Требования к детям, поступающим в школу. Кризис 7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 05:20, лекция

Описание работы

Цель занятий: Сообщить новые знания по теме «Требования к детям, поступающим в школу. Кризис 7 лет»
Задачи:
1. формировать диалектическое мышление для разностороннего развития личности;
2. Стимулировать мыслительную активность, интерес к данной теме
3. Воспитать оценочно–эмоциональное отношение к изучаемому предмету

Содержание

1.Требования к детям, поступающим в школу
2.Новообразования дошкольного возраста
3.Базовая потребность в дошкольном периоде
4.Признаки кризисного периода семи лет

Работа содержит 1 файл

лекция Требования к детям.docx

— 31.40 Кб (Скачать)

Тема «Требования к детям, поступающим в школу. Кризис 7 лет»

 

Форма: Урок

Тип занятий: Усвоение новых знаний.

Вид: Урок-лекция

Цель занятий: Сообщить новые знания по теме «Требования к детям, поступающим в школу. Кризис 7 лет»

Задачи:

1. формировать диалектическое  мышление для разностороннего  развития личности;

2. Стимулировать мыслительную  активность, интерес к данной  теме

3. Воспитать оценочно–эмоциональное  отношение к изучаемому предмету 

План:

1.Требования к детям,  поступающим в школу

2.Новообразования дошкольного  возраста

3.Базовая потребность  в дошкольном периоде

4.Признаки кризисного  периода семи лет

 

Литература

  1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних, педагогических учебных заведений. - 2-е изд., переработанное и дополненное - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
  2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.
  3. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6 - 7 лет. М., 1992.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 2008 с.213-227.

 

 

1.Требования к детям, поступающим в школу

 Поступление в школу - переломный момент в жизни ребёнка. Поэтому понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учёба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За неё он несёт ответственность перед учителем, школой семьёй. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Его основным содержанием становится усвоение знаний общих для всех детей.

Совершенно особый тип  взаимоотношений складывается между  учителем и учеником. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребёнка. Он является официальным носителем  общественных требований к ребёнку. Оценка, которую ученик получает на уроке, - не выражение личного отношения  к ребёнку, а объективная мера его знаний, выполнения им учебных  обязанностей. Плохую оценку нельзя компенсировать ни послушанием, ни раскаянием. Взаимоотношения  детей в классе тоже отличаются от тех, которые складываются в игре.

Главным мерилом, определяющим положение ребёнка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в  учёбе. Вместе с тем, совместное участие  в обязательной деятельности порождает  новый тип взаимоотношений, строящихся на общей ответственности. Усвоение знаний и перестройка, изменение  самого себя становится единственной учебной целью. Знания и учебные  действия усваиваются не только для  настоящего времени, но и для будущего, впрок.

Знания, которые получают дети в школе, имеют научный характер. Если раньше начальное обучение представляло собой подготовительную ступень  к систематическому усвоению основ  наук, то теперь оно превращается в  исходное звено такого усвоения, которое  начинается с первого класса.

Основная форма организации  учебной деятельности детей - урок, на котором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям надо следить  за указаниями учителя, чётко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним  делом. Все эти требования касаются развития разных сторон личности, психических  качеств, знаний и умений. Ученик должен ответственно относиться к учёбе, осознавать её общественную значимость, подчиняться  требованиям и правилам школьной жизни. Для успешной учёбы ему  необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий познавательный кругозор. Ученику совершенно необходим  тот комплекс качеств, который организует умение учится. Сюда входит понимание  смысла учебных задач, их отличия  от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки.

Важной стороной психологической  готовности к школе является достаточный  уровень волевого развития ребёнка. У разных детей этот уровень оказывается  различным, но типичной чертой, отличающих шести семилетних детей, является соподчинение мотивов, которое даёт ребёнку возможность  управлять своим поведением и  которое необходимо для того, чтобы  сразу же, придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых  школой и учителем.

Что касается произвольности познавательной деятельности, то она, хотя и начинает формироваться в  старшем дошкольном возрасте, к моменту  поступления в школу ещё не достигает полного развития: ребёнку  трудно длительное время сохранять  устойчивое произвольное внимание, заучивать  значительный по объёму материал и  тому подобное. Обучение в начальной  школе учитывает эти особенности  детей и строится так, что требования к произвольности их познавательной деятельности возрастает постепенно, по мере того, как в самом процессе учения происходит её совершенствование.

Готовность ребёнка к  школе в области умственного  развития включает несколько взаимосвязанных  сторон. Ребёнку, в первый класс, необходим  известный запас знаний об окружающем мире: о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т.е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объём этих знаний, сколько их качество - степень правильности, чёткости и обобщенности, сложившихся в дошкольном детстве представлений.

Мы уже знаем, что образное мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые возможности  для усвоения обобщённых знаний, и  при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями, отображающими  существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности. Такие представления - наиболее важное приобретение, которое поможет ребёнку  перейти в школе к усвоению научных знаний. Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребенок ознакомится с теми областями  и сторонами явлений, которые  служат предметом изучения разных наук, начнет их выделять, отличать живое  от неживого, растения от животных, природное  от созданного руками человека, вредное  от полезного. Систематическое ознакомление с каждой областью знаний, усвоение систем научных понятий - дело будущего.

Особое место в психологической  готовности к школе занимает овладение  специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, - грамотой, счетом, решением арифметических задач. Начальная школа  рассчитана на детей, не получивших специальной  подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие  знания и навыки обязательной составной  частью готовности ребенка к школьному  обучению. Вместе с тем значительная часть детей, поступающих в первый класс, умеет читать, а счетом в  той или иной мере владеют почти  все дети. Овладение грамотой и  элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное  значение имеет образование у  детей общих представлений о  звуковой стороне речи и ее отличии  от содержательной стороны, о количественных отношениях вещей и их отличии  от предметного значения этих вещей. Поможет ребенку учиться в школе и усвоении понятия числа и некоторых других первоначальных математических понятий.

Что касается навыков, счета, решения задач, то их полезность зависит  от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы. Так, навык чтения повышает уровень  готовности ребенка к школе только при условии, что он строится на базе развития фонематического слуха  и осознания звукового состава  слова, а само является слитным или  послоговым. Побуквенное чтение, нередко  встречающееся у дошкольников, затруднит  работу учителю, т.к. ребенка придется переучивать. Так же обстоит дело со счетом - опыт окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа, и бесполезным  или даже вредным, если счет усвоен механически.

О готовности к усвоению школьной программы свидетельствуют  не сами по себе знания и навыки, а  уровень развития познавательных интересов  и познавательной деятельности ребенка. Общего положительного отношения к  школе и к учению достаточно для  того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в школе  знаний, не интересует то новое, с чем  он знакомится на уроках, если его не привлекает сам процесс познания. Познавательные интересы складываются постепенно, в течении длительного  времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделяли достаточно внимания. исследования показывают, что наибольшие трудности  в начальной школе не те дети, которые имеют к концу дошкольного  возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют  интеллектуальную пассивность, у которых  отсутствует желание и привычка думать, решать задачи, прямо несвязанные  с какой либо интересующей ребенка  игровой или жизненной ситуацией. Для преодоления интеллектуальной пассивности требуется углубленная  индивидуальная работа с ребёнком. Уровень развития познавательной деятельности, который может достичь ребенок к концу дошкольного возраста и который достаточен для успешного обучения в начальной школе, включает в себя, кроме произвольного управления этой деятельностью, и определенные качества восприятия мышления ребенка.

Ребенок, поступающий в  школу, должен уметь планомерно обследовать  предметы, явления, выделять их разнообразие и свойства. Ему необходимо владеть  достаточно полным, четким и расчлененным восприятием, тюк. Обучение в начальной  школе в значительной мере основано на выполняемой под руководством учителя собственной работе детей  с различным материалом. В процессе такой работы происходит выделение  существенных свойств вещей. Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени. Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания, которые невозможно выполнить без  учета пространственных признаков  вещей, знания направления пространства. Так, например, учитель может предложить провести линию «наискось от верхнего левого к нижнему правому углу»  или «прямо вниз по правой стороне  клетки» и т.п. представление о  времени и чувство времени, умение определить, сколько времени прошло - важное условие организованной работы ученика в классе, выполнения задания  в указанный срок.

Особенно высокие требования предъявляет обучение в школе, систематическое  усвоение знаний, к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное  и различное; он должен научиться  рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Еще одной стороной психологического развития, определяющей готовность ребенка к школьному  обучению, является развитие его речи - овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих предмет, картинку, событие, передать ход своих  мыслей, объяснить то или иное явление, правило.

 

Наконец психологическая  готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти  в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую  деятельность. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребенком правила  поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать  и поддерживать взаимоотношения  со сверстниками, которые формируются  в современной деятельности дошкольников.

Основное место в подготовке ребенка к школе занимает организация  игры и продуктивных видов деятельности. Именно в этих видах деятельности впервые возникают общественные мотивы поведения, складывается иерархия мотивов, формируются и совершенствуются действия восприятия и мышления, развиваются  социальные навыки взаимоотношений. Конечно, это происходит не само собой, а при  постоянном руководстве деятельностью  детей со стороны взрослых, которые  передают подрастающему поколению  опыт общественного поведения, сообщают необходимые знания и вырабатывают нужные навыки. Некоторые качества могут быть сформированы только в  процессе систематического обучения дошкольников на занятиях - это элементарные умения в области учебной деятельности, достаточный уровень производительности познавательных процессов.

В психологической подготовке детей к школе немалую роль играет получение обобщенных и систематизированных  знаний. Умение ориентироваться в  культурных специфических областях действительности (количественных отношениях вещей, звуковой материи языка), помогают овладеть определенными навыками на этой основе. В процессе такого обучения у детей вырабатываются те элементы теоретического подхода к действительности, которые дадут им возможность  сознательно усваивать разнообразные  знания.

Субъективно готовность к  школе нарастает вместе с неизбежностью  первого сентября идти в школу. В  случае здорового, нормального отношения  близких к этому событию ребенок  с нетерпением готовится к  школе.

Особая проблема - адаптация  к школе. Ситуация неопределенности всегда волнует. А перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение. Он вступает в жизнь в новых  по сравнению с детским садом  условиях. Может случиться и так, что ребенок в младших классах  будет подчиняться большинству  вопреки собственному желанию. Поэтому  надо помочь ребенку в этот трудный  для него период жизни обрести  самого себя, научить его самого отвечать за свои поступки.

 

2.Новообразования дошкольного возраста

К 7 годам возникает ряд  сложных образований, которые приводят к тому, что трудности поведения  резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста. Такие  новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса: манерничанье, кривлянье - преходящи. В кризисе  семи лет благодаря тому, что возникает  дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое  переживание, возникает и острая борьба переживаний. Ребенок, который  не знает, какие взять конфеты - побольше или послаще, не находится в состоянии  внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внутренняя борьба (противоречия переживаний  и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь. Этот кризис саморегуляции, напоминает кризис 1 года. Ребёнок начинает регулировать своё поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии, на внимание к себе, поведение становиться  вызывающим. В поведении появляется демонстративная наивность, которая  окружающими воспринимается как  неискренность, кажется излишне  взрослым, предъявляет к окружающим претензии. Для ребёнка распадается  единство аффекта и интеллекта, и  этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребёнок не владеет своими чувствами; не может сдерживать, но и не умеет управлять ими. Утратив одни формы, он не приобрёл ещё другие. Новообразованием кризиса 7 лет является возникновение личного сознания и конкретной самооценки, комплексы готовности к школьному обучению:

Информация о работе Требования к детям, поступающим в школу. Кризис 7 лет