Типичные ошибки семейного воспитания способствующие формированию делинквентного поведения подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:40, реферат

Описание работы

Проблема исследования связи между семейными переменными и текущей либо последующей делинквентностью является весьма актуальной, ведь подростковый возраст – это время становления характера личности. По поведению подростка мы можем видеть характерности проявлений сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение «трудным». В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом заболевания. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой.

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 64.92 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

 

среднего профессионального  образования

 

калининградский региональный

 

социально-педагогический колледж

 

Курсовая работа

 

Тема:

 

«Типичные ошибки семейного  воспитания способствующие формированию делинквентного поведения подростка».

 

Специальность: ____ Социальная педагогика.

 

Курс: 3

 

Группа: 2

 

Студента: Черкашина В.В.

 

Научный руководитель: Попова Т.Е.

 

Дата защиты:__________                              Оценка__________

 

Заведующий кафедрой: Белогурова Л.И.

 

2007

Оглавление:

 

Введение__________________________________________________________________________________________________

 

Глоссарий_________________________________________________________________________________________________

 

Глава I Анализ психолого-педагогической литературы по теме: «Типичные ошибки семейного воспитания, способствующие формированию делинквентного поведения  подростков» ____________________________________________________

 

1.1 Психологическая характеристика  подростка с отклоняющимся                                            поведением. Социальная ситуация  развития_____________________________________________

 

Мотивационная сфера_________________________________________________________________________

 

Эмоциональная сфера_________________________________________________________________________

 

Волевая сфера_____________________________________________________________________________________

 

Нравственная сфера, сфера  межличностных отношений.______________________

 

Формы проявления нарушений  поведения___________________________________________

 

1.2   Воздействие   нарушений семейного воспитания  на формирование делинквентности_____________________________________________________________________________________

 

Воспитание подростков в  семье___________________________________________________________

 

Стили семейного воспитания______________________________________________________________

 

Сопутствующие факторы семейного  воспитания и нарушения поведения__________________________________________________________________________________________

 

Семейные интеракции _______________________________________________________________________

 

Распад семьи,   Родительская девиантность_________________________________________

 

1.3 Общие концепции работы  социального педагога с неблагополучной  семьей___________________________________________________________________________________________________

 

1.4. Структура и содержание  индивидуальной профилактической  программы с несовершеннолетним  правонарушителем___________________________

 

Примерная программа деятельности социального педагога с семьей

 

по профилактике делинквентного поведения подростков____________________

 

Вывод по Главе I _____________________________________________________________________________

 

Глава II Опытно- исследовательская  работа по теме:

 

«Типичные ошибки семейного  воспитания, способствующие формированию делинквентного поведения подростков».

 

«Что должны знать и  чему научиться родители, чтобы в  полной мере содействовать духовному  развитию ребенка».________________________________________

 

Вывод по Главе II _________________________________________________________________________

 

Заключение _______________________________________________________________________________________

 

Приложения__________________________________________________________________________________________

 

Список используемой литературы__________________________________________________________

 

                                                                               

 

Введение

 

Проблема исследования связи  между семейными переменными  и текущей либо последующей делинквентностью является весьма актуальной, ведь подростковый возраст – это время становления  характера личности. По поведению  подростка мы можем видеть характерности  проявлений сложного процесса становления  его характера. Серьезные нарушения  поведения нередко связанны с  отклонениями  в этом процессе. Нередко  эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение «трудным».  В  этой  связи довольно часто  возникают осложнения психологического развития.  Большая часть этих осложнений является лишь отклонением  от нормы, а не симптомом заболевания. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается  с огромной силой.

 

Эта работа посвящена рассмотрению семейных влияний, в особенности  семейного воспитания, на развитие криминальности. Использовались работы таких ученых, как Шакурова М. В., Фельдштейн Д.И., Мардахаев Л.В., Мудрик А.В., Макаренко А.С., Галагузова М. А., Курек Н.С., Фурманов И.А., Лесгафт П. Ф. и др.

 

«Согласно Роберту Мертону (1971) некоторым людям трудно отречься от делинквентного поведения потому, что в нынешнем обществе потребления  подавляющее большинство любой  ценой стремится к доходу, потреблению  и успеху. Поэтому людям, выброшенным  обществом, так или иначе отодвинутым  в сторону, очень тяжело достичь  всех желанных целей легальным путем. В связи с этим они настроены  или вынуждены пытаться достичь  успеха криминальным образом. Такие  люди совершают растраты, обманывают, воруют или грабят, короче добывают себе все то, что не могут заполучить законным путем…»[6].

 

Целью нашего исследования является изучение типичных ошибок семейного  воспитания как причины делинквентного воспитания как причина делинквентного поведения подростков.

 

Объектом нашего исследования является: делинквентное поведение  подростка.

 

Предметом нашего исследования  мы избрали типичные ошибки семейного  воспитания, способствующие формированию делинквентного поведения подростков.

 

Задачи исследования конкретизированы следующим образом:

 

1.           проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме;

 

2.           охарактеризовать ошибки семейного  воспитания

 

3.           изучить связь ошибок семейного  воспитания и отклонений в  поведении подростка;

 

4.           разработать социально-педагогическую  технологию работы социального  педагога с семьёй по предупреждению  ошибок семейного воспитания, приводящих  к делинквентности подростка.

 

В основе нашей работы положена гипотеза: семья может воспитывать  ребёнка без отклонений в поведении  при:

 

-     учете взрослыми  возрастных особенностей подростка

 

-     выборе адекватных  методов и форм семейного воспитания

 

- активизации усилий самой  личности подростка на преодоление  отрицательных явлений в собственном  поведении и среди других людей.

 

В работе используются теоретические  методы: сбор, обработка и анализ информации, и практические методы: работа с документами, наблюдение, консультирование у сотрудников ПДН и КДНиЗП.

 

ГЛОССАРИЙ.

 

Безнадзорный  - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует  вследствие неисполнения или ненадлежащего  исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны  родителей, или законных представителей, или должностных лиц (Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

 

Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

 

Девиантное поведение  – деятельность человека, система  поступков, не соответствующих установившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.

 

Делинквентное поведение  – Девиантное поведение индивида, проявляющееся в уголовно наказуемых действиях. Патохарактерологическая  реакция подростков, проявляющаяся  в совершении ими мелких правонарушений и проступков, не достигающих степени  преступления, наказуемого в судебном порядке.

 

Личность – комплекс социально-психологических  свойств человека, возникающий в  ходе его включения в систему  социальных отношений, в результате активной работы над собой посредством  активной деятельности и общения. Социальная характеристика, отражает общественные, а не биологические качества. Характеристики человека, которые отвечают за согласованные  проявления поведения.

 

Метод – Способы практического  или теоретического освоения действительности, исходящие из сущности изучаемого объекта.            В социальной педагогике: все способы  взаимосвязанной деятельности объекта  и субъекта СПД.

 

Норма – некоторое идеальное  образование, условное обозначение  объективной реальности, среднестатистический вариант, обычно имеющий определённый интервал.

 

Общение – социально-психологический  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями совместной жизнедеятельности.

 

Приём – частное выражение  метода, его конкретизация, носит  по отношению к методу частный  характер. Различают созидающие и  тормозящие П.

 

Принцип – (лат. «Основа»)  основное, исходное положение, которое  вытекает из установленных наукой закономерностей, реализация метода через совокупность приёмов.

 

Социализация – процесс  овладения культурно-историческим опытом, социальными нормами и  правилами той среды, в которой  идёт развитие человека. Различают  относительно контролируемую, стихийную  и целенаправленную социализации.

 

Социальная адаптация  – процесс приспособления человека к условиям окружающей среды.

 

Социальная дезадаптация – процесс, обратный социальной адаптации.

 

Социум – Ближайшая  среда, в которой происходит развитие личности.

 

Факторы среды – всё  то, что непосредственно и опосредованно  воздействует на человека.

 

Глава I

 

Анализ психолого-педагогической литературы по теме: «Типичные ошибки семейного воспитания, способствующие формированию делинквентного поведения  подростков»

1.1. Формы проявления нарушений  поведения.

 

В определении девиантного  поведения мы будем придерживаться общепринятого понимания отклоняющегося поведения как деятельности человека, системы поступков, не соответствующих  установившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам».[31]

 

Такие отклонения ещё называют личностными недостатками.

 

Происходящие в ребенке  изменения родители замечают, когда  он становится неподатливым к педагогическим воздействиям не только в семье, но и за её пределами, выслушивая комментарии  работников образовательных учреждений и других социально направленных структур.

 

Какие же формы может принимать  данное поведение? Отклонениями в поведении  мы можем называть состояния, в которых  главная проблема заключается в  появлении социально не одобряемых форм поведения. В зависимости от опасности (угрозы) форм поведения мы можем их классифицировать следующим  образом:

 

- непослушание

 

- детский негативизм

 

- девиантные формы поведения  (табл. 2).

 

1.2 Психологическая характеристика  подростка с отклоняющимся поведением.

 

По мнению И.А.Фурманова[32] отклонения в поведении рассматриваются  как один из способов адаптации подростка. Мотивационная, волевая и другие сферы личности делинквентного подростка  имеют специфические черты. Для  понимания психологической стороны  делинквентности необходимо осветить каждую из них.

 

Мотивационная сфера.

 

Дифференция мотивации, разработанная  А.Маслоу, разделяет мотивы «дефицита» и мотивы «роста». Мотивы «дефицита» возникают, когда человек испытывает неудовлетворённость, недостаток в  определённых условиях существования  и функционирования. Наиболее характерными мотивами дефицитарного типа являются мотивы, связанные с жизнеобеспечением, комфортом и безопасностью. А  наиболее типичные мотивы «роста» связаны  с творческими процессами, с потребностью самореализации и самоактуализации.

 

Дети с отклоняющимся  поведением характеризуются преобладанием  дефицитарных мотивов над мотивами роста. Это свидетельствует о  неудовлетворённости её в безопасности и в социальных связях. Такие дети постоянно пребывают в состоянии  тревожности, зависимости от взрослых. Другой их особенностью является дефицит  отношений привязанности с другими, чувство одиночества, отверженности, отсутствие дружеских связей.

 

В результате неудовлетворения мотивов роста, которые сами по себе не являются доминирующими, могут возникать  такие состояния, как апатия, отчуждение, цинизм, ненависть, скептицизм, безответственность и утрата смысла жизни.

 

Эмоциональная сфера.

 

Эмоции принято разделять  на стенические (повышают жизнедеятельность) и астенические (окрашенные негативными  тонами).

 

Подавляющее большинство  детей с нарушениями поведения  отличают серьёзные отклонения в  эмоциональной сфере в виде расстройств  невротического, психического, депрессивного  характера, а также в виде парадоксального  сочетания стенических (тревожности, раздражительности) и астенических (тревожных, фобических) реакций.

 

В зависимости от отклонений и особенностей эмоциональной сферы  можно выделить целый ряд категорий  детей.

 

Дети с невротическими тенденциями.  Общей характеристикой  таких детей является высокая  тревожность, возбудимость в сочетании  с быстрой истощаемостью, повышенная чувствительность к раздражителям, а также общая астеническая направленность эмоциональной сферы. В связи  с этим выделяют две категории  подростков:

Информация о работе Типичные ошибки семейного воспитания способствующие формированию делинквентного поведения подростка