Ушинский К.Д. – основоположник русской национальной системы воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

С учетом вышеизложенного цель курсовой работы раскрыть, обосновать актуальность основных положений учения К.Д. Ушинского об идеи народности воспитания, ее элементах, о единстве общечеловеческого и национального воспитания.

Содержание

Введение…………………………………………………………….....................3

Глава 1. Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского……………..5
Биография К.Д.Ушинского…………………………………………………...5
Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д.Ушинского……………………………………………………………….11

Глава 2. Элементы принципа народности воспитания по учению К.Д.Ушинского ………………………………………………………………….22

2.1 Труд и родной язык как основа и средство воспитания…………………..22

2.2 Соотношение начальной школы и принципа народности………………...27

Заключение ………………………………………………………………………35

Список используемой литературы……………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Федеральное агенство по образованию

Федеральное Государственное Образовательное  Учреждение высшего профессионального  образования

( Российский  государственный Университет Туризма  и Сервиса)

( РГУТ  и С)

( ФГОУВПО  «РГУТ и С» )

Институт  сервиса ( г.Москва) (филиал)

 Факультет  информационных и коммуникационных  технологий

Кафедра образовательного и гуманитарного  сервиса 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 

Тема: Ушинский К.Д. – основоположник русской национальной системы        воспитания. 

Дисциплина: Теоретико-методологические основы образовательного сервиса 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  Шувалова С.А.

                                                                        Группа ВСК-106

                                                                                      Проверил Ковалева Н.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2010 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение…………………………………………………………….....................3

Глава 1. Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского……………..5

    1. Биография К.Д.Ушинского…………………………………………………...5
    2. Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д.Ушинского……………………………………………………………….11

Глава 2. Элементы принципа народности воспитания по учению К.Д.Ушинского ………………………………………………………………….22

2.1 Труд  и родной язык как основа  и средство воспитания…………………..22

2.2 Соотношение  начальной школы и принципа народности………………...27

Заключение  ………………………………………………………………………35

Список используемой литературы……………………………………………...37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Качественно новый этап педагогической мысли  в России, современного образования, имеющий направление на формирование разносторонне образованной, гуманной и нравственной личности, начавшийся в 90-е годы XX века, обусловил необходимость обращения к истокам отечественной педагогики с целью осмысление ее идеалов, духовных и культурных ценностей, их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах с поправками на время, уточнения, углубления и пересмотра вклада в ее развитие прогрессивных деятелей второй половины XIX века, в том числе основателя русской национальной педагогики и реформатора народной школы К.Д. Ушинского (1824-1871). Следует иметь в виду тот факт, что в большинстве исследований, выполненных в годы советской власти, анализ педагогической системы Ушинского дан односторонне, тенденциозно, с позиций партийности науки и установок коммунистической идеологии. При этом игнорировались гуманные общечеловеческие ценности. Принижалась духовно-воспитательная значимость разработанных Ушинским основ воспитания личности.  При раскрытии содержания образования и методов обучения, воспитания учащихся предпринимались попытки сопоставлять его положения с теорией и практикой коммунистического воспитания. Не признавалась ведущая тенденция развития мировой педагогической мысли – тенденция движения к гуманной педагогике.

     В свете сказанного актуальным становится новое прочтение трудов Ушинского  с точки зрения гуманистических  ценностей, народной культуры и  активное внедрения его идей в практику духовного, нравственного, патриотического  воспитания.   Значительный педагогический опыт К.Д. Ушинского по вопросам воспитания ребенка на основе традиций народной культуры, удачное обоснование системы образования в соответствии с культурно-историческими национальными ценностями создали условия для объективного и всестороннего  изучения наследия К.Д. Ушинского.

       Всестороннему анализу педагогической  системы К.Д. Ушинского посвящены  многочисленные работы дореволюционных  и советских исследователей.  В изучение и внедрение в  практику наследия  Ушинского  большой вклад внесли такие  видные педагогики дооктябрьского периода, как Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, М.И. Демков, К.В. Ельпицкий, В.Е. Ермилов, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Модзалевский, В.П. Острогорский, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.И. Чернышев, а также советские исследователи Г.П. Белозерцев, Н.К. Гончаров, М.А. Данилов, Н.К. Крупская. Возросший интерес к педагогическому наследию прошлого обусловил возрождение и целенаправленное изучение идей К.Д. Ушинского в конце XX века. Изучению различных аспектов наследия великого педагога, в частности идеи  народного  воспитания,  послужившую  основой  для создания оригинальной русской педагогики,  учения о роли родного  языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, посвящены труды Е.П. Белозерцева, С.Б. Каменецкой, Н.И. Лифинцевой, В.М. Меньшикова, Л.И. Мищенко, Л.С. Подымовой.

     С учетом вышеизложенного цель курсовой работы раскрыть, обосновать актуальность основных положений  учения К.Д. Ушинского  об идеи народности воспитания, ее элементах, о единстве общечеловеческого и национального  воспитания. В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть идею  народности воспитания как центральной  идеи педагогической теории К.  Д. Ушинского. 

2. Проанализировать элементы принципа народности воспитания по учению К.Д. Ушинского (труд, родной язык, народная школа, женское образование).

     Курсовая  работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения и списка литературы. 

     Глава 1. Жизнь и педагогическая деятельность К.Д.Ушинского

    1. Биография К.Д.Ушинского
 
 

     Константин  Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет.

     После назначения отца Константина Дмитриевича  судьёй в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда. Все детство и отрочество К. Д. Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

     После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции блестящих преподавателей, в том числе таких известных как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Петр Григорьевич Редкин, который оказал немалое влияние на последующий выбор К. Д. Ушинского заняться педагогикой.

     После блестящего окончания университетского курса в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

     В июне 1844 года ученый совет Московского  университета присудил Константину  Ушинскому степень кандидата юриспруденции, а в 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском Демидовском лицее. Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальства на Ушинского со стороны руководства лицея и установления негласного надзора за ним. Все это привело к тому, что в 1849 году Ушинский уходит в отставку. После своей отставки из Демидовского лицея Ушинский некоторое время зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.

     Через полтора года безуспешных попыток  утроиться на преподавательскую  работу в Ярославле К. Д. Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где первоначально он смог устроиться только на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий — достаточно мелкую чиновничью должность. В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, К. Д. Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт, который находился под покровительством императрицы. Задачей Гатчинского сиротского института была воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Так за небольшую провинность воспитанника могли посадить под арест в карцер, на прогулку за стены института воспитанники могли выходить только по субботам и воскресеньям. Сам Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания». Интересно, что за пять лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении (18541859) К. Д. Ушинскому удалось изменить старые и внедрить новые порядки и традиции в институте, которые сохранялись в нём вплоть до 1917 года. Так ему удалось начисто искоренить фискальство, доносительство, как правило, характерное для учебных заведений закрытого типа, ему удалось изжить воровство, так как самым суровым наказанием для воров стало презрение товарищей. Чувство настоящего товарищества К. Д. Ушинский считал основой воспитания.

     Уже через год своей службы в Гатчинском сиротском институте К. Д. Ушинский был повышен по службе и назначен инспектором классов.

     В стенах этого учебного заведения  К. Д. Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института — Е. О. Гугеля, в котором он нашёл, как писал позже сам Ушинский, «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского. Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». После огромного общественного успеха его статьи, Ушинский становится постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он последовательно публиковал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Он также сотрудничал в журналах «Современник» (18521854) и «Библиотека для чтения» (18541855).

     В 1859 году К. Д. Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения контингента учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия), он ввел практику преподавание учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц. К. Д. Ушинский ввел в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

     Одновременно  с преподавательской работой  Ушинский стал редактировать «Журнал  Министерства Народного Просвещения», который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

Информация о работе Ушинский К.Д. – основоположник русской национальной системы воспитания