Умственная отсталость и психический инфантилизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:43, реферат

Описание работы

Без позитивного заряда внешней макроэкономической статистики отечественный фондовый рынок продолжает терять ликвидность, а биржевые индексы – сползать вниз. При сложившихся обстоятельствах рассчитывать на автономный рост локальных фондовых площадок не приходится. Тем более, инвесторы под влиянием внешнего негатива продолжают уходить с рынка [1]

Работа содержит 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ.docx

— 25.37 Кб (Скачать)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

СРАВНЕНИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ И  ПСИХИЧЕСКОГО ИНФАНТИЛИЗМА

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 4 курса фак-та логопедии

Сараджян М. Е.

Проверила:

Дружиловская О. В.

 

 

 

«МОСКВА-2012»

У́мственная отста́лость (малоу́мие, олигофрени́я; др.-греч. ὀλίγος — уникальный + φρήν — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом»[источник не указан 240 дней].

Термин «олигофрения»  предложил Эмиль Крепелин.

Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (нем. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + нем. mens — ум, разум). Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.

"Точная оценка распространённости  олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.

Умственная отсталость —  не прогрессирующий процесс, а следствие  перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно  с помощью интеллектуального  коэффициента по стандартным психологическим  тестам.

Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации».

Указания  на нарушения поведения

.0 — отсутствие или  слабая выраженность нарушений  поведения

.1 — со значительными  нарушениями поведения, требующими  ухода и лечения

.8 — с другими нарушениями  поведения

.9 — без указания на  нарушения поведения.

Классификация Е. И. Богдановой (ГУЗ РОКПНД, Рязань, 2010)[источник не указан 240 дней]:

.1 — Снижение интеллекта

.2 — Общее системное  недоразвитие речи

.3 — Нарушение внимания (неустойчивость, трудность распределения,  переключаемость)

.4 — Нарушение восприятия (замедленность, фрагментарность,  снижение объема восприятия)

.5 — Конкретность, некритичность мышления

.6 — Малопродуктивность памяти

.7 — Недоразвитие познавательных  интересов

.8 — Нарушение эмоционально-волевой  сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность)

Причины умственной отсталости

- внутриутробное физическое, химическое или инфекционное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врождённый сифилис, токсоплазмоз);

- вредные факторы пренатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорождённого, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода — конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врождённая гидроцефалия).

- депривация общения в первые годы жизни (до 7—8 лет, дети джунглей)

По некоторым данным, значительная часть людей, которым в детстве  был поставлен диагноз «умственная  отсталость», не имеет никаких органических поражений мозга, а их недостаточно высокий уровень IQ является всего  лишь результатом педагогической запущенности; как правило, это дети из малообеспеченных семей.

Генетические  причины умственной отсталости

 

1. Хромосомные аномалии - выявляются при кариотипировании с помощью светового микроскопа.

Изменетие числа хромосом (Анеуплоидия)- трисомия целых хромосом 13-синдром Патау, 18 -синдром Эдвардса или 21-синдром Дауна, Трисомия по Х-хромосоме.

Частичные аномалии хромосом. Делеции, инверсии, транслокации и дупликации.

2. Микроделеции или микродупликации - выявляются с помощью FISH-окраски.

Во внутренних районах  хромосом (синдром Ангельмана, Синдром Вильямса и другие.)

Делеции в районе теломер.[3]

3. Изменения количества  копий участка хромосомы, на  котором расположены один или  нескольких генов. Можно определить  с помощью метода сравнительной  геномной гибридизации, SNP-микрочипов  или используя сиквенатор "нового поколения".

4. Мутации в  отдельных генах

аутосомно-доминантные-как  правило возникают спонтанно  в результате новой мутации

аутосомно-рецессивные в  т.ч. нарушения метаболизма (Фенилкетонурия, Смит-Лемли-Опици др.)

Х-сцепленые доминантные (синдром Ретта и др.)

Х-сцепленные рецессивные (наиболее часто встречается синдром ломкой хромосомы Х и др.)

5. Митохондриальные изменения

При одной и той же причине  тяжесть нарушений может быть различна. На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости.

Лёгкая (F70.) — дебильность. IQ 50—69.

Умеренная (F71.) — имбецильность. IQ 35—49.

Тяжёлая (F72.) — имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность. IQ 20—34.

Глубокая (F73.) — идиотия. IQ < 20

 

Психический инфантилизм - психическая и физическая недозрелость ребенка, приводящая при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации ( - адаптации к жизни в обществе). Предпосылки к нему создаются генетически, эндокринно-гормональными факторами, гипоксией или инфекционно-токсическими вредностями в период беременности, асфиксией в родах, болезнями первых месяцев жизни. Его развитию способствует и усугубление неблагоприятных предпосылок эгоцентрическим или тревожно-мнительным воспитанием.

Психический инфантилизм  — незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям  к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой  сферы и сохранении детских качеств  личности.

В раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих  мотиваций выявляются с трудом. Поэтому  о психическом инфантилизме обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности начинают выступать более отчетливо.

Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в  детстве, не позволяя принимать самостоятельные  решения — тем самым ограничивая  подростка (но не ребёнка) в свободе. То есть в инфантилизме человека, родившегося  нормальным, могут быть повинны сами родители.

Типичными для инфантильных детей являются преобладание игровых  интересов над учебными, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований. Это приводит к школьной дезадаптации, а в дальнейшем — и к социальным проблемам. Также влияет на психическое состояние.

Однако инфантильные дети сильно отличаются от умственно отсталых или аутичных. Они отличаются более высоким уровнем абстрактно-логического мышления, способны переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи, более продуктивны. Динамика возникающей интеллектуальной недостаточности при инфантилизме характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности.

Простой инфантилизм следует  отличать от дисгармонического, который может приводить к психопатиям

Первый вариант  психического инфантилизма - истинный - базируется на задержке развития лобных долей головного мозга, обусловленной вышеприведенными объективными факторами и неправильным воспитанием. В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм и правил поведения и общения, выработка понятий "нельзя" и "надо", чувства дистанции в отношениях со взрослыми, задерживается созревание способности верно оценивать ситуации, когда следует соответственно их изменениям менять и поведение, а также способности предвидеть развитие событий, и, стало быть, возможные опасности и угрозы.

Это тот случай, когда  ребенок сначала делает, а потом  думает. Дети с данной формой психического инфантилизма по поведению оцениваются  младше своего истинного возраста на один-два года, и при поступлении  в детский сад возникает потребность  поместить такого ребенка в младшую  группу, а при достижении им школьного  возраста оставить его "на дозревание" в детском саду. Такой ребенок  нередко выглядит глупым, но это  не задержка умственного развития.

Второй вариант  психического инфантилизма - общая психофизическая незрелость по инфантильному типу (гармонический инфантилизм, когда ребенок миниатюрен физически и выглядит младше своего возраста социально, по Е.Е. Сухаревой). Предпосылки и причины его те же, что при первом варианте. Однако недозрелость во втором варианте тотальна. Ребенок не только ведет себя как более младший по возрасту, но и выглядит в пять лет как трехлетний. Он рождается с малым весом и ростом, миниатюрен. Это "мальчик с пальчик" или девочка-"Дюймовочка". Таких детей и называют уменьшительными именами: гуленька, зайчик, малютка. Ребенок с данным вариантом психического инфантилизма грациозен, подвижен, но слаб и хрупок.

Не отставая в психомоторном  и психоречевом развитии, своевременно осваивая все навыки и умения, рисование, счет и чтение, такой ребенок еще и музыкален, эмоционально живой, но, как и в первом варианте, у него задерживается дозревание высших социальных функций. Время идет, а ребенок не готов к равноправному общению со сверстниками и вопиюще несамостоятелен. Он из тех, кто не созревает к сроку. Подобное встречается и в животном мире, но там такой детеныш обречен. Выводок уводят, а он остается в логове. Ребенок со вторым вариантом психического инфантилизма - дитя надолго, если это своевременно не преодолевают. Его хрупкость, миниатюрность вызывают тревогу у родителей. У него плохой аппетит, и он часто болеет. Он шалун, но в меру, часто тихоня. Он не требователен и не капризен, ласков и послушен.

Совершенно недопустим третий вариант психического инфантилизма. Ребенок рождается гармоничным во всех отношениях, но, защищая его от жизни, искусственно задерживают его социализацию эгоцентрическим или тревожно-мнительным воспитанием. Подобное чаще всего бывает у родивших поздно, долго ждавших ребенка, истосковавшихся в ожидании. Шестеро взрослых любуются, тешатся одним младенцем. Самый интересный детский возраст - от двух до трех лет. И родители неосознанно хотят задержать ребенка в нем, хотят и преуспевают в этом. Третий вариант психического инфантилизма целиком обусловлен неправильным воспитанием, когда здорового сделали незрелым и развитие лобных функций мозга искусственно задержали.

Инфантилизм в таком случае культивируют изнеживанием и гиперопекой, от сверстников и жизни отгораживают. За ребенка думают и все за него делают, дорогу перед ним расчищают, препятствия с его пути убирают и, что бы он ни сделал, все ему прощают. А он, не ведая ни о чем, идет навстречу жизни, и встреча эта не сулит ему ничего хорошего. Дело осложняется тем, что психическое развитие следует жесткой генетической программе и упущенное по возрасту во многом оказывается упущенным навсегда. В результате после пяти с половиной лет ребенок уже инфантилен объективно, как если бы ему повредили мозг. В первых двух вариантах начиналось с повреждения, в третьем - заканчивается им. И третий вариант хуже первых двух. Хуже и прогноз. Тяжелее преодоление.


Информация о работе Умственная отсталость и психический инфантилизм