Управление образовательными системами как научно-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть организационно-педагогические условия успешного управления школой. Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по данной теме и представить обзор исследуемого вопроса.
Рассмотреть управление как систему научно-педагогической организации.
Рассмотреть основы управлении образовательными системами.
Рассмотреть принципы управления педагогическими системами.
Ознакомиться со структурными компонентами педагогической системы.

Содержание

Введение…………………………………………………...…………………………3
Глава 1. Управление образовательными системами как научно-педагогическая проблема………………………………………………………………………..…….5
Характер управления системой образования…………..…………….5
Внутришкольное управление и внутришкольный менеджмент…………………………………………………...5
Основные признаки государственного управления………..6
Основные признаки общественного управления…………...9
Школа как система и объект управления……………………...…….11
Системообразующие факторы педагогической системы....13
Условия функционирования педагогической системы…...13
Структурные компоненты педагогической системы……...14
Принципы управления современной школой………………...……..16
Глава 2. Организационно-педагогические условия успешного управления школой……………………………………………………………………………....22
2.1. Организация учебно-воспитательной работы……………………….22
2.2. Работа директора и педагогического коллектива школы…………...23
2.3. Функциональные обязанности должностных лиц школы…………..23
2.4. Стили руководства директора школы………………………………..25
2.5. Принципы научной организации труда руководителя школы….….29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………....34

Работа содержит 1 файл

Курсовая педагогика.docx

— 64.41 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение…………………………………………………...…………………………3

Глава 1. Управление образовательными системами как научно-педагогическая проблема………………………………………………………………………..…….5

    1. Характер управления системой образования…………..…………….5
      1. Внутришкольное управление и внутришкольный менеджмент…………………………………………………...5
      2. Основные признаки государственного управления………..6
      3. Основные признаки общественного управления…………...9
    2. Школа как система и объект управления……………………...…….11
      1. Системообразующие факторы педагогической системы....13
      2. Условия функционирования педагогической системы…...13
      3. Структурные компоненты педагогической системы……...14
    3. Принципы управления современной школой………………...……..16

Глава 2. Организационно-педагогические условия успешного управления                                           школой……………………………………………………………………………....22

2.1. Организация учебно-воспитательной  работы……………………….22

2.2. Работа директора и  педагогического коллектива школы…………...23

2.3. Функциональные обязанности  должностных лиц школы…………..23

2.4. Стили руководства  директора школы………………………………..25

2.5. Принципы научной организации  труда руководителя школы….….29

Заключение………………………………………………………………………….32

Список литературы………………………………………………………………....34

 

 

Введение

 

Решение теоретических и  практических задач управления образовательным  учреждением приобретает все  больший вес в связи с гуманизацией и демократизацией, возрастанием роли и значимости защиты прав и свобод человека, развитием рыночных отношений, формирование новых социальных структур и форм управления.

В настоящее время общеобразовательная  школа должна решать актуальные задачи совершенствования учебно-воспитательного  процесса и управления им на высоком  уровне [22;3].

Школа – исключительно  сложный и весьма разветвленный  по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать  только при условии, если каждое его  отдельное звено о подразделение  будут действовать слаженно и  эффективно [26;502].

Все это свидетельствует  об огромной роли разработки научных  основ управления школой и ее учебно-воспитательной работой. Очевидно, что директор является ключевой фигурой в общеобразовательном  учреждении и ему принадлежит  решающая роль в организации его  жизнедеятельности.

Выбор темы исследования обусловлен желанием углубить знания в области  педагогики управления школой. На наш  взгляд, будущему учителю необходимо иметь хотя бы элементарное представление  об организации управления в школе.

Объектом исследования является система управления образованием.

Предмет исследования - условия  успешного управления школой.

Цель данной работы –  рассмотреть организационно-педагогические условия успешного управления школой. Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

    1. Провести теоретический анализ литературы по данной теме и представить обзор исследуемого вопроса.
    2. Рассмотреть управление как систему научно-педагогической организации.
    3. Рассмотреть основы управлении образовательными системами.
    4. Рассмотреть принципы управления педагогическими системами.
    5. Ознакомиться со структурными компонентами педагогической системы.
    6. Описать условия успешного управления школой.
    7. Описать возможные стили управления и определить оптимальный стиль для руководителя школы.

При написании курсовой работы использовались следующие методы: исследовательский, анализ литературы, сравнение, обобщение.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка используемой литературы.

Во введении представлены актуальность данной темы, определена цель и задачи исследования, а также  предмет и объект исследования.

В первой главе рассматриваются  вопросы об управлении: государственное  и общественное управление, а также  школа как объект и система  управления, принципы управления современной  школой.

Во второй главе рассматриваются  условия успешного управления школой: работа директора, организация учебно-воспитательной работы, обязанности должностных  лиц школы, стили руководства  и принципы научной организации  труда.

В заключении представлены выводы, а также результаты теоретического исследования.

В списке литературы отражены источники, которые использовались для написания данной работы.

 

 

 

 

Глава 1. Управление образовательными системами как научно-педагогическая проблема

 

    1. Характер управления системой образования

 

Будущему учителю, вступающему  в самостоятельную профессиональную деятельность, важно иметь полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими  системами. Это поможет с самого начала войти в ритм работы школы, понять сложный механизм ее функционирования, установить профессиональные деловые  отношения с администрацией, коллегами-учителями, учениками и родителями. 

 
1.1.1. Внутришкольное управление и внутришкольный менеджмент 

 

В педагогической науке и  практике все более усиливается  стремление осмыслить целостный  педагогический процесс с позиций  науки управления, придать ему  строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально  и необходимо не только в области  технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.

Под управлением  вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта  управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации [15]. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования. 

Общеобразовательная школа  как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного  управления. Следовательно, мы можем  говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей  системы — общеобразовательной  школы. Такими подсистемами являются целостный  педагогический процесс, классно-урочная  система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др.

Внутришкольное  управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных  закономерностей с целью достижения оптимального результата [16]. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования.  Теория управления школой существенно дополняется теорией внутришкольного менеджмента (Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова и др.). Теория менеджмента привлекает прежде всего своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу школоведческих проблем дают основание для разработки самостоятельного направления — внутришкольного менеджмента. 

 

1.1.2. Основные признаки государственного управления 

 

Одна из отличительных  особенностей современной системы  образования — переход от государственного к государственно-общественному  управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений [16].

Государственный характер системы  образования означает прежде всего, что в стране проводится единая государственная  политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации "Об образовании", принятом в 1992 г. В соответствии с законом сфера образования в Российской Федерации провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политический, международной сферах связываются с успехами в системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем системы образования. Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти — Федеральным Собранием РФ на определенный промежуток времени [5].

Федеральная программа является организационно-управленческим проектом, содержание которого определяется как  общими принципами государственной  политики в сфере образования, так  и объективными данными проведенного анализа состояния, тенденций и  перспектив развития образования. Поэтому  программа содержит три основных раздела: аналитический, освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности, и организационный, определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности. Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в законе РФ "Об образовании":  
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине;  
единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;  
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников;  
светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании;  
демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.  
Государственный характер управления образованием проявляется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан РФ на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений [5].

Органы управления образованием на местах проводят государственную  политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки выпускников. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности. 

Для последовательного проведения государственной политики в сфере  образования в стране создаются  соответствующие государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), ведомственные, республиканские (республики в составе Российской Федерации), краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов [16]. 

Государственные органы управления — министерства образования, управления образованием в краях, областях, автономных округах в границах своей компетенции  решают такие вопросы, как разработка и реализация целевых федеральных  и международных программ; разработка государственных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании; государственная аккредитация образовательных учреждений, расширение границ общественной аккредитации; аттестация педагогических кадров; формирование системы образования в стране и конкретном регионе, определение  перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка; финансирование образовательных  учреждений, создание государственных  фондов стабилизации и развития системы  образования; разработка государственных  нормативов финансирования образовательных  учреждений; прогнозирование сети образовательных  учреждений; контроль за исполнением  законодательства РФ в бюджетной  и финансовой дисциплине в системе  образования.  
Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем[16]. 

 
1.1.3. Основные признаки общественного управления 

 

Общественный характер управления системой образования проявляется  в том, что наряду с органами государственной  власти создаются общественные органы, в которые входят представители  учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие  в управлении создает реальные предпосылки  для создания атмосферы научного поиска и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера  управления образованием является деятельность коллективного органа управления — совета школы. Функции и содержание работы совета определяются "Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации". 

Информация о работе Управление образовательными системами как научно-педагогическая проблема