Управление качеством образования как педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:53, реферат

Описание работы

В данном реферате подробно рассматривается проблема качества образования и факторы, влияющие на качество образования

Содержание

Введение
Факторы, влияющие на качество образования
Модель управления качеством образования
Фронтально-обзорный контроль
Фронтальный контроль
Программа управления качеством образования
Мониторинг учебного процесса в средней школе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Управление качеством.docx

— 42.14 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки РФ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Шадринский государственный педагогический институт»

факультет технологии и предпринимательства

Кафедра Менеджмент в образовании

 

 

   

 

 

 

Реферат

по дисциплине Управление качеством

на тему: Управление качеством образования

как педагогическая проблема

 

 

 

 

 

 

выполнил: Оленникова Ю.М.

проверил: Девяткова Е.С.

 

 

 

Шадринск,2012 
 

                                                 Список литературы

Введение……………………………………………………………………….…..3 Факторы, влияющие на качество образования………………………………….4

Модель управления качеством  образования…………………………………….6

Фронтально-обзорный контроль……………………………………………....…9

Фронтальный контроль………………………………………………………….13

Программа управления качеством  образования…………………………….…14

Мониторинг учебного процесса в средней школе……………………….……17

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение 
Проблема качества образования – одна из центральных проблем современной школы. От решения этой проблемы зависит качество жизни человека в обществе. 
Именно поэтому эта проблема должна рассматриваться с позиции, прежде всего человеческой и социальной ценности образования. 
Сегодня эта проблема вновь стала предметом жарких дискуссий. И это не случайно, так как реформы в образовании всегда заостряют проблемы качества обучения и воспитания. 
Актуальность этой проблемы связана еще с тем, что школу «захлестнула» волна инновационных преобразований: новое содержание, новые учебники, педагогические технологии, жестко регулирующие учебно-воспитательный процесс. Расширилась практика вариативно образования и дифференцированного обучения, спектра образовательных услуг и ряд других новшеств, значительно изменивших традиционную школу. Все эти процессы требуют серьезной координации, а результаты деятельности школы глубокого анализа и осмысления, что не возможно без соответствующего управления. Именно оно, с одной стороны, призвано скоординировать работу всех подструктур школы, учесть влияние различных факторов (как объективных, так и субъективных), создать условия и оценить результаты деятельности.  
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

             Факторы, влияющие на качество образования 
 
Каждый, работающий в сфере образования сразу может сказать, что основные показатели качества образования в том или в ином учреждении - это показатели, результаты поступления выпускников в вузы, итоги предметных олимпиад того или иного уровня. Но только ли эти параметры определяют качество образования? 
Я считаю, что самым актуальным является ребенок, с которым мы работаем, и его взаимоотношения с учителем. 
Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно ориентированного обучения, которое предполагает: 
Признание ребенка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе образовательных воздействий. Признание способности ребенка к саморазвитию и его прав на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей. Смену позиции педагога по отношению к деятельности ученика.

Сейчас много внимания уделяется сути личностно ориентированной  педагогики. Я полностью согласна с мнением большинства педагогов, что воспитывать и обучать, развивать  и корректировать поведение нужно  без насилия, уважая свободную личность ребенка, внимательно и чутко  выявляя, поддерживая и развивая способности и склонности ребенка. 
Но особо надо говорить о здоровье детей, с которыми нам приходиться работать. Зачастую мы работаем с детьми, забывая, что только малое количество детей рождаются практически здоровыми. Поэтому многие наши дети не выдерживают той психической и умственной нагрузки, которую мы даем им на занятиях и уроках. Об этом нужно помнить ежеминутно каждому педагогу. 
Современный ребенок попал под пресс неблагоприятных факторов. Многие дети живут и воспитываются в неполных семьях. По телевидению дети смотрят фильмы, изобилующие сценами кровавых расправ, боевики. Все быстрее в нашу жизнь входят компьютеры, в которых дети «пропадают». Игры затягивают их, и это становится болезнью. Книги детей интересуют все меньше. Снижается их познавательная активность. 
У многих детей потенциал развития велик. Есть дети, которые не усваивают стандарт, а есть среди наших воспитанников и одаренные дети. Я считаю, что наша задача заметить собственную неповторимость каждого ребенка. 
 
И так, фундаментальной основой механизма управления качеством образования выступает психолого-педагогический, медицинский социальный мониторинг. 
Инновационные образовательные направления в системе образования требуют педагога нового типа. Нужен такой учитель, который не только знает свой предмет и способен объяснить учащимся материал и организовать свою деятельность, но и умеющий грамотно управлять учебной деятельностью учащихся. 
И это еще далеко не все параметры, влияющие на качество образования. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

 

                Модель управления качеством образования 
 
Школа разрабатывает свою образовательную программу, опираясь на базисный учебный план и государственные стандарты по предметам. Образовательная программа школы - это образовательная модель школы, где выделены основные компоненты деятельности (учебные планы, программы, модели выпускника на каждой ступени обучения, стратегия обучения и воспитания, различные службы, призванные оказывать помощь учителям и учащимся с учетом конкретных условий школы, а также возможностей учащихся и их родителей). 
Вся модель управления качеством образования выглядит таким образом: условия -процесс-результат. 
Условиям образовательного процесса относятся: тип школы, уровень мастерства педагогических кадров, контингент учащихся, учебно-методическое обеспечение, нормативно-правовая база, материально-техническое обеспечение, финансовое обеспечение школы. 
Результатам образовательного процесса относятся: итоги аттестации, творческие достижения учащихся, обеспечение продолжения образования, состояние здоровья, удовлетворенность образовательного заказа учащихся и родителей. 
 
 
                                     Внутришкольный контроль 
 
В педагогической печати часто ставится вопрос о целях и задачах внутришкольного контроля. Что же необходимо делать руководителю школы, чтобы организовать контроль, отвечающий нашему времени, т.е. контроль, который носил бы аналитический характер, был действенным, полезным и был бы обусловлен необходимостью? 
Прежде всего в самой основе руководства и контроля должно лежать соблюдение преемственности в научном и методическом росте всего педагогического коллектива школы. Новый учебный год должен быть продолжением истекшего в совершенствовании педагогического мастерства каждого члена коллектива и, следовательно, в повышении качества всего учебно-воспитательного процесса в школе. 
Внутришкольный контроль включает административный контроль, коллективный контроль, самоконтроль.Под коллективным контролем понимается контроль, осуществляемый учительским коллективом, и имеет не столь жесткие формы, как административный контроль. Он осуществляется в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов о работе, взаимопосещений и др. С коллективным контролем мы встречаемся, когда идет внедрение новых учебников, методов, средств и технологий обучения или же, когда осуществляется отслеживание результатов реализации эксперимента. Его цель – получение информации о состоянии дел в школе, позволяющий оценить работу педагогического коллектива силами самого коллектива и отдельных его членов, оказание оперативной помощи и побуждение коллектива к продуктивной работе. Такой контроль эффективен, когда необходима широкая экспертная оценка работы группы учителей или одного учителя, например, при аттестации кадров. 
Самоконтроль как часть ВШК означает работу на доверии. Доверие оказывается лучшим учителям школы в качестве поощрения за высокие результаты педагогической деятельности. « Именно в доверии к учителю проявляется человекоцентристкий подход в педагогическом менеджменте»,- заявляют авторы книги «Менеджмент в управлении школы». 
Какие же формы контроля следует считать более рациональными? 
-фронтально-обзорный; 
-предварительный; 
-персон альный; 
-тематический; 
-фронтальный; 
-классно-обобщающий. 
Каждая из этих форм дополняет другую, и все они между собой взаимосвязаны. Например, фронтально-обзорный контроль помогает руководителю выяснить, на каком профессиональном уровне начинает учебный год каждый член коллектива. Предварительный контроль позволяет руководителю увидеть в поурочном плане ход урока или серии уроков у того или иного учителя, предварительно обсудить, в какой мере эти уроки отвечают требованиям сегодняшнего дня, и при необходимости оказать помощь. Фронтальный контроль позволяет ознакомиться с системой работы одного учителя или группы учителей. 
Персональный контроль позволяет руководителю работать с отдельным учителем в целях повышения его педагогического мастерства. Классно-обобщающий контроль дает возможность выяснить воздействие группы учителей на учащихся одного класса. 
При проверке качества преподавания учебных дисциплин необходимо использовать все формы контроля. Нельзя рассчитывать на глубокий педагогический анализ при однообразных его формах. Разнообразие форм поможет руководителю получить более широкую информацию о состоянии дел в школе и на этой основе сделать всесторонний анализ, наметить правильные пути для дальнейшего повышения качества учебно-воспитательного процесса. 
Рассмотрим, что собой представляет каждая форма контроля, в чем ее особенности и какова при этом методика его организации. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Фронтально-обзорный контроль 
 
Этот контроль необходим для общего ознакомления (за непродолжительный период) с профессиональным уровнем работы всего коллектива учителей или его части. Эта форма на практике используется в двух случаях. Рассмотрим, например, на протяжении истекшего учебного года коллективом решался какой-то комплекс задач по улучшению учебно-воспитательного процесса в школе и в этой связи совместно вырабатывались и внедрялись различные методы и формы работы: 
Рациональные формы и методы воспитания у учащихся ответственного отношения к учебе на уроках.

Применение ТСО и наглядности  в обучении как один из методов  формирования у учащихся интереса к  знаниям.

Формы и методы работы с  трудными и слабыми учащимися  на уроке.

Виды самостоятельной  работы учащихся на уроке и методика организации этой работы.

Методические приемы повторения учебного материала. 

Результаты годовой деятельности педагогического коллектива обсуждались  на итоговом педсовете. Отмечалось, что  удалось решить коллективу, а над  чем еще следует поработать. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

                              Предварительный контроль     
 
Цель предварительного контроля - предупредить возможные ошибки в работе учителя либо по определенной теме или разделу программы, либо в решении каких- то педагогических или методических задач до проведения урока или серии уроков в классе, а также на занятиях кружка, при проведении экскурсии и.д. Обычно предварительный контроль рассчитан на решение текущих или ближайших задач.  
Данной формой контроля руководитель не только стремится предупредить возможные ошибки, но и оказать воздействие на эффективность труда учителя, т.е. помочь рационально построить урок. Ведь основное в контроле - это его обучающая функция, а не констатация тех или иных недостатков в работе учителя. 
Успешно используется эта форма контроля и во внеклассной работе. Например, предварительно обсуждается план экскурсии, школьного вечера, диспута и т.д. 
Такой контроль предполагает оценку деятельности отдельного учителя. В основном он используется для оказания действенной помощи учителю в его работе, особенно начинающему или малоопытному. 
Рассмотрим методику организации персонального контроля. Например, уроки литературы малоопытного учителя проходят довольно вяло, особенно уроки обобщающе-повторительного типа. Он не умеет включить весь класс в активную беседу. В чем причина? Руководитель посещает несколько уроков подряд и сам привлекает к себе в помощь опытного учителя. Анализируя посещенные уроки, изучая поурочные планы, руководитель приходит к выводу, что вопросы учителя, которые он ставит перед классом, направляют ученика на работу в повествовательном плане. Поэтому ответы учеников больше сводятся к пересказу содержания того или иного произведения, а отсюда – вялый и неинтересный урок, а главное - он не будит мысли ученика. 
Итак, причина установлена. Но как оказать действенную помощь учителю, если руководитель - не специалист по данному предмету? Безусловно, установление причины - это уже помощь, но еще недостаточная. В таком случае можно поступить так: либо предложить учителю самому разобраться, как активизировать мышление ученика на уроке, либо прикрепить его к опытному учителю и просить оказать необходимую помощь: разработать вместе несколько поурочных планов, пригласить к себе на уроки. Первый этап работы с учителем заканчивается тем. Что ему предлагается определенный срок для исправления недочетов в своей работе и намечается конкретная дата повторной проверки. Эту дату руководитель обязательно вносит в свой график посещения уроков, а учитель тоже должен запомнить эту дату. Только в этом случае контроль будет действенным. А планирование его обусловливается необходимостью. 
Персональная форма контроля может быть использована не только для оказания необходимой помощи учителю, но и в целях обеспечения должной требовательности к его работе. Например, устанавливается контроль за проверкой ученических тетрадей, работой над ошибками в них, опросом учащихся, использованием ТСО, дозировкой домашних заданий и т.д. В этом случае цель персонального контроля – сосредоточить внимание учителя на том, где наблюдается его явная недоработка из-за небрежности или низкой требовательности. 
Значение персонального контроля трудно переоценить. Ведь успех работы всего коллектива зависит от качества работы каждого его члена. Например, недоработка учителей начальных классов обернется двойной нагрузкой на учителя среднего звена, а недоработка учителей этого звена неминуемо затруднит деятельность учителей старших классов. 
 
 
                                     Тематический контроль 
 
Цель тематического контроля – отрабатывать и утверждать в практической деятельности каждого учителя основные компоненты современного урока, находить и внедрять более рациональные формы и методы, отвечающие современным задачам обучения. 
Особенностями современного урока являются индивидуализация обучения в сочетании с классно – урочной формой, умение учеников применять полученные знания на практике. Особенность современного урока состоит еще и в том, что обучение предполагает не только усвоение уже добытых человечеством знаний, но и ознакомление с теми проблемами, которые еще предстоит решить обществу, участниками которого будут сегодняшние ученики.  
В основном тематический контроль используется для контроля отдельных звеньев текущей работы педагогического коллектива. Например, контроль организован по теме «Использование ТСО и наглядности в обучении на уроках гуманитарного цикла». Определены сроки проверки – 8-10 дней. План проверки может быть таким: 
-в каком состоянии находятся ТСО и средства наглядности по тому или иному предмету? 
-составлен ли учителем каталог наглядных пособий по своему предмету?        -каких наглядных пособий нет и приняты ли меры для их приобретения? 
-систематически ли используются наглядные пособия и ТСО в процессе обучения?  
-эффективность использования экранных пособий и других средств в процессе обучения. 
Результаты своих обследований комиссия обобщает в итоговую справку, а затем докладывает на педагогическом совете. 
Итак, цель и назначение тематического контроля состоит в том, чтобы мобилизовать усилия всего коллектива или отдельных методических объединений на решение определенных задач. Проблем, имеющих важное значение для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Такой контроль планируется заранее, т.е. при составлении общешкольного годового плана работы. 
 
 
                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Фронтальный контроль 
 
Фронтальный контроль – это такая форма, при которой проверяется в полном объеме работа или одного учителя, или всего методического объединения. Что значит проверка в полном объеме? Если мы проверяем работу одного учителя, то в этом случае начинаем проверку с подготовки его к урокам и кончаем внеклассными мероприятиями, которые он проводит (работа кружка, работа со слабыми и отстающими учениками во внеурочное время). Если же ведется проверка всего методического объединения, то здесь также начинаем с планирования, организационной работы и кончаем внеклассными и внешкольными мероприятиями. 
Весь смысл фронтального контроля состоит в глубоком и всестороннем анализе всего учебно-педагогического процесса. По длительности эта форма контроля занимает примерно от 10 до 20 дней. Обычно для его проведения создается проверочная группа в количестве 6-8 человек во главе с директором школы или его заместителя по учебно-воспитательной работе. 
Следует иметь виду, что эта форма контроля может быть эффективна лишь в том случае, если она тщательно готовится и если предварительно разрабатывается план ее проведения. 
 
                                 Классно-обобщающий контроль 
 
Такая форма контроля, при которой руководитель школы в течение одного или нескольких учебных дней присутствует на всех уроках в одном и в том же классе. Это своеобразная форма контроля, включающая в себе элементы и персонального и тематического и фронтального контроля. Но в то же время она имеет свою специфику. Во-первых, она многопланова, во- вторых, позволяет проконтролировать педагогическое воздействие группы учителей на учащихся одного класса и методом сравнения определить глубину и характер этого воздействия. Факты положительного воздействия здесь особенно видны, а также заметны отдельные недоработки каждого. Пользуясь методом сравнения, руководитель ясно видит, в чем помочь одному учителю, что потребовать от другого, какие сильные стороны третьего следует развить и как сделать их достоянием всего коллектива, в чем именно следует добиваться единства действий учителей, работающих в данном классе. 
Итак, рассмотренные формы контроля являются, на мой взгляд, важным педагогическим арсеналом в деятельности руководителей школы.

 
                Программа управления качеством образования

 
Г.Ч. Тахтамышева в книге «Оценка  качества обучения в общеобразовательной  школе» указывает, что целью управления современной школой должно стать  создание условий для реализации полноценного образовательного процесса с учетом потенциального поля ученика. Полноценный образовательный процесс  связан с качественным обучением  и воспитанием подрастающего  поколения, а управление качеством  образования призвано отслеживать  результаты обучения, воспитания и  регулировать этот процесс. 
Рассмотрим основные положения программы управления качеством образования. 
Первый этап-это подготовка программы. 
Начать его надо с создания аналитической группы. В состав, который должны войти самые опытные, неординарно мыслящие учителя. Во главе группы – директор школы или заместитель директора по УВР. 
Вначале группа хотя бы в общих чертах определяет для себя фактические показатели качества знаний, уровня воспитанности, уровня развития общеучебных навыков и умений, связей преемственности. Потом, опираясь на существующую педагогическую литературу, надо расклассифицировать эти показатели хотя бы по звеньям (начальное, среднее и старшее) и по предметам. 
Далее группа может приступить к составлению плана анализа положения дел в школе. Здесь торопиться не следует. В ходе анализа необходимо выяснить западающие стороны в методике каждого учителя и связанные с ними проблемы в знаниях учащихся. Это очень важно, потому что выводы из анализа должны затем лечь в основу программы работы школы. 
После осуществления анализа, его данные обобщаются в докладе руководителя школы. Задачей такого доклада является вскрытие истинного положения дел с качеством педагогического процесса. Работа такого педагогического совета должна заканчиваться принятием решения о разработке программы «Качество», утверждением ее целей и задач. 
Одновременно с такой работой вести просветительно-агитационную работу: повернуть учителя лицом к задаче качества. Далее эта работа должна вестись постоянно и набирать темп по мере реализации процесса. Как руководители мы должны убедить своих учителей в том, что они могут работать на много лучше. 
Второй этап-конструирование программы. Этот этап включает три раздела. 
1 раздел – работа с кадрами. Она рассматривается в следующих позициях. 
- выработка у каждого учителя правильного отношения к качеству своей работы, постоянная информация коллектива о том, как работает школа и каково ее положение среди других школ района. Информирование коллектива о состоянии улучшения преподавания и качества знаний. Проведение постоянных, по звеньям конференций, методических семинаров, смотров качества знаний по предметам и т. д. 
- планирование системы мер по повышению профессионального уровня учителей. Здесь необходимо на предельно конкретной основе, опираясь на диагноз низкого качества преподавания тех или иных разделов программы конкретным учителям, организовать через методические объединения его учебу, работу по ликвидации этих узких мест в методике его преподавания, процесс его самосовершенствования.  
2 раздел – организационный. Включает в себя:  
- сроки проведения аналитических срезов по выявлению характера и уровня воспитанности учащихся; 
-сроки сдачи планов работы учителя по повышению качества знаний по предмету в целом и отдельных учеников в частности, в которых должны быть сформулированы причины низкого качества знаний учеников по темам и разделам программы и намечены меры по их устранению. Здесь должны быть намечены конкретные цели работы учителя по повышению качества знаний и обоснован этапностью его работы по их достижению. Очень важно, чтобы в преамбуле к такому плану учитель выделил наиболее трудные для усвоения темы своего предмета и спланировал работу по повышению качества методики их преподавания; 
- график совместного анализа этих планов руководителем школы и учителями; 
- график самоотчета учителей по качеству преподавания и качеству знаний учащихся; 
- В целях недопущения искусственного завышения знаний учащихся учителями спланировать тестирование учащихся на входе (в начале года) и на выходе (в конце учебного года); 
- организационные меры для родителей по работе вместе со школой над проблемой качества знаний своих детей; 
- меры по моральному и материальному стимулированию выполнения программы «Качество»; 
3 раздел. Осуществление управленческих воздействий. Он не рассчитан на привычные контрольные жесткие меры. Его задача связана с мерами по мотивированию учителей на высокое качество преподавания путем правильного использования таких факторов, как возможности ожидания достижений и вознаграждений, признание успеха, повышение престижа в коллективе и т.д. Он должен быть направлен на индивидуальную работу с каждым учителем по тем целям, которые он наметил в своем индивидуальном плане качества. Задача состоит в том, чтобы создать коллективное управление качеством, при котором активная роль принадлежала бы самим учителям и учащимся. 
Итак, работу по повышению качества образования необходимо рассматривать как совместную деятельность руководителя, учителей, родителей и учащихся. 
 

Информация о работе Управление качеством образования как педагогическая проблема