Учитель - доверенное лицо общества в воспитании детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 15:37, реферат

Описание работы

Настоящий педагог - это, прежде всего, человек который любит детей, находит радость общения с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает их душу и никогда не забывает, что и сам он был ребенком. Учитель тот, кто способен заглянуть в самый центр того, что представляет из себя личность, и исправить то, что требует корректировки. Сделать это более тонко, чем хирург у операционного стола. Ибо он вторгается в грани более сложные, чем физическая оболочка человека. Еще академик Д.С. Лихачев говорил, что «учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный».

Содержание

Введение
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Обучение в Древней Греции
Школы в Древнем Риме
Средневековое образование
Януш Корчак
Начало образования на Руси
Образовательная реформа Петра Великого и первые послепетровские десятилетия
Российское образование в 30–80-х гг.
Образовательная реформа конца 80-х – начала 90-х гг.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

обложка оглавление.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Курский  государственный университет»

Кафедра педагогики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Учитель - доверенное лицо общества в воспитании детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил: студент 1 курса 11

                группы  ФИВТ

                Калугин Владислав

                Проверила: Прозорова  Надежда Васильевна 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Курск - 2009

 

 
 
 

Введение  
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)  
Обучение  в Древней Греции  
Школы в Древнем Риме  
Средневековое образование  
Януш  Корчак  
Начало  образования на Руси  
Образовательная реформа Петра Великого и первые послепетровские десятилетия  
Российское  образование в 30–80-х гг.  
Образовательная реформа конца 80-х – начала 90-х гг.  
Заключение  
Список  литературы  
 
 
 

                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Учитель — воспитатель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное — детей, свою надежду, свое будущее. Эта благороднейшая и трудная профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. Сеятелей разумного, доброго, вечного. О каждом можно сказать много теплых и душевных слов. Учитель во все времена выполнял социальную функцию ментора, просветителя, организатора, педагога, руководителя, наставника, просветителя, доверенного лица государства. Все это требовало от него выполнения своих профессионально-социальных обязанностей, с одной стороны, а с другой - исторически выкристаллизовывало определенный общественный тип личности. Настоящий педагог - это, прежде всего, человек который любит детей, находит радость общения с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает их душу и никогда не забывает, что и сам он был ребенком. Учитель тот, кто способен заглянуть в самый центр того, что представляет из себя личность, и исправить то, что требует корректировки. Сделать это более тонко, чем хирург у операционного стола. Ибо он вторгается в грани более сложные, чем физическая оболочка человека. Еще академик Д.С. Лихачев говорил, что «учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный».

    «Учитель - это человек, которого Всевышний  определил для спасения других людей». Именно так гласит восточная мудрость. А на Западе говорят: «Учитель - высокий  регистр человеческого разума, самая важная профессия на Земле». Этими словами подчеркивается роль и значение учителя в обществе. 

    А каким должен быть сам учитель? Многие находят ответ на этот вопрос в  перечислении человеческих качеств  и как можно большем наборе знаний по своему предмету. 

    Но  на самом деле есть важнейшее требование к настоящему учителю: он должен обладать высочайшими качествами, в которых  нуждается любой из его учеников. По существу, хороший учитель готовится  к своему уроку всю жизнь, ежедневно  восходя к удивительному миру детского воображения. 

    Учитель - доверенное лицо общества, которому оно  доверяет самое дорогое - детей, свою надежду и будущее. Это требует неустанной работы мысли, огромных душевных сил и любви к детям.  
 

 

     Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

    Рожденный в Стагире в северной Греции, Аристотель был самым известным ученым образовательных  программ, разработанных Платоном; он провел двадцать лет своей жизни, учась в Академии. Когда Платон умер, Аристотель вернулся на свою родину в Македонии, где он, как предполагается, участвовал в образовании сына Филипа, Александра (Великого). Он вернулся в Афины с одобрения Александра в 335 году, и основал свою собственную школу в Лицее, тратя большую часть остальной части своей жизни, занимаясь исследованиями, обучением, и письмом в своей школе. Его студенты приобретали название "перипатетики" от привычки учителя к прогулкам во время проведения лекций. Хотя выживающие работы Аристотеля, вероятно, представляют только фрагмент целого, они включают его исследования удивительного диапазона предметов, от логики, философии, и этики до физики, биологии, психологии, политики, и риторики. Аристотель, кажется, продумал свои взгляды, как он написал, возвращаясь к существенным проблемам в различных стадиях его собственного развития. Результат - менее последовательная система мысли и более сложный процесс размышления Аристотеля о многих существенных проблемах.

    Цель  логических трактатов Аристотеля (известный  все вместе как Органон) состояла в том, чтобы развить универсальный метод рассуждения, посредством которого будет возможно узнать все знания о действительности. Таким образом, Категории предлагают схему описания специфических вещей в терминах их свойств и действий. Предшествующая Аналитика, и Следующая Аналитика исследуют природу дедуктивного вывода, обрисовывая в общих чертах систему силлогистического рассуждения от истинных суждений, которые позже стали известными как «категорическая логика». Хотя одна из логических работ, Физика способствует универсальному методу, различая четыре причины, которые могут использоваться, чтобы объяснить все. В других трактатах Аристотель применял этот метод, с его характерным акцентом на целенаправленном объяснении, к астрономическим и биологическим исследованиям естественного мира.

    В (Метафизика) Аристотель попытался оправдать все действия, основывая все это на абстрактном исследовании того, что называют качеством. Хотя Аристотель отклонил Платоническую теорию форм, он защищал свое собственное видение окончательной действительности, включая вечное существование вещества.

    Аристотель  предпринимал несколько усилий объяснить, как моральное поведение способствует хорошей жизни человеческих индивидов, включая (Этику), но самое полное выживающее утверждение его взглядов относительно этики происходит в (Этике Никомачиан). Там он рассмотрел естественное желание достигнуть счастья, описал деятельность человеческой воли и моральное обдумывание, развил теорию каждого достоинства.

 

     Обучение в Древней Греции

    В Греции уже в очень ранние времена  большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы.

    После семи лет мальчики из рук матери и кормилицы передавались на попечение  отца и раба-педагога (в переводе с греческого слово "педагог" означает "сопровождающий ребенка"), который  следил за воспитанием мальчика и  сопровождал его в школу. В школе дети занимались с тремя учителями. Первый назывался грамматистом. Он обучал грамоте, счету и письму, читал с учениками поэмы Гомера и басни Эзопа. Вместо тетрадей школьники пользовались так называемыми диптихами, двумя скрепленными с одной стороны дощечками, которые раскрывались как книга или переплет. Внутренняя поверхность натиралась воском, на котором стилем (металлической палочкой) прорезались буквы и цифры и им же (вернее, его обратной стороной, где была лопаточка) стирались — saepe stylum verte! Края дощечек выступали, их можно было скрепить печатью, завязать веревкой и с фугой стороны. В этом случае диптихи служили "конвертами" для писем, скрывая написанное на внутренних сторонах дощечек. Считать учились на камешках. Более сложные арифметические расчеты действия) производили на абаке. Этот способ обучения известен и в современной школе. Важное место в образовательной программе занимала подготовка к религиозным празднествам, на которых присутствовали свободные жители греческих городов. Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламировали с ними торжественные гимны. Учил их этому кифарист, прививавший детям навыки игры на струнных инструментах — лире или кифаре.

    С двенадцати лет мальчики начинали заниматься гимнастикой. Руководил этими занятиями педотриб (дословно "тренирующий ребенка"). Государство и семья особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими, сильными, гибкими и выносливыми, были подготовлены к военной службе. Педотриб показывал детям, как метать копье и диск, тренировал их в беге и прыжках, занимался с ними борьбой, плаванием, верховой ездой, готовил к гимнастическим соревнованиям. Спортивные занятия проводились в специально подготовленных для этого помещениях — палестрах. Нередко уроки проводились под аккомпанемент флейты.

    С 16 (18) лет мальчики могли продолжить свое образование в гимназиях, школах риторов и философов. Девочки  учились читать и писать под наблюдением  матери, постепенно приобщались к  домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Они непременно должны были уметь петь и танцевать, чтобы в дальнейшем участвовать в ритуальных праздниках. Знакомились они и с литературой. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались музыкой, поэзией, пением и танцами. Одной из таких школ (по преданию) руководила знаменитая поэтесса Сапфо. В ее стихах есть лирические нежные строки, посвященные ученицам, воспитанным в атмосфере изящества и красоты.

    В различных городах Греции обучение проходило по-разному. В Спарте, где воспитание было делом исключительно государства, учеба и образование строились с целью вырастить прежде всего воина и мать воина. В течение 13 лет — с 7 до 20 лет — мальчики находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Девочки также много внимания уделяли спорту, соревновались с мальчиками на состязаниях. Меньше, чем, например, в Афинах, маленькие спартанцы занимались музыкой и литературой, по были более закалены телом. Жесткость и суровость спартанских методов воспитания сделали их нарицательными, и если выдержка, твердость и лаконичность (Лакония = Спарта) заслужили в веках похвалу и одобрение потомков, то жестокость и чрезмерное увлечение военной подготовкой в ущерб умственному и художественному развитию вызывали порицание уже у современников спартанцев, обитателей иных городов-полисов, где царил идеал "калокагатии" — красоты и добра, слитых воедино.

    Школы в Древнем Риме

    В Риме учебные заведения,  для совместного  обучения мальчиков и девочек, были известны с III в. до н.э. Как в Греции, до 7 лет дети воспитывались дома под присмотром рабов, нередко ими были греки, учившие их греческому языку. Затем они отправлялись в школы, где обучались сыновья и дочери свободных римлян и вольноотпущенников, то есть бывших рабов. Владельцами таких частных школ чаще всего были греческие рабы, получившие свободу.

    Начальную пятилетнюю школу (с 7 до 12 лет) дети проходили  под руководством литератора, который  учил их (как в Греции грамматист) чтению, письму и счету. Иногда арифметикой занимался особый учитель, именуемый знакомым нам словом калькулятор. Счетным материалом, как и в Греции, служили камешки, а также пальцы на руках. На левой руке были единицы и десятки, на правой — сотни и тысячи. Таблицу умножения ребята должны были зазубрить. Заучивая на память, ученики повторяли хором за учителем. В школе царила жесточайшая дисциплина. Применялись и телесные наказания, против которых выступали милосердные учителя и прогрессивные философы.

    Учебный год начинался в марте. Свободные от учебы дни назывались в Риме "фериями" (feriae), то есть праздничными днями.

    Религиозных и государственных праздников было много, так что дети успевали отдохнуть  от уроков. Летом занятий не было: приблизительно с конца июля, когда всходил Сириус, самая яркая звезда в созвездии Большого Пса (Canis Major), наступали каникулярные дни — каникулярии (caniculares), иначе, "дни собачек", самые знойные в году. Дети прекращали занятия и возобновляли их только к середине октября, когда спадала жара. Зато учились римские мальчики и девочки целый день, от зари до вечера, делая перерыв лишь для обеда.

    Специальных школьных зданий, подобных современным, не было, обычно снимали помещение  в частном доме. Столов тоже не было, учитель восседал на катедре (кафедре) — кресле с высокой спинкой, а дети располагались на стульях или табуретах, держа в руках и на коленях школьные предметы. Писали, как и греки, на навощенных табличках. Иногда использовали папирусные свитки, и даже пергамен, который после употребления продавался торговцам для обертывания. На стенах школьного помещения висели разной величины таблицы и картины с изображением мифологических и исторических сцен.

    Дети  из малообеспеченных семей в начальной  школе завершали свое образование. Девочки под руководством частного учителя — грамматика — продолжали обучение дома. Римляне серьезно относились к воспитанию и образованию женщин. Девушки должны были знать литературу, грамматику, риторику, уметь петь, танцевать, понимать музыку, некоторые из них специально занимались географией, геометрией, математикой и даже медициной. Мальчики 12 лет приступали к среднему школьному образованию. На этом этапе их учителем был грамматик, с которым они читали греческих и римских поэтов, писателей, философов, драматургов. От него они получали знания о литературе, ее жанрах, о музыке. Необходимым считалось изучение астрономии, грамматики и геометрии.

Информация о работе Учитель - доверенное лицо общества в воспитании детей