Учение А. С. Макаренко о коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:45, реферат

Описание работы

Учение А. С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; определил принци­пы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии* параллельное действие); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Работа содержит 1 файл

макаренкооооооо.doc

— 37.00 Кб (Скачать)


УЧЕНИЕ А. С. МАКАРЕНКО О КОЛЛЕКТИВЕ

Учение А. С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; определил принци­пы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии* параллельное действие); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А. С. Макарен­ко выделил несколько стадий (этапов).

Первая стадия — становление коллектива (стадия перво­начального сплочения). В это время коллектив выступает преж- де всего как цель воспитательных усилий педагога, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами и ценностями. Организатор коллектива — педагог, от него исходят все требо­вания. Первая стадия считается завершенной, когда в коллекти­ве выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей целиГ общей деятельности и общей организаций.

Вторая стадия-усиление влияния актива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, они становятся надежными помощниками педагога. "Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога. Коллектив выступает уже как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. 0н уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения. Основная цель педагога на этой стадии — максимально ис­пользовать возможности коллекгава для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Развитие коллектива на этой стадии связано а преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот^ отстающими от этих требований. Третья и последующие стадии характеризуют расцвет кол- лектива. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива, достаточно указать на уровень и характер требований, предъяв­ляемых друг другу/член ами коллектива: более высокие требова­ния к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельству­ет о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индиви­дуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одина- ковыё оценки событий — основной признак и наиболее харак­терная черта коллектива на третьей стадии. Развитие коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Каждая последующая стадия не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и .не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственньщ норм становится его потребностью. процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции! Эти ус­тойчивые формы коллективной жизни эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

Традиции бывают большие и малые. (Большие— это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитыва­ют чувство гордости за,свой коллектив, веру в его силы, уваже­ние к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспи­тательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными — это способствует воз­никновению новых и стиранию старых традиций.

Особенно важным А. С. Макаренко считал выбор цели. Прак­тическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанни­ков, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что «истинным стимулом человеческой жизни является зав­трашняя радость». Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия.

В практике воспитательной работы А. С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже начальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т. д. Основ­ное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю ра­дость, стремится к. ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы — это ожи­даемая радость коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая пер­спектива.

Средняя перспектива, по мнению А. С. Макаренко, заключа­ется в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно прило­жить усилия. Примерами средних перспектив, получивших рас­пространение в современной школьной практике, можно назвать подготовку к проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера. Среднюю перспективу наибо­лее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформи­ровался работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех школьников. Для коллек­тивов на различных уровнях развития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени и сложности.

 

 



Информация о работе Учение А. С. Макаренко о коллективе