Учебная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время государство предъявляет исключительные требования ко всякому члену общества как личности с присущим ей строем знаний, навыков, умений и способностей. В психолого-педагогической науке и практике существует точка зрения на то, что человек обучается и переобучается всю жизнь, и процесс этот носит непрерывный характер. Основу непрерывного образования составляет учебная деятельность.

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 199.87 Кб (Скачать)

Введение

     В настоящее время государство предъявляет исключительные требования ко всякому члену общества как личности с присущим ей строем знаний, навыков, умений и способностей.  В психолого-педагогической науке и практике существует точка зрения на то, что человек обучается и переобучается всю жизнь, и процесс этот носит непрерывный характер. Основу непрерывного образования составляет учебная деятельность.

     Учебная деятельность является ведущей деятельностью  в младшем школьном возрасте. В развитии детей этой деятельности принадлежит особая роль. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом интеллектуальное развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. В целом же с поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться уже не тремя, как было в дошкольном детстве, а четырьмя различными видами деятельности: ведущая, игровая, трудовая и учебная. В.В. Давыдов считает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования. [7]. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте имеет свои особенности. Она здесь только начинается, и поэтому о ней нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Ее предстоит совершенствовать в течение долгих лет жизни, если человек будет все это время продолжать учиться.

     В соответствии с Федеральным государственным  стандартом начального общего образования  на ступени начального общего образования  осуществляется:

     - формирование основ умения учится  и способности к организации  собственной деятельности;

     -умение  применять сохранять цели следовать  им в учебной деятельности, планировать  свою деятельность, осуществлять  ее контроль и оценку, взаимодействовать  с педагогом и сверстниками  в учебном процессе.[29]

     В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как важной составляющей полноценной учебной деятельности. В методическом пособии под редакцией А.Г. Асмолова излагаются теоретические положения формирования универсальных учебных действий, таких как личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных и раскрываются пути их формирования с учетом возрастных особенностей младших школьников. Формирование универсальных учебных действий обеспечивает школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта в процессе учебной деятельности.[13]

     Таким образом, становление полноценной  учебной деятельности, формирование у школьников умения учиться, является важными задачами школьного обучения. При продуманном и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже к старшим классам школы ребенок приобретает новые или изменит существующие у него знания, умения и навыки. Главная нагрузка здесь приходится как раз на младший школьный возраст, где образуются основные составляющие этой деятельности: мотивы учения, учебные действия, контроль и саморегуляция.

     Исходя  из выше сказанного, темой выпускной  квалификационной работы выбрана проблема «Формирование учебной деятельности младшего школьника в условиях вариативных моделей начальной школы»

     Целью выпускной квалификационной работы является выявление специфики учебной деятельности и ее компонентов.

     Исходя  из поставленной цели, нами решались следующие  задачи:

    • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной  проблеме;
    • определить содержание понятия учебной деятельности;
    • выявить особенности организации учебной деятельности младших школьников;
    • исследовать мотивы учения у младших школьников  как одного из компонентов учебной деятельности.

     Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников.

     Предметом – изучение мотивации учения младших школьников как одного из компонентов учебной деятельности.

     Гипотеза основана на предположении о том, что если создать необходимые условия и проводить целенаправленную, систематическую работу по формированию положительных мотивов учения, то процесс обучения будет более эффективным.

     Методологической  основой выпускной квалификационной работы являются труды В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, Л.С. Выготского, Л.И. Божовича, Г.А. Цукерман, Л.А. Матвеевой и других.

     Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего37  наименовании, приложения.

     Для реализации задач исследования и  проверки гипотезы был использован  комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающий теоретический  анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования передового педагогического  опыта, и приложений.

    1. Анализ научно-методической литературы;
    2. Анкетирование;
    3. Наблюдение;
    4. Анализ продуктов деятельности младших школьников.
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования учебной деятельности.

    1. Понятие учебной деятельности.

Рассмотрим  основные подходы к разработке учебной  деятельности.

     Философско-педагогическое понятие «деятельность» означает творческое преобразование людьми окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Все виды материальной и духовной деятельности человека - производные от труда несут в  себе главную черту творческое преобразование действительности, а в итоге и  самого человека.[25]

     Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. По мнению В.В. Давыдова, учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности.[35].

     Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе, потребности интеллектуального роста и персонального развития.

     По  мнению В.С. Мухиной, учебная деятельность - один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решении учебных задач. Систематическое осуществление учебно-познавательная деятельность способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического сознания и мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. [18]. Учебную деятельность нельзя отождествлять с теми процессами учения и усвоения, которые включены в любые другие виды деятельности (игровую, трудовую и др.). Учебная деятельность сознательно направлена на усвоение знаний и способов деятельности.

      Как отмечает Зимняя И.И., учебная деятельность может рассматриваться как специфический  вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как субъекта - совершенствования, развития, формирования его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социального  опыта в различных видах и  формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их применение в разнообразных  ситуациях. [10]  Учебная деятельность является сложной и по содержанию, и по структуре, и по форме осуществления. Требуется немало усилий, чтобы в  ходе систематической работы под  руководством учителя школьник постепенно приобрел умения учиться.

      В последние годы в системе образования  большое значение отводится на формирование учебной деятельности. В стандартах второго поколения особое внимание обращается: «На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться  и способности к организации  своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать  свою деятельность, осуществлять контроль и оценку». [29] Успешное обучение в  начальной школе невозможно без  формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика.

      В концепции учебной деятельности Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова структуру  учебной деятельности составляют:

      1.Учебная  мотивация.

      2.Учебная  задача

      3.Учебные  действия.

      4.Контроль

      5.Оценка.

      Рассмотрим  более подробно каждый компонент  учебной деятельности.

      В современной школе вопрос о  мотивации учения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. [35] А.К.Маркова дает следующее определение мотивации.

     Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. [17]

     Мотивационная сфера, как считает А.Н.Леонтьев, является ядром личности. Что же движет ребенком? Какие желания у него возникают? В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться, причем учиться хорошо, отлично. Получение высокой отметки становится для ребенка целью, за которой могут стоять различные мотивы.[15] А.К. Марковой рассмотрены функции и виды мотивов.

     Мотивация выполняет несколько функций: побуждает  поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл  и значимость. Наличие нескольких функций мотивации показывает, что  мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно предшествует поведению  на всех его этапах, во всех его звеньях.

     Все мотивы она разделяет на группы:

1. Социальные;

2. Познавательные;

3. Творческие или социально-познавательные. [17]

В.В. Давыдов  выделяет следующие группы мотивов:

I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с её результатом и процессом.

II. Мотивы, связанные с содержанием учения, т.е. учиться побуждать стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями.

III. Мотивы, связанные с косвенным результатом учебной деятельности:

    1) широкие  социальные мотивы;

    2) узколичные  мотивы;

    3) отрицательные  мотивы.[7]

     В ходе учебного процесса каждый педагог  сталкивается с проблемой неодинакового  усвоения разными учениками одного и того же учебного материала. Одна из причин, как считает Г.А. Цукерман – это различный уровень сформированности учебной мотивации.

     У детей, успешных в учебной деятельности, развиты как социальные, так и  познавательные мотивы. В беседах  с их родителями выявлено, что они  сами социально успешны, имеют четкие и яркие представления о будущем  своего ребенка.

     У детей, имеющих трудности в обучении, наблюдается другая структура мотивации, в которой узколичные мотивы являются ведущими. Стимулами к учебной  деятельности являются стремление получить хорошую отметку, похвала учителей и родителей. Родители смутно представляют себе будущее своего ребенка. Таким  образом, возникает проблема повышения  качества овладение знаниями младшими школьниками, которая  перерастает  в проблему формирования подлинной  мотивации учебной деятельности.[32]

     Одним из дидактических условий мотивации  учения деятельности младших школьников Н.А. Фролова отмечает систематическую  и целенаправленную ориентировку учащихся на активное мотивированное овладение  системой знаний и способов деятельности.[30] В последнее время в практику обучения внедрены различные системы  развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Е.Л. Мельникова). Новые программы, построенные на принципиально ином подходе к определению содержания обучения и способах его организации, что позволяет в большой мере реализовать возрастные возможности  младших школьников и способствует развитию положительных мотивов  учения.

Информация о работе Учебная деятельность