогическими  разработками. Но создать педагогическое новшество мало. Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Инициаторы нововведений неизбежно столкнутся с проблемами, порождаемыми нововведениями и вынуждены будут искать пути их решения. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.

    Вопросы научной поддержки инновационной  деятельности в образовании относятся  к области педагогической инноватики.

    Педагогическая  инноватика – молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80-х гг. прошлого века, т.е. немногим более 15 лет назад. Сегодня как сама педагогическая инноватика, так и её методология находятся в стадии научной разработки и построения. Рассмотрим понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании.

    Новшества в образовании представляют собой  творческую проработку новых идей, принципов, технологий, в отдельных  случаях доведение их до типовых  проектов, содержащих условия их адаптации  и применения.

    Следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением  в этом случае будет процесс внедрения  и освоения этого новшества. Понятие  «нововведение» мы считаем синонимом понятия «инновация».

    С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных  систем: как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне региона, страны. Обоснование типологии педагогических нововведений позволяет изучать специфику и закономерности развития нововведений, выявлять и анализировать факторы, способствующие и препятствующие нововведениям.

    Ключевое  понятие в инноватике – инновационный  процесс. Инновационные процессы в  образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут способствовать, либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств - это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений.

Информация о работе Теорико - методологические основания инновационных процессов в образовании